173
175
СТРАНИЧКА ИСТОРИИСлучалось ли вам при обгоне грузовика на грязной дороге, когда стекло машины наглухо залеплено, одной рукой удерживать автомобиль на нужном курсе, а другой, включив стеклоочиститель, непрерывно подавать жидкость на стекло из омывателя, да еще переключать передачи? Не раз побывав в подобной ситуации, я на своем "Москвиче-2141" решил задействовать холостое положение рычажка управления стеклоочистителем "от себя". Схема переделки проста. Снимаете кожух рулевой колонки и перекидываете провод с клеммы W на клемму 53Н. Тем, кто желает сохранить нефиксированное положение выключателя омывателя (движением рычажка на себя), можно посоветовать клеммы Wи 53Н соединить перемычкой. Теперь, нажимая рычажок от себя, я получаю постоянную струю жидкости на стекло. Башкирия У. ТАБАЕВЩЕТКА ВМЕСТО "ТАБЛЕТКИ"поддерживала постоянное напряжение в бортсети автомобиля.Сергей КАНУННИКОВВ доэлектронные времена конструкция реле-регуляторов не менялась десятилетиями, а на многих машинах 30-х годов отдельного регулятора не было вовсе. Его роль выполняла дополнительная третья щетка генератора. Способ корректировки бортового напряжения основывался на простом принципе. При вращении якоря генератора поле, создаваемое электромагнитами возбуждения, тем сильнее смещается по ходу вращения якоря, чем выше обороты последнего. Электромагниты возбуждения подключали между отрицательной и дополнительной щетками. При определенном повышении числа оборотов якоря и силы тока магнитное поле смещалось настолько, что участок обмотки якоря, с которого снимала ток дополнительная щетка, выходил из магнитного потока. Напряжение, подаваемое щеткой в магниты возбуждения, падало. Уменьшалась напряженность магнитного поля и, следовательно, напряжение, возбуждаемое якорем генератора.Контролировать уровень масла в коробке передач на большинстве автомобилей крайне трудно - приходится отворачивать тугую пробку под днищем. Чтобы избавиться от этого неудобства, просверлите в пробке сквозное отверстие и любым доступным способом (пайкой, клеем или на резьбе) закрепите в нем штуцер (трубочку) внутренним диаметром 5-6 мм. Наденьте на него прозрачный пластиковый шланг, а другой конец выведите в верхнюю часть моторного отсека. Чтобы внутрь шланга не попадали вода и грязь, можно надеть на его верхШтуцер ний конец использованный или новый топливный Шланг в пробке коробки передач для фильтр. Теперь в контроля за уровнем коробку стоит домасла. бавить немного "лишнего" масла, как это практикуют владельцы "самар", чтобы улучшить смазку шестерен первичного вала. Для проверки уровня масла в коробке достаточно открыть капот и очистить шланг около пробки, если он загрязнился. Я применял этот способ на двух машинах - "Москвиче-2141" и "Таврии" (пробка здесь имеет внутреннее гнездо под ключ, поэтому пришлось приварить гайку "на 17"). Однажды на трудной дороге картер коробки "Москвича" треснул от удара о камень. Периодически доливая масло через шланг, я благополучно доехал до места ремонта. Москва А. РЕВИНИтак, если при регулировке дополнительную щетку смещали по направлению вращения якоря, сила тока увеличивалась, в противоположном - снижалась. Простую и достаточно надежную конструкцию применяли не только на отечественных машинах (например, на первых "москвичах-400"). Многие автомобилистыветераны помнят ее по некоторым трофейным автомобилям. Интересно, что опытные водители умудрялись проверять результаты регулировки без амперметра, которым обычно пользовались ремонтники в крупных гаражах. Бывалым порой хватало собственного чутья и контрольной лампы щитка приборов. Даже в инструкции по эксплуатации грузовика АМО-3 был указан аналогичный способ диагностики. Если лампа загоралась при движении на прямой передаче со скоростью 12-15 (!) км/ч, значит напряжение бортовой сети было отрегулировано правильно. Почему же третья щетка в свое время уступила место капризным электромеханическим реле-регуляторам? Дело в том, что, отслеживая изменение оборотов двигателя, щеточная конструкция не реагировала на включение дополнительных потребителей (например, фар) и напряжение в бортсети падало. А уж о таких тонкостях, как температурная компенсация, и речи быть не могло - инструкция предписывала "зимнее" и "летнее" положения щетки. Так что сегодня увидеть третью щетку можно только в музее или в... моторчике стеклоочистителя, где она "заведует" скоростью вращения якоря.Схема генератора АТЭ: 1 - якорь; 2 - коллектор; 3 - щетки; 4 - дополнительная щетка; 5 - электромагниты возбуждения.ЗР 4/2000173 *4'$-ямшw4/200011Ш••ША^Ш№^шяятШяШ*\^^ШffT' Ш'СВЕТИ. ЛАМПОЧКА. СВЕТИ