148
149
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙЧто делать?НОВОЕ ИЛИ ХОРОШОЧто выгоднее: заменить вышедший из строя узел или восстановить? Прислушаемся к рассуждениям опытного сервисмена, давнего автора ЗР.Анатолий ВАЙСМАН Представим, вы стоите перед выбором, какой вид ремонта предпочесть. Вроде бы, надежнее купить новую запчасть. Но цены кусаются, к тому же довольно просто нарваться на подделку или брак. У восстановленных агрегатов свои минусы. Во-первых, не дай Бог, горе-мастера кое-как "перетряхнут" узел. Во-вторых, при переборке меняют только изношенные детали, а более-менее живые оставляют - отсюда меньший ресурс восстановленного узла по сравнению с новым. А в общем-то, рассуждения на тему "менять или перебирать" с учетом всех "за" и "против" в конечном итоге упираются в деньги. Рассмотрим финансовую сторону на примере нескольких наиболее часто используемых при замене узлов "жигулей" и "самар". Затраты на ремонт и запчасти будем считать в рублях для двух вариантов - дешевого и более объемного (дорогого). Детали для переборки возьмем отечественные (заводские), цены на комплектующие и услуги СТО - средние по Москве. Смета затрат приведена в таблице. ДВИГАТЕЛЬ. Прикинем, на какую сумму потянет минимальный комплект запчастей для капитального ремонта мотора. В "жигулевский" список входят все прокладки, сальники, поршни, пальцы, кольца, вкладыши, упорные полукольца, цепь с башмаком натяжителя и успокоителем, масляный насос с приводной шестерней ("грибком"), фильтры и четыре литра масла. У "Самары" цепь и сопутствующие детали заменил ремень, а масляный насос из реестра выпал - менять его при первом капремонте рано. Это в идеальном варианте. Теперь дополним "жигулевский" список до максиму-•*%ма. В порядке убывания "популярности" детали располагаются так: звездочки распредвала и масляного насоса, натяжитель цепи, клапаны (как правило, только выпускные), привод масляного насоса ("поросенок"), наконец, распредвал с корпусом подшипников и рычагами клапанов. Еще реже заменяют шатуны и направляющие втулки клапанов, причем, как правило, штучно. Эта пара завершает и полный перечень запчастей для "Самары". В нем строчкой выше - ролик натяжителя ремня, клапаны, толкатели и распредвал. Сумма за переборку двигателя силами СТО с учетом запчастей - раза в полтора ниже стоимости нового мотора. Но не стоит забывать о навесном оборудовании. Если карбюратор, распределитель зажигания, стартер, генератор, другие узлы требуют дополнительных затрат, есть смысл задуматься о покупке нового "сердца", хоть и придется помучиться с транспортировкой и регистрацией агрегата в ГИБДД. холостого хода. С "Озоном" забот поменьше, но и его беспроблемным не назовешь. Чаще всего по минимуму обходятся продувкой жиклеров или заменой одной детали - например, иглы или какой-нибудь диафрагмы. Стоимость такой работы невысока: не надо демонтировать узел и полностью разбирать. Капитальный ремонт - разборка до винтика, промывка, замена изношенных деталей и регулировка - обойдется автолюбителю примерно в полцены нового узла. По неофициальной статистике, на каждые пятнадцать ремонтируемых карбюраторов приходится один "неподдающийся" - страдающий серьезными дефектами изготовления. Такой агрегат проще и дешевле заменить, иначе потраченные специалистом нормо-часы обойдутся в кругленькую сумму, иногда равную стоимости нового карбюратора.лРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ЗАЖИГАНИЯ. ОсновКАРБЮРАТОР. Не будем !/ная болячка "классиafi. перечислять все харакческого" трамблера терные болезни "Солеклюфт подшипника са", их целый букет: от маподвижной пластины прерывателя. Постоленькой соринки, разгулиянно сбивающийся зазор мешает норвающей по всем системам, до деформации мальной работе системы зажигания. Запривалочных плоскостей и седла клапана мена подшипника на СТО выльется для tЛшачтля1484/2000 ЗР ПЕРЕБРАННОЕ СТАРОЕвладельца "Жигулей" почти в рыночную стоимость нового прибора. За половину этой суммы вам "махнут" контактную группу - следующую после подвижной пластины по количеству отказов. Капитальный ремонт подразумевает полную разборку узла, дефектовку и замену вышедших из строя деталей. Распределитель "Самары" капризничает реже "жигулевского". Если для устранения какой-либо неисправности (например, замены датчика Холла) придется разбирать весь "трамблер", готовьтесь платить, как за полную переборку. Если вы постоянный клиент автосервиса, вместо ремонта изрядно послужившего "жигулевского" распределителя правильнее и дешевле предпочесть новый. Наверняка дни контактной группы, крышки, бегунка уже сочтены. Такая же ситуация ис распределителем "Самары", хоть этот узел в полтора раза дороже "жигулевского". При устойчивой привычке к самостоятельному ремонту выгоднее менять только вышедшие из строя детали. СТАРТЕР. Большинство отказов происходит из-за износа приводной шестерни - "бендикса". Цена именно этой детали занесена в графу таблицы "минимальный комплект". Работа по замене обойдется в три раза дешевле стоимости нового узла. На втором месте по отказам стоит втягивающее реле. Замена "восьмерочного" (стартер при этом можно не снимать) обойдется примерно в 70 рублей, а при аналогичной операции на "классике" придется демонтировать агрегат, что увеличит стоимость ремонта втрое. Замену нескольких деталей (например, "бендикса", якоря или обмотки статора) в сервисе часто приравнивают к полной переборке - с учетом стоимости запчастей это дороже нового стартера. Отдать дефектный стартер в руки мастеров выгодно, когда неисправна одна, максимум две недорогие детали (щетки, втягивающее реле, "бендикс"). Полностью перебирать его нецелесообразно даже самостоятельно, не говоря уже о сервисе. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ. Если общий износ деталей не критический и ремонт вызван, например, "пробоем" одной передачи, гулом подшипника или течью сальника, понадобится минимальный набор запчастей (цену см. в таблице). По максимуму перетряхивают практически все внутренности. И в первом, и во втором случае не забудьте приплюсовать к общей сумме стоимость трансмиссионного масла. Отдавая перебирать коробку, помните, что стоимости работ по замене одной детали или нескольких практически совпадают (если мастер меняет синхронизатор или шестерню одной передачи, вал так и так приходится разбирать). В одинаковую сумму оценивают ремонт четырех- и пятиступенчатых агрегатов "жигулей" или "самар". Коробку передач обычно дешевле всетаки перебрать. В первую очередь это касается пятиступенчатых агрегатов, цена которых на рынке в полтора раза выше "четырехступок". Исключение - видавшие виды коробки, отходившие не одну сотню тысяч километров. Здесь стоимость ремонта, включая запчасти, часто доходит до 4 тысяч рублей. Тут уж лучше потратиться на новую. РЕДУКТОР ЗАДНЕГО МОСТА. Вариантов всего два. Первый - устранение относительно мелких неполадок, вроде загудевшего подшипника или потеющего сальника. Второй - полная переборка: замена всех подшипников, сальников, главной пары. Составляя смету, учтите "трансмиссионку". Пожалуй, это один из немногих узлов, который лучше доверить специализированной мастерской, а не покупать новый или чинить самостоятельно. Причина - низкое качество запчастей и узлов в сборе. РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ. Конечно, если потек сальник, разумней поменять его, а не покупать редуктор в сборе. Для автомобилей с большим пробегом характерен значительный износ (иногда даже выкрашивание металла) в зацеплении червяка и ролика вала сошки. В сервисе такой ремонт равноценен по стоимости новому рулевому механизму. У переднеприводных моделей расклад иной: реечный механизм более надежен, темп износа ниже. Чаще всего по минимуму достаточно ремкомплекта из двух хомутов и пластиковой втулки. В худшем случае (замена рейки, приводной шестерни и подшипника) даже на сервисной станции переборка обойдется на несколько сот рублей дешевле, чем покупка и установка нового узла. "Жигулевский" редуктор восстанавливают, когда затраты на новые запчасти невелики: например, потек сальник, в крайнем случае, надо заменить червяк или вал сошки. Если придется перетряхнуть узел целиком - выгоднее приобрести новый. Рулевую рейку "Самары" практически всегда выгоднее перебирать, тем более качественную заводскую запчасть на прилавках найти нелегко. Итак, готовясь к ремонту крупного узла или агрегата, оцените его состояние, прикиньте объем работ и затраты. Сравните цены - может, выгоднее купить новую запчасть. Надеемся, приведенные выше общие рекомендации помогут решить конкретную проблему выбора.Варианты Двигатель Ж 10000 1600 С 12000 1400СРЕДНИЕ ЦЕ НЫНА ДЕТАЛИ и УСЛУГИ ао , руб. Карбюратор Ж 750 15 С 800 15 Расп ределит ель Стартер Ж 800 90 С 850 90 Коробка передач Ж 4000 300 С 6000 300 Редуктор заднего моста Рулевой механизмМ М пняж23030*Новый узел Минимальный комплект запчастей для переборки Максимальный комплект запчастей для переборки Снятие' установка узла Переборка демонтированного узлаС 35050Ж3000Ж1000С110030035153300 1200 3000'2500 1200 3000'70 100 20070 100 200100 120 100160 150 120620 180 250750 150 2501500 800 6001500 800 6001200500450 200350 400 200450 600I•Стоимость ГЩ сборки с расточкой блока цилиндров и шлифовкой коленвала. Условные обоз чачения: Ж - 'Жигули". С - "Самара'.ЗР4/2000149