94
95
РЫНОКЭкспертизаОПЕРЕЖЕ НИ ЕКому не знакомо: отъехал от колонки, надавил на педальку, а из-под капота - дзынь, дзынь...Михаил КОЛОДОЧКИН "Дзынь-дзынь" по-ученому называется детонацией - это подтвердит любой учебник.] Насчет более точного определения мнения расходятся - одни говорят о быстром горении, других устраивает пресловутый "стук пальцев". Однако есть и другая точка соприкосновения - все солидарны в том, что ездить на дрянном бензине нельзя. Но... не вы ливать же! Да и где гарантия, что на соседней колонке нальют получше? Остается одно] - поднять капот и сдвинуть трамблер. Или... а вот насчет "или" мы сейчас и поговорим Октан-корректор - явление национальное: что-то вроде замполита в армии. Совре менному двигателю, заправленному нормальным топливом, такие помощники не нужны] - но где же среднему соотечественнику взять и то, и другое? Зато есть "третье" - тот самый корректор. На фото представлены шесть разноимен ных изделий, позволяющих управлять углом опережения зажигания с места водителяЭлектронное зажигание с октан-корректором и многоискровым режимом ULTRON 1201. Производитель - фирма "Аврора", Санкт-Петербург. Выпускает вариант под "классику" ВАЗ - модификация для датчиков Холла в стадии разработки. Цена 50-200 руб. Внешний вид изделия изысканным не назовешь - то же относится к внутренностям, несмотря на мощный транзистор зарубежного производства. Вместо традиционного Октан-корректор с многоискровым сер тумблера, включающего многоискровой режим, испольвисным режимом "Импульс". Производизован переменный резистор с выключателем. Кстати, число искр в пачке обратно тель - фирма "Берта Грин", координаты не указаны. Представляет собой приставку к пропорционально частоте вращения коленвала. стандартному коммутатору "Самары". Цена 200 руб. Октан-корректор с многоискровым режимом "Мультитроникс-SG". Производитель - фирма "M-Electronics", Москва. Изделие приятно взять в руки. При подТолько для систем с механическим прерывателем. Цена ключении достаточно снять разъем с комму180-200 руб. татора и подсоединить его через переходник октан-корректора. Не искажает параСмотрится неплохо, особенно издали. Многоискрометры штатной системы зажигания и может вой режим включается кнопкой - он рекомендуется для пубыть отключен полностью. Умеет организоска холодного двигателя. Чем выше обороты, тем меньше вывать многоискровой режим. искр в каждой пачке.Система электронного зажигания с октан-корректором VL-11. Производитель - фирма "Ватерлайн", Москва. Работает с механическими прерывателями, а также с магнитоэлектрическими датчиками (вариант VL-21). Цена 380 руб. Дизайн - никакой. Октан-корректор явно просится куда-то под панель приборов - крутить рукоятку без шкалы можно и на ощупь. На задней стенке есть полезный тумблер: он позволяет Электронное плазменное зажигание с корректором детонации двигателя "Со­полностью отключить изделие - например, при переходе на газ. нар". Производитель - фирма "Деметра", Санкт-Петербург. Создавалось для "класМногоискровое электронное зажигание (коммутатор одноканальный) "Пульсар". сических" систем зажигания с механичедитель-фирма "СМАК". Тольятти Существует в разных обличьях -для механических прерывателей, для датчиков Холла, для магнитоэлектрических датчиков. Цена 250-450 руб. ским прерывателем. Цена 310 руб. Состоит из двух частей - оригинальНасчет плазмы питерцы погорячиного коммутатора и собственно корреклись, хотя блок зажигания сам по себе тора. Элементная база и конструктивное имеет хорошие параметры. Разряд-мощисполнение коммутатора хуже, чем у сеный, контакты - разгружены. Жаль, что дирийных вазовских изделий. Предусмотрен зайн внутрисалонного блока октан-корремногоискровой режим. ктора явно подкачал.944/2000 ЗР С ОПОЗДАНИЕМот датчика, будь то механический прерыватель или бесконтактный. Чем сильнее повернута ручка потенциометра, тем больше задержка - вот и все. А поскольку величина вносимой задержки зависит еще и от частоты вращения коленвала, то поворот регулятора равносилен повороту корпуса распределителя. Уменьшить угол опережения таким способом, естественно, нельзя - отрицательных задержек не бывает. Поэтому большинство зготовителей (кроме № 5) предлагают сначала все-таки нырнуть под капот и установить заведомо раннее зажигание, после чего возвратить его к номиналу посредством элек«ики. При этом создается иллюзия, будто ан-корректор способен регулировать угол опережения как "в плюс", так и "в минус". Все представленные октан-корректоры имеют несложную электронную начинку, большей частью основанную на публикациях радиолюбительских изданий. Поэтому свою основную задачу - дистанционное управление опережением зажигания - они выполняют довольно просто: ЗАДЕРЖИВАЮТ сигнал Вносимая корректорами задержка не превышает нескольких миллисекунд. Этого с лихвой хватает, чтобы регулировать угол опережения в пределах до 12-16° по коленвалу во всех режимах, кроме пуска там нужны задержки на порядок больше. Поэтому упомянутый выше поворот корпуса распределителя обязательно приведет к излишне раннему зажиганию при прокрутке стартером. Впрочем, во всем могут быть свои плюсы. Обратимся к таблице, в которой отмечены дополнительные особенности октан-корректоров. Изделия № 3 и6 снабжены выключателями, позволяющими оперативно "восстанавливать статус-кво". Это может пригодиться при отказе изделия, а также при переходе с бензина на газ. О пуске двигателя - разговор особый. Создатели изделий № 1,2, 3 и5 предлагают пользоваться разнообразными многоискровыми режимами - для пуска мотора, для сушки промокших свечей, для езды с неисправным датчиком и т. п. Нужны эти режимы или нет - решать потребителю. Наши соображения изложены в "Размышлениях эксперта". Отметим лишь, что с утверждением создателей изделия № 5 о неограниченности пробега в режиме асинхронного искрообразования согласиться решительно нельзя - крайне раннее зажигание до добра не доведет. Вернемся к тому, с чего начали - к детонации. Все исследуемые изделия действительно позволяют управлять углом опережения зажигания, но пользоваться ими нужно весьма аккуратно. Установка позднего зажигания поможет несколько ослабить "звяканье" под капотом, но только ценой потери динамики и увеличения расхода топлива. Более того, на высоких частотах вращения повысится температура отработавших газов, а потому выпускные клапаны долго не протянут. По той же причине не следует доверять рекомендациям производителей № 1-5 по установке угла опережения зажигания. Резкие нажатия акселератора на прямой передаче с последующим прослушиванием детонационных стуков хороши только для двигателей, заправленных "родным" бензином. Попытки избавиться подобным образом от детонации при дрянном топливе могут привести к такому позднему зажиганию, что догорать смесь будет не в камере, а в выпускном коллекторе. Вывод прост - устанавливать октанкорректор с целью постоянного перехода на дешевый бензин категорически нельзя. Эти изделия призваны всего лишь облегчить страдания мотора, заправленного не тем, чем надо. Даже современные системы управления, оснащенные датчиками детонации и мощными контроллерами, не допускают работы на низкооктановых бензинах - что же тогда хотеть от простеньких "крутилок"?РАЗМЫШЛЕНИЯ ЭКСПЕРТА Режим асинхронного искрообразования - штука древняя и, вообще говоря, неправильная, но живучая. Даже такие солидные "звери", как ЗИЛ-131 или "Урал-375Д", возят под капотами аварийные вибраторы типа РС331 - своего рода реле, запитанные через собственные контакты. Вибратор призывался на помощь при отказе штатного зажигания и действовал очень просто: реле сработало - контакты разомкнулись, выключилось - опять замкнулись. В результате система "дребезжала" частотой 250-400 Гц, заставляя катушку зажигания вырабатывать сноп искр, направляемый "куда бог пошлет" - в зависимости от положения бегунка. Последствия очевидны - крайне раннее зажигание, обратные удары и все такое. Поэтому езда в таком режиме допустима только в крайнем случае, когда "назад пятьсот- пятьсот вперед", а помощи ждать неоткуда... Многоискровой режим некогда был последним писком моды - вспомним популярные системы зажигания типа "Искра-5", "Старт" или "Электроника - ЗМ-К". С годами ситуация изменилась - при разработке новых коммутаторов серия коротких разрядов была единодушно признана бесполезной и уступила место мощному "герою-одиночке". Тем не менее в режиме холодного прокручивания помощь не повредит - дополнительные искровые разряды могут увеличить вероятность воспламенения смеси и облегчить пуск заупрямившегося двигателя. Режим "сушки" свечей заключается в том, что при выключенном двигателе система зажигания нагружается персонально на "промокший" элемент- например, на свечу. Затем включается "многоискровость"... Далее мнения экспертов сильно расходятся - одни считают, что серия искровых разрядов действительно заставит влагу испариться, другие убеждены, что дополнительных повреждений при этом не избежать. Пожалуй, лучше все же не рисковать и сушить промокшие элементы традиционными способами.РЕКОМЕНДАЦИИ ИЗГОТОВИТЕЛЕЙ ОКТАН-КОРРЕКТОРОВ ПО ИХ ПРИМЕНЕНИЮИзделия Возможности •—-^__ Нужно пи при установке изделия крутить" трамблер' Можно ли оперативно отключить изделие? Применение многоискровога режима:- для сушки свечей при неработающей двигателе - для пуска двигателя - для движения при неисправной датчике№1 ULTRON1201№2 "Мультитроникс-SG"№3 Импульс"№4 "Сонар"№5 "Пульсар"№6 VL-11ДаНет++ +ДаНет+Да Да++ +Да НетНетДа ДаНет+ + +-•зр 4/гооо95