172
173
своими иламиГАРАЖНОЕ ОБОРУДОВАНИЕМАЛЯРКАПОБЕДИМЫИ ДИСБАЛАНСАлександр БУДКИН В далеком 1968 году инженерам германской фирмы "Хавека" (Haveka) пришла в голову идея использовать для закрепления колеса на балансировочном стенде универОбычно колесо центрируется по конической поверхности.ВОЛШЕБНЫЙКогда тайное становится явным...вАнтон УТКИН Каждый, кто хоть раз красил машину после кузовного ремонта, знает, насколько трудны и мучительны последние штрихи в подготовке поверхности. Вроде бы зашкурил и зашлифовал слой Припудриваем порошком зашлифованную поверхность.Новый способ фиксировать колесо на балансировочном стенде.тровку колеса по крепежным отверстиям диска (фото 2). При его использовании быстросъемная гайка давит на диск через шпильки адаптера, имитирующие коЦанговый саморазжимающийся адаптер помогает захватить диск по центральному отверстию не конусом, а цилиндром.лесные болты. Таким образом, центрируют колесо не по центральному отверстию, а по отверстиям крепежных болтов. При этом в контакте уже не одна, а несколько поверхностей* (по числу отверсальный конический адаптер (фото 1). Он стий под болты плюс центральное), разпозволяет в считанные секунды зафиксинесенных к тому же от центра на значировать колесо практически любого разтельное расстояние. Погрешность бамера, лишь бы в нем было центральное лансировки при таком способе крепления отверстие. Очень скоро центровка по задне превышает 5 г. нему конусу стала стандартом, сохранивЕсть еще более точный способ ценшись по сей день. Между тем за прошедшие 32 года Адаптер требования к точности балансировки воз"Юни-Лаг" росли: теперь погрешность в 10-20 г уст(Uni-Lug) для раивает далеко не всех. Казалось бы, балансиров"умный" стенд способен отбалансировать ки колес без колесо "в ноль" но стоит его снять и, слегцентрального ка прокрутив вал стенда, повесить вновь, отверстия "идеальной" балансировки как не бывало. устанавливаСекрет - в неточной установке колеса, и ется вместо чем больше отклонение центрального от"конуса". верстия диска от правильной окружности, тровки - использование фланцевого Фланцевый адаптер адаптера совместно с цанговым адаппроставка между 6ытером "дуо-эксперт" (duo-expert). Посстросъемной гайкой ледний захватывает диск не конусом, а и колесом. Шпильки разжимается при затяжке цилиндром адаптера опираются (см. фото 3). Здесь погрешность баланна отверстия под косировки не превысит 2 г. лесные болты. Солидной СТО не помешали бы и другие приспособления для балансировки колес легковых или грузовых автомобитем больше будет погрешность установки лей, динамической балансировки колес колеса на стенд, а вместе с ней - и помотоциклов. грешность балансировки. Сегодня фирма "Хавека" предлагает 'Теоретически сопряжение деталей более другое решение - фланцевый адаптер, трем поверхностям возможно при некоторой чем по податобеспечивающий вместе с конусом ценливости одной из деталей - в нашем случае диска.ВОЗВРАЩАЯСЬКАК СЛОМАТЬМихаил КОЛОДОЧКИН Публикуя результаты экспертизы российско-тайваньского инструмента "Алекс систем" (ЗР, 1999, № 8), мы отмечали его высокие эксплуатационные характеристики - в частности, запас прочности патентованной трещотки оказался равен 1,7 Казалось бы, сломать такой инструмент можно только нарочно. Ан нет, у многих потребителей трещотка неожиданно начинает "трещать" по-настоящему и превращается в то, что показано на фото. Ломается внутренний болт, крепящий храповой механизм. Но неспроста говорится - сдуру можно сломать все на свете. Чтобы понять причины поломки, обратимся к рисунку. На рисунке слева изображен ключ, наживленный на "неудобную" гайку -•1723/2000 ЗР ПОРОШОКшпатлевки вчистую - даже матовый блеск появился, но... стоит нанести распылителем эмаль, недоделки проступают наружу. Все ранее незаметные впадины, бугры и просто царапины от предварительной грубой обработки начинают играть на глянце, деформируя и разрезая световые блики. Снова беремся за шкурку, затирая дефектные места. Кажется, теперь-то поверхность идеальна и можно приступать к окраске. Увы, самообман обнаруживается только после... очередного слоя эмали. Впрочем, нанесение так называемого "проявочного" слоя краски - нормальный прием в работе маляров. Так делали всегда, когда надо было особенно хорошо покрасить машину. И разница между новичком и мастером лишь в том, что первому нужно распылять "проявку" раз по десять-пятнадцать, а второму достаточно одного-двух. Сегодня в распоряжении маляров множество средств и препаратов для ускорения процесса шлифовки. К примеру, специальные проявочные порошки. Один из них, сделанный английским филиалом фирмы ЗМ, попал к нам на испытания. Пластмассовая баночка, содержащая 50 граммов легкой темно-серой пудры, снабжена специальным аппликатором - круглой подушкой из вспе-Отшлифованные "в ноль" участки светлеют - значит там шкурке больше делать нечего.ненного полимера с удобной толстой рукояткой. В соответствии с прилагаемой инструкцией, окунаем подушку в баночку и припудриваем свежеотшлифованный участок на зашпатлеванномкрыле машины. Порошок прилипает к поверхности, образуя сплошной серый налет. Включаем электродрель с мягким шлифовальным кругом и всухую растираем припудренную поверхность. О чудо, все невидимые выпуклости тут же светлеют, а впадины и царапины остаются темными - там лежит порошок. Вот оно в чем дело - теперь мы знаем, где подержать круг подольше, а где провести мимоходом! Через пару минут темных мест осталось совсем немного и вот последняя канавка растворилась в белесом поле. Сдуваем сжатым воздухом оставшиеся пылинки (кстати, порошок не влияет на адгезию грунта или эмали) и можно красить. Первый же слой грунта дает зеркальную гладь - красота! Вот так мы, "чайники" за пять минут "вывели в ноль" то, на что в свое время даже маляру Михалычу из горкомовского гаража понадобилось бы полчаса... Остается добавить, что одна баночка волшебного порошка вместе с аппликатором стоит $29. Профессионалу ее хватит на год, а автолюбителю, пожалуй, на всю жизнь...К НАПЕЧАТАННОМУ"АЛЕКС"пока все в порядке. Начинаем вращать - рукоятка ключа приближается к близко расположенной поверхности и упирается в нее (рисунок справа). Рукоятка стремится выровнять свою ось вращения по оси головки - и не может. При этом и возникает изгибающий момент, разрушающий упомянутый выше болт. Несмотря на то, что в состав наборов "Алекс систем" входят и переходники, и кардан, потребитель зачастую не хочет "городить огород" и пытается обойтись одним-единственным инструментом. В принципе это возможно, однако ключ нужно вращать либо только за рукоятку, отклоняя ее от оси головки на 90°, либо с помощью воротка, но только до момента касания с близко расположенной поверхностью. Затем нужно возвратить ключ в исходное состояние и повторить движение. А лучше всего использовать кардан и не мучиться. Подобная поломка ключа не вызваКак все хорошо началось... Запрещенного приема болт не выдерживает: 1 - головка ключа; 2 крепящий болт; 3 - защитное кольцо; 4 - рукоятка ключа; 5 - вороток."Юстас" - "Алексу:провал!на заводским браком, так что гарантия на нее не распространяется. С этого года в каждый набор "Алекс систем" вкладывается инструкция, помогающая правильно пользоваться трещоткой. И последнее. Фирма "Алекс систем" давно хочет превратить российско-тайваньский инструмент в чисто российский, но... Отечественные производители - где вы?•ЗР 3/20OO 173