182
илами С воими.ОСНАСТКАКАК РЫЧАГ ПОЧИНИТЬВАЗ-2101 -ВАЗ-2107Валентин ГРИГОРЬЕВ опасных повреждений, то устранить первый дефект несложно. Для этой цели мы изготовили приспособление, позволяющее обжать посадочные места в рычагах. Работать с ним можно на самодельном прессе, о котором мы рассказали в журнале (ЗР, 1999, № 11). А несколько упростив детали (сообразуясь с приведенными здесь размерами), можно работать ив тисках, и с помощью достаточно мощного болта с гайкой и шайбами. Чтобы правильно обжать посадочное место в рычаге (рис. 2), требуется оправка 3(разная для верхнего и нижнего рычагов) и опора 1. Оправки сделаны двусторонними, для более точной подборки величины обжатия. А чтобы не исказить цилиндрическую форму отверстий в проушинах рычагов, обжимаем их в три приема. Например, для нижнего рычага сначала обжимаем проушину оправкой 3, начав ско ­ нуса диаметром 375 мм, до положения, при котором можно воспользоваться обратной стороной оправки - диаметром 36,3 мм. Заканчиваем же процесс, еще раз перевернув оправку.Могут сказать: кто станет ремонтировать рычаг подвески, если просто можно купить новый? Но Россия велика - и немало в ней автолюбителей, считающих каждый рубль. Конечно, если рычаг прослужил много лет, изъеден ржавчиной, то чинить его неразумно. Но ведь немало случаев, когда пришедшие в негодность сайлент-блоки приходится заменять уже через год после начала Верхний рычаг натяг 0,05...0,25сайлент-блок перекашивается (например, грубо орудуют неподходящим инструментом), то "разбить" посадочные отверстия рычага можно довольно быстро. Перед тем как установить новые сайлент-блоки, следует проверить состояние посадочных отверстий, измерить их диаметры. Если рычаг "прослаблен", но еще не изъеден ржавчиной, не имеет трещин и других Нижний рычаг натяг 0,1...0,3Рис. 1. Посадка сайлент-блоков в верхнем (а} и нижнем (б) рычагах передней подвески "Жигулей" эксплуатации машины при вполне "здоровом" рычаге. Внешний вид рычага порой обманчив. В продаже встречаются "прослабленные" рычаги (не всегда известного происхождения), в которые любой стандартный сайлент-блок встанет с заведомо недостаточным натягом и довольно скоро провернется в посадочном отверстии. После этого износ взаимно трущихся деталей быстро приведет их в негодность. Напомним: в исправной машине все перемещения рычага происходят в результате деформации резины сайлент-блока - и только! Необходимые размеры деталей вы видите на рис. 1. Довольно часто ослабленная посадка сайлент-блока в рычаге - следствие ошибок того, кто выполнял ремонт. Если при демонтаже или установке 182 4/2000 ЗР•со•m.yi*BW£3 ЛШш$14.Аif, 2x45° ^ И 060щ 1ю'со'4CO со - го сосоN уа65fit,14,г 1Рис. 2. Восстановление посадочного места сайлент-блока в рычаге: 1 - опора; 2 - рычаг: 3 - оправка (Зв и Зн - соответственно для верхнего и нижнего рычагов).