154
155
КЛУБ АВТОЛ ШШаШЯ"Чайнику" на заметкуКогда сосед по гаражу ворошит лопатой осевший сугроб перед эстакадой, чтобы первым на нее заехать, то и вы вспомните, что впереди теплые деньки, а машина к ним не готова...Виктор СЛЕСДРЕВ Оценивая свои задачи по-крупному, в первую очередь определим, чем же принципиально отличается летняя эксплуатация машины от зимней. Прежде всего высокими скоростями и лучшими сцепными качествами дорог. Как ни странно, последнее-то многих из нас и подводит! Ведь скользкая дорога даже самых неторопливых вынуждает ехать медпеннее, осторожнее. С наступлением теплых дней картина меняется: хорошее покрытие прямо-таки провоцирует нашего брата водителя на "подвиги". Высокие скорости не прощают даже легкого соударения автомобилей. Поэтому-то резко возрастают требования к тормозам: хотя это не раз обыгрывалось в анекдотах, но все же кинетическая энергия машины пропорциональна квадрату ее скорости! В виде тепла она уйдет в детали тормозов - колодки, диски... И тут очень многое зависит от этих самых колодок или дисков. Конечно, экстренное торможение любого автомобиля с высокой скорости само по себе опасно. Поэтому мировые производители автомобилей стараются оснащать их максимально эффективными тормозами. У нас же давно наметился (хотя официально он не признан!) некий раздрай между возможностями двигателя и тормозов. Иногда случается, что полностью загруженный ВАЗ-2108 на скорости 120 (не дай Бог, больше) чтото вынуждает тормозить "в пол"! Секунда-другая - и колодки будто облиты маслом: педаль твердая, а замедле154 5/гооо ЭР ния нет, ведь диски и колодки недопустимо перегрелись (на исправной, заметим, машине!). Сказываются недостатки фрикционного материала накладок. Сильно изношенные диски и колодки перегреваются еще быстрее. Значит, в преддверии лета и сопутствующих ему высоких скоростей изношенные детали тормозов нужно заменить. Кстати, если вам посоветуют установить на "Самару" современные тормозные механизмы с вентилируемыми, лучше охлаждающимися тормозными дисками, подумайте. Ведь формально вы нарушаете запрет ПДД на вмешательство в конструкцию тормозной системы! Сделать такую работу может CTOA, у которой есть на это соответствующие документы. Тормоза могут подвести и по другим причинам. Например, коррозия рабочих цилиндров - почти неизбежная расплата за зимнюю езду по залитым "рассолом" дорогам. Особенно для владельца, который не слишком следит за машиной. К тому же сама тормозная жидкость на основе этиленгликоля ("Нева", "Томь", "Роса" и им подобные) чрезвычайно гигроскопична охотно "притягивает" воду. Иногда за год-другой жидкость накапливает в себе столько воды из атмосферы, что температура ее кипения падает до 110—115°С! Это уже не "Роса". Стоит рабочим цилиндрам нагреться до этой температуры - и машина осталась без тормозов. (В жидкости появляются пузыри во-К ЛЕТУдяного пара, он легко сжимается - педаль "мягкая". Не путать с перегревом колодок!) Автомобильные фирмы рекомендуют менять тормозную жидкость не реже чем раз в два года (иногда чаще). Кстати, это продлевает и срок службы тормозных цилиндров, предотвращая их коррозию. Ну-ка вспомните, когда вы в последний раз заменяли жидкость. Часто именно к весне ветшают тормозные шланги. во время морозов покрывшись опасными трещинами. Наиболее наивные, увидев их, норовят укрепить шланг изоляционной лентой! Ни в коем случае: макияж только замаскирует трещины, но здоровья шлангам не прибавит. Ведь при экстренном торможении давление внутри может превышать 100 атм - под таким напором изолента долго не продержится. Есть только одно средство: сомнительные шланги, трубки и другие детали своевременно заменять новыми. Зимняя эксплуатация, как правило, губит трос стояночного тормоза, особенно на "жигулях". При сильной коррозии попытки его расшевелить ничего, кроме мозолей, не дают. Немедленно замените его новым! Заодно прислушайтесь к рекомендациям Анатолия Сухова (ЗР, 1999, № 2). Намерению прокатиться с ветерком порой препятствуют и неисправности других составляющих автомобиля. Например, неотрегулированные углы установки колес, ТОВЬСЬ!разболтанная подвеска, неполадки в амортизаторах (см. ЗР, 1998, № 3). А чем лучше неисправности рулевого управления? Или шин? Кстати, о них. Хотя в некоторых уголках России затянувшаяся гололедица ив апреле не даст отказаться от шипованных шин, все же оглядитесь: не пора ли перейти на обычные для лета колеса? Зимняя обувка дорога - ее лучше поберечь. Тем более, что на чистом асфальте, бетоне, булыжнике шипы не только быстрее изнашиваются, но и ухудшают сцепление колеса с дорогой. Не успокаивайте себя, что лишний метрдругой тормозного пути не имеет решающего значения. Вы поймете ошибку, когда будете соскребать остатки своего авто с грузовика, который остановился быстрее. На те колеса, что сняли с машины осенью, тоже взгляните критически: может, не откладывать их замену новыми на разгар сезона? Говорят, без кузова нет автомобиля. Если у вас "наследные" "Жигули", выпущенные четверть века назад, а двигатель до сих пор не выпап на дорогу - значит, это событие уже не за горами и произойдет, естественно, вдали от дома. Тут позавидуете соседу, уронившему мотор в ста метрах от дачи. Когда старый рыдван, словно карточный домик, рушится под собственным весом, владелец, будучи в здравом рассудке, о рекордах скорости старается забыть. Весна - лучшее время для реставрации кузова, если таковая еще не утратила смысл... Нет автомобиля и без двигателя. А чтобы сколькото "лошадок" под капотом можно было гордо называть табуном, о них придется позаботиться. Весной замените в двигателе масло - уже хотя бы потому, что зимой при частых коротких поездках в недостаточно прогретом масле накапливаются низкотемпературные шламы, нарушающие работу системы смазки. Разумеется, одновременно поставьте и новый масляный фильтр. Многие "к сезону" обзаводятся различными присадками к маслу и нередко спрашивают: как правильно их применять? Отвечу уклончиво... Изучите инструкцию того, кто эту присадку произвеп. Другой вопрос: что она даст? Допустим, вы видели ее рекламу, поверили... А в демократическом обществе нельзя оскорблять чувства верующих - даже в присадки. Только учтите, что большинство фирм, производящих автомобили и масла для них, применения дополнительных присадок не предусматривают. Считается, что масло, оговоренное в инструкции для автомобиля, должно обладать необходимым комплексом свойств. И точка. Если в преддверии лета машина стала прихлебывать масло, можем вам только посочувствовать! А когда станут давать перебои замасленные свечи, обрастут нагаром клапаны, мощность мотора упадет, расход бензина вырастет, даже самое черствое сердце дрогнет: нужно что-то делать... Легко начинать с замены маслоотражательных колпачков. Но современные высококачественные колпачки зачастую не уступают по долговечности поршневым кольцам. Бывает, однако, что после пробега 130-140 тыс. км кольца на двигателе уже "кончаются" (особенно - маслосъемное, от которого, в основном, и зависит расход масла на угар), тогда как колпачки еще сохраняют эластичность и вполне работоспособны. В этом варианте маслообжорства двигатель придется разобрать для замены поршневых колец. (Кстати, некоторые фирмы, например "Мицубиси". настоятельно рекомендуют при каждой разборке хонинговать цилиндры, дабы улучшить условия работы колец и повысить их долговечность. У нас это, к сожалению, не принято.) О более серьезном ремонте - с расточкой блока цилиндров, шлифовкой коленвала - говорить не будем: в конце концов, это не сезонная тема. Если же двигатель исправен, с наступлением теплых дней его нужно тщательно отрегулировать. Подробно о том, как довести до ума карбюратор и зажигание, мы не раз толковали на страницах журнала. Конечно, стоит еще раз проверить работу осветительных приборов, сигнализации, хотя сезонных скидок для них не существует: должны действовать и зимой, и летом. Наконец, весной есть резон выкинуть из машины некоторые зимние предметы: широкую снеговую лопату заменить штыковой, валенки резиновыми сапогами, ватник - рабочим халатом. Оставить в гараже цепи противоскольжения, емкость с незамерзающей жидкостью и тому подобное. Не часто летом бывают нужны и провода для "прикуривания"... Зато стоит припасти вещи, важные именно для лета: запасной термостат (может "издохнуть" в одночасье!), некоторый запас "Тосола" (машина-то не новая!), да и просто - не забыты ли дома рыболовные принадлежности, ласты с маской и запасные плавки, а также другое приятное для вас и потому необходимое имущество.ЗР 5/2000155