90
91
РЫНОКЭкспертиза расслоению. Последнее обстоятельство заставило проверить, что будет происходить с маслами по мере их старения. СТАРОСТЬ - НЕ РАДОСТЬ. Длительная работа моторных масел в двигателе приводит к их старению. Ухудшение свойств проявляется почти во всем: изменяются температурно-вязкостный диапазон, моющая и восстановительная способность, увеличивается оптическая плотность (см. ЗР, 1999, № 4). Моделировать этот процесс в лабораторных условиях удается разработанными для этого стандартизованными методами. Так поступили и мы. имитировав старение масла, эквивалентное срабатыванию 60-80% его полного ресурса в двигателе. Результат соответствовал ожиданиям (см. выше). У обоих "необычных" масел появился небольшой осадок. У "Ликви Моли"-чуть меньший, у "Марли" - чуть больший. Ученые мужи называют это коллоидной дестабилизацией масел. "ПО ФЕНЕ НЕ БОТАТЫ". Чтобы хоть немного разобраться в происходящем, на мгновение обратимся к азам теории. Попытка мелко "натереть" графит или дисульфид молибдена и насыпать его в масло в виде порошка приведет к полному фиаско. Оба вещества нерастворимы в масле и попросту будут плавать на его поверхности. Если попытаться утопить - осядут на дне. Поэтому для введения таких добавок в моторное масло их предварительно растворяют в специальных поверхностно-активных веществах (ПАВ), которые умеют захватывать твердые частицы и одновременно связывать собой молекулы масла. Только такой коллоидный раствор можно добавлять в качестве присадки. Однако при старении масла находящиеся в нем ПАВ теряют свои свойства, и 90 4/гооо ЭР связанные когда-то ими твердые частицы выпадают в осадок. Вот она - коллоидная дестабилизация. Но самое неприятное. что эти самые ПАВ могут захватывать не только необходимые нам порошки. Куда охотнее они цепляются за попавшую в масло воду или бензин. Специально проведенная проверка показала, что попадание в оба масла 2% бензина или воды спустя 5 дней приводит к увеличению оптической плотности "Ликви Моли" на 9-10 %, "Марли" - на 35-40%. Эти значения не столь велики, поэтому никого пугать не должны, но настораживать... ЛУЧШЕЕ - ВРАГ ХОРОШЕГО? Неужели полученные высокие проценты снижения трения и износа полностью перечеркиваются негативными последствиями от введения присадок? Не будем спешить. Оба образца, несмотря на склонность к расслоению, сертифицированы на соответствие требованиям API и АСЕА. Причем соответствуют высшей группе качества. Это означает, что необходимые испытания на двигателях они прошли, фильтров при этом не забили и пугающих коголибо осадков в масляной системе не отложили. Выходит, да здравствуют масла с добавками твердых частиц? Опять спешим... В программе сертификационных испытаний нет экспериментов с добавлением в масло воды или бензина. А двигатели, которыми пользуются европейцы, не очень-то склонны заливать бензином картер. Так что же делать, покупать "необычные" масла или нет? Ответить на этот вопрос мы предлагаем читателю самостоятельно. Уверены, среди вас найдутся и поклонники подобных масел, и их противники. В конечном счете выбор будет зависеть от ваших личных предпочтений и, извините, толщины кошелька. ПредставляемМоторных и трансмиссионных масел у нас хватает - зайдите на любой рынок. Разноцветные канистры с ненашенскими этикетками радуют глаз и будоражат сознание - ведь в соседнем магазине за те же названия заплатишь куда больше. Однако на рынке покупать страшно, в магазине - дорого. Куда податься автомобилисту? Напоить картеры, коробки10% оборотных средств. Именно масло "Тоталь" бурлило в ревущих моторах "ситроенов", четырежды врывавшихся первыми в Дакар... Сегодня фирма производит 1600 различных наименований продукции в упаковках от 1 до 208 литров и спокойно занимает первое место во Франции, третье в Европе и пятое в мире. Но на что "Тоталь" рассчитывает в России? Конечно, лимузины "новых•и мосты автомобилей, разъезжающих по России, первоклассными маслами решила еще одна суперфирма - богатая как граф Монте-Кристо и известная как Александр Дюма. В борьбу с честными конкурентами и мелкими жуликами на российском рынке вступает французский "Тоталь". Тот самый "Тоталь"... Нефтяные и газовые скважины на Среднем Востоке ив Латинской Америке, производство автомобильных, индустриальных, судовых, авиационных смазок, 14 000 сервисных станций в 100 странах мира и двести миллионов литров продуктов в сутки - такая компания может позволить себе тратить на создание нового смазочного материала от 6 месяцев до двух лет, вкладывая в науку дорусских" с радостью проглотят самую дорогую масляную экзотику, но погоду на рынке делают все же не они. Владельцы "самар" и "волг", а также недорогих (зачастую подержанных) иномарок от хорошего масла тоже не откажутся. Но как быть с ценами и подделками? - Мы учитываем особенности российского рынка, - отмечает менеджер фирмы по экспорту г-н Лоран дэ Сольтрэ. Появление Тоталь" должно сопровождаться сильной ценовой "амнистией" - купить французское масло можно будет за разумные деньги. Ценовая политика должна быть гибкой. Что касается подделок, то пока их просто... нет! В России еще не успели запастись фальшивыми канистрами с "тоталевскими" этикетками, а в Европе подоб- ТОТАЛЬное НАШЕСТВИЕ?На российский рынок пришел очередной масляный гигант. С большим опозданием, но с серьезными намерениями.Михаил КОПОДОЧКИН ный бизнес считается невыгодным. Поэтому по крайней мере в ближайшее время опасаться "левого" 'Тотапя" не стоит. Интересно, а какие из предлагаемых масел должны пользоНазвание масла QUARTZ 9000 5W-40 QUARTZ 700010W-40 QUARTZ 500015W-40 QUARTZ 300015W-40.10W-40 QUARTZ DIESEL 7000 10W-40 QUARTZ DIESEL 500015W-40 TRANSMISSION TM MULTIGRADE 80W-90 FLUIDE ATX FLUIDE AT2 RUBIA XT 15W-40 RUBIA TIR 640015W-40Качество по API Качество по ACEA SJ/CF A3-98/B3-98 SJ/SH/CF SJ/CF SF/CC CF CF GL5 A3-96.B3-96 A2-96B2-96B3-96 B2-96CE/CF-4/SG CF-4E2-96 E3-96ваться наибольшим спросом? Ассортимент продукции 'Тоталь" широк, но специалисты фирмы убеждены, что минеральные масла доживают свои последНапоследок поинтересуемние годы, будущее - за синтетися, а не производит ли 'Тоталь" кой. Однако в отношении России столь популярные у нас добавэто предсказание, пожалуй, преки к "обыкновенным" маслам ждевременно. Небогатого вла(типа "влил в мотор - снизил дельца десятилетней "классики" расход топлива")? Задаем этот вполне устроит "минералка" вопрос г-ну Фредерику Жарнье TOTAL QUARTZ 5000 SAE 15W- - специалисту исследователь40. Обладатель новенькой "Саского центра фирмы. Месье вымары" сможет ублажить ее двиглядит расстроенным - объясгатель качественной и относинял, водил по заводу, показытельно недорогой "полусинтетивал, и на тебе! Приходится викой" TOTAL QUARTZ 7000 SAE новато выслушивать еще раз: 10W-40. Но "высший класс" от технология изготовления мас'Тоталь" это, конечно, семейство ла "Тоталь" предусматривает QUARTZ 9000 HI Generation. строжайшее следование заданИсследовательский центр фирной химической формуле промы в Гонфревиле при создании дукта с постоянным контролем нового продукта учитывал совкачества на всех этапах произременные эксплуатационные водства. Поэтому излишне готребования к моторным маслам. ворить о том, что оно уже соОснова - смесь синтетических держит строго дозированное компонентов с маслом, полученколичество всех необходимых ным путем гидрокренинга, совкомпонентов. И не стоит подременный пакет присадок CERT, правлять фломастером творепродолжительные лабораторния великих художников. ные и эксплуатационные испыЛидеры нефтяной гонки идут сегодня "ноздря в ноздрю", очень жестко конкурируя Применяемость друг с другом, предлагая схоВсесезонное моторное масло на основе синтетической технологии жий выбор товаров высокого для бензиновых и дизельных двигателей Полусинтетическое моторное масло для бензиновых качества. В России уже сложии дизельных двигателей лась своя"масляная" иерархия. Всесезонное минеральное моторное масло для бензиновых Занять свое место под русским и дизельных двигателей Всесезонное минеральное моторное масло для бензиновых двигателей солнцем Тоталь" очень хочет и Моторное масло на синтетической основе для дизельных двигателей предлагает европейское качеВсесезонное минеральное моторное масло для дизельных двигателей ство и разумные цены. ПоследМинеральное масло для механических коробок передач нее, крайне приятное для росМасло для автоматических коробок передач сиян свойство французского Масло для автоматических коробок передач продукта дает ему реальные Всесезонное моторное масло для дизельных двигателей тяжелых грузовых автомобилей шансы на успех.Всесезонное моторное масло для дизельных двигателей тяжелых грузовых автомобилейтания. Итог работы: масла TOTAL QUARTZ 9000 SAE 5W-30 и 5W-40, которые обеспечивают уверенный пуск двигателя при низких температурах, позволяют экономить до 3% топлива, снижают износ двигателя (прежде всего за счет быстрого поступления масла к трущимся парам). Добавьте сюда отличные антиокислительные свойства, а значит, увеличенный срок службы масла, более чистый выхлоп, одобрение таких грандов, как "Пежо-Ситроен", "Фольксваген", "Мерседес" и БМВ... В общем, все прелести современного масла в одном флаконе. И вновь звучит магическое - "разумная цена".•ЗР 4/200091