42
43
ИСПЫТАНИЯТест редачах. И это на асфальте - на снегу разница еще заметнее. Трогаемся с места: "большие" ведущие колеса почему-то все время буксуют, автомобиль явно проигрывает старт. Они требуют более энергичной работы акселератором и, следовательно, более склонны к пробуксовке. В установившемся движении шансы шин, казалось, должны были выровняться - ан нет! Даже на незначительном подъемчике колеса "на 14" тут же начинают "душить" двигатель, заставляя перейти на пониженные передачи. Управляемость. Оценивая этот параметр, убедились: автомобиль явно симпатизирует "большому" НИИШПу. На нем реакции машины становятся более собранными и цельными, она лучше отслеживает заданную траекторию, точнее выполняет команды водителя. На снегу, да и на смешанном покрытии обе "обувки" не идеал. Они настолько стремятся подчеркнуть свое спортивное происхождение, что цепляются за малейшую проплешинку, бугорок или просто более шершавую поверхность, тут же передавая все это на автомобиль, и без того склонный к рысканьям на снежном покрытии. В общем, толчки и рывки из стороны в сторону становятся неотъемлемой частью прямолинейного движения. Тут-то мы вдруг обнаруживаем, что на 14-дюймовых шинах машина движется гораздо плавнее. В повороте нет столь характерных для 13-дюймовых быстрых и резких "провалов" в занос сРЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИИ ЗИМНИХ ШИН НИИШП-РАЛЛИ 2000 175 65R14 82T И НИИШП-РАЛЛИ 2000 17570R13 82T Погодные условия: покрытие - укатанный снег, температура воздуха -4'С "НИИШГГ"НИИШППараметры Ралли" 13" Ралли" 14" Разгон 0-30 км/ч, с 5.1 ii Эластичность, с: 40-80 км/ч (III) 10,9 11.5 60-100 км/ч (IV) 22,1 23.6 Тормозной путь, м с 50 км/ч - 0 29.7 29.7 Расход топлива, л/100 км: 30 км/ч 4,8 5,2 50 км/ч 5,4 5,7 70 км/ч 6,9 6,5 90 км/ч 873 Выбег, м 50 км/ч-0 405 380 Масса колеса в сборе с шиной, кг 16.0 14,5 Статический радиус, мм 278.8 284,2 Тарировка спидометра: 17,5 16,5 20 27,0 26,5 30 36.0 36,5 40 46,5 46.0 50 56,0 55,5 60 65,5 67,0 70 76.0 80 75.0 86,0 85,0 90 Цена. руб. 850 900Вседорожник овый "Тарзан" ощутимо "подрос" и обзавелся более просторным салоном. Для такого перевоплощения не стали обвешивать кузов универсала ВАЗ-2111 пластиковыми накладками, как на первом "Тарзане" из "Самары". Его просто приподняли над широкими 15-дюймовыми колесами, сделали рельефными колесные арки, добавили небольшие стилизованные реШумность. Как ни удивительно, и здесь шетки спереди и сзади и трубы-подножки. Под кузовом скрыта уже известная выявились различия: менее шумными показались 13-дюймовые покрышки. Ко"тарзанья" рама с независимой задней нечно, и они не отличаются тишиной, гуподвеской, сконструированной из переддят на дороге весьма основательно. Но ней "нивовской", и дисковыми тормозами собрат покрупнее здесь выглядит хуже. всех колес. Но теперь кузов закреплен к Особенно заметна разница в диапазоне раме не в восьми, а в десяти точках. Дорожный просвет прежний, такой же, как у 60-80 км/ч. "Нивы", - 200 мм. У нового вездехода стали мягче пруВибронагруженность. Тут оба варианта почти одинаковы: шины довольно жежины передней подвески и легче руль стко реагируют на мелкие неровности, увеличено передаточное отношение рулестарательно передавая их на кузов аввого механизма. В перспективе - установтомобиля. Несколько лучше демпфирует ка гидроусилителя. толчки 13-дюймовый "НИИШП-Ралли", Вместо "двести тринадцатого" двигакоторый выглядит на фоне "большего сотеля установлен новый ВАЗ-2130, рабочим брата" чуть комфортнее. объемом 1,8 л мощностью 82 л. с. при 5400 об/мин с увеличенным крутящим моментом На полигоне. Как видно из таблицы, - 13,0 кгс-м при 3000 об/мин. Машина стапочти все наши впечатления подтверла более "тяговитой". Ведутся опытные раждаются цифрами. По части разгонной боты и по "вживлению" шестнадцатикладинамики "легкий" вариант обходит свопанного мотора ВАЗ-2112. его конкурента. Уступить почти две сеИнтерьер 2111 как будто не претеркунды при разгоне на первой передаче с пел никаких изменений, связанных с полместа до 30 км/ч, согласитесь, многованым приводом. Но где же тогда рычаги упто. Чуть менее выразительны показатеравления раздаточной коробкой? Оказали эластичности, но и они не в пользу 14- лось, они теперь "растут" горизонтально дюймового колеса. из левой боковины консоли. Тот, что упраС торможением ситуация получше. вляет передачами, - у самого пола перед Обе покрышки показали примерно одиводительским сиденьем. Другой, блокирунаковый результат, но более стабильны I ющий межосевой дифференциал - под папоказатели 13-дюймовой - как, впро| нелью приборов. чем, и по выбегу, и по топливной эконоЗа руль сел с некоторым смятением мичности. интерьер обычной "одиннадцатой", а под капотом и полом - совсем другая начинка. Итог предельно ясен. Если ваш авА тут еще у каждого светофора "пацаны" томобиль, что называется, "заточен" под на "нивах" навязывают необычной машине 13-дюймовую "обувку", она для него все дуэль - кто кого! Впрочем, если принять же предпочтительнее. вызов, "Тарзан" неизменно выходит побеИное дело нестандартные тюнинго- дителем, особенно когда под колесами вые автомобили. Подбор резины для них снежная каша, ледяная корка, а то и худ- вопрос, конечно, сугубо индивидуальшие их сочетания. Как-никак, у него не ный, но при условии более мощного двитолько полный привод, но и независимая гателя и, как правило, изменения переподвеска всех колес. Такое сочетание дедаточных чисел в трансмиссии не ислает машину более "цепкой" и устойчивой ключен вариант, когда 14 дюймов окажутся предпочтительнее. К тому же нельзя сбрасывать со счетов лучшую управляемость. Ну а владельцам серийных ВАЗов лучше не экспериментировать: слишком большая "обувка" - это тоже плохо. последующей не менее резкой стабилизацией. Автомобиль на "больших" шинах ведет себя мягче, чаще прощает ошибки, да и контролировать его поведение легче и удобнее. В общем, управляемость - определенно в пользу "большого брата".НЙ•423/2000 ЗР "ТАРЗАН"ПРОДОЛЖЕНИЕ СЕРИАЛА?О своеобразном гибриде "Самары" и "Нивы" мы уже рассказывали*. На очереди - "Тарзан-2".Сергей МИШИН даже на буграх, покрытых льдом, где задок "Нивы" норовит соскользнуть. На зимних скользких поворотах "Тарзан" держится не менее надежно, вселяя чувство уверенности. Нужно лишь помнить, что в азарте можно и на трамвае пройти поворот с заносом - так, что и рельсы не удержат. Мелкие неровности под колесами ощущаются скорее на слух - толчки от них почти не передаются на руль или сиденье. Но еще больше понравилось поведение машины в колее, оставленной гусеничным трактором. Вспомните, как ведут себя в этом случае "Жигули" или "Нива": что-то в подвеске или кузове тотчас находит свой резонансный режим, и машина зудит, грозя развалиться на ходу. "Тарзан" здесь шел непривычно мягко. Тормоза - эффективные, логичные, хорошо контролируемые даже на чистом льду. Впрочем, упоминание о трамвае справедливо и для них - зима заставляет действовать точнее."См ЗР. 1998. N«10.Ну а как поведет себя "Тарзан" в более глубоком снегу? Сначала сворачиваем на засне женную грунтовку. Машина легко перепрыгивает из одной колеи в другую, затем переваливается через обе, смещаясь к обочине. И все это - не снижая скорости!.. Попробуем освоить целину. ...Месили снег больше часа. Что ж, как и любую машину, можно "засадить" и "Тарзана". Но придется хорошенько постараться. В глубоком снегу, не желая двигаться вперед, он, в конце концов, остановится - но не обязательно застрянет! Успешная "эвакуация" удавалась и там, где "Нива" сидела бы в ожидании трактора. Наши полевые испытания вызвали необычайный интерес проезжавших по шоссе водителей, особенно на "десятках" и "одиннадцатых". С чего бы? Не сразу сообразили, что "Тарзан", спрятав колеса в глубоком снегу, со стороны выглядит как обычный универсал. Правда, составить нам компанию никто не решился - здравый смысл победил. Езда по колеям и глубокому снегу выявила и некоторые недостатки машины, например склонность "Тарзана" к диагональному вывешиванию. С короткоходной подвеской при относительно большой базе "Тарзан" - это все-таки не полноценный вседорожник.Независимая подвеска всех ведущих колес сконструирована из элементов, позаимствованных у "Нивы".Так, рулевое управление с увеличенным передаточным числом (4,5 оборота от упора до упора) может создать проблемы. Если "Тарзана" бросит в сторону, руль придется крутить очень быстро, чтобы успеть повернуть колеса на требуемый угол. А более "короткий" руль, если он не подкреплен гидроусилителем, тяжеловат. Немалую роль сыграла в этом возросшая (относительно обычной "Нивы") на 150 кг масса машины. Но заметим, что на расходе топлива при умеренных скоростях это едва сказалось. А если ход "за сотню" - благодаря хорошей аэродинамике расход заметно ниже, чем у 213-й "Нивы". Обновленный "Тарзан" - автомобиль для активного отдыха: с задатками вездехода, но с комфортом легкового автомобиля. Проходимость "Тарзана" полностью соответствует и его облику, и назначению и потому не удовлетворит заядлого "джипера". Неплохо бы дополнить машину самоблокирующимся дифференциалом в "раздатке", который позволит отказаться от рукоятки блокировки и гидроусилителя руля. Ведь очевидно, что узкий круг покупателей этой, по сути, штучной машины тратит на нее не последние деньги. DЗР 3/200043