РЫНОКЭкспертизаОТВЕТНЫЙход"ЛИСМЫ"Отечественный производитель автомобильных ламп началтаки их выпуск в штучной упаковке. Проверим, что они собой представляют.Александр БУДКИН Так уж исторически сложилось, что саранский завод "Лисма" оказался единственным в стране производителем автомобильных ламп Н4. Монополия сыграла с отечественным предприятием скверную шутку - к конкурентной борьбе в нужное время он оказался не готов. То, что появились в магазинах хорошие, но дорогие зарубежные лампы - еще не страшно, а вот вал подделок, не удовлетворяющих никаким стандартам (см. ЗР, 1999, № 7), больно ударил по российскому производителю. Они оказались дешевле и сумели себя "подать". Небогатому покупателю ничего не оставалось, как рано или поздно сдаваться. Шанс нанести ответный удар появился у саранского завода после кризиса. Цена на поддельные лампы неизвестного происхождения почти сравнялась со стоимостью отечественных изделий. И наконец, на рынке стали предлагать долгожданные отечественные лампы в штучной упаковке... ответствие Правилам ЕЭК ООН № 37: внешний осмотр, точность расположения нитей накала относительно привалочной плоскости, наконец, характеристика светораспределения. Качество колбы на обеих лампах экспертам не очень понравилось: с внутренней стороны стекло испещрено микроскопическими дефектами литья и выглядит не идеально прозрачным. Впрочем, требованиями такие микродефекты не оговорены. Удастся добиться нормального светораспределения, и ладно. С геометрическими параметрами тоже не идеально. Одна лампочка чуть вылезла за допуск по одТакой должен увидеть покупатель продукцию завода "Лисма" на прилавках магазинов.ДВОЕ ИЗ ЛАРЦА, ОДИНАКОВЫ С ЛИЦА На экспертизу в НИИАвтоэлектроники мы отправили две саранские лампы H4. Как впоследствии оказалось, не зря. Наша справка Проверки стандартные, на соному из девятнадцати (!) параметров, вторая - по двум. Для ламп, представляемых на сертификацию, такая ситуация была бы весьма неприятной, но для серийной продукции, поступающей в магазины, это не криминал. Здесь официально допускается 20-процентное отклонение по некоторым параметрам. Напомним к тому же, что сравнивали не с дешевыми подделками, а с международными требованиями, которым удовлетворяют лампы известных производителей. Как справились российские лампы с самым главным испытанием - проверкой светораспределения, видно из таблицы. В ней представлены данные лучшей из двух отечественных ламп, прошедших тест. Да, саранское изделие не смогло приблизиться к продукции известных мировых производителей, зато оказалось на голову выше дешевых подделок неизвестного происхождения (Light), превысив их показатели по освещенности в точках 75R и 50R (см. рисунок) в 2-2,5 раза. Конечно, предприятию еще есть над чем работать, но достигнутый результат обнадеживает. Таких ламп завод готов делать столько, сколько примет рынок. Поэтому дальнейшая судьба саранской продукции,как и участь блуждающих по нашему рынку подделок, полностью в руках покупателей. Пожалуй, как раз в этом случае не грех "купить отечественное".ККОНЦУ ПРОШЛОГО ГОДА на саранском заводе объем производства ламп Н4 без штучной упаковки (для конвейеров) составлял около 1,8 млн. шт. в год. К концу нынешнего года предприятие готово выйти на уровень 4 млн. шт. в год, из них половина - в упаковке. Необходимое условие - готовность рынка принять такое количество малознакомого автомобилистам продукта.Это пример дешевых подделок под лампы H4, применение которых недопустимо (см. ЗР, 1999, № 7).Вот что с ними может случиться при эксплуатации.ТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ЛАМП H4 Освещенность, люкс ТребоваOsram' 55W ния ЕЭК ООН 0.56 Super "Лисма" General' Blue' 558) Light 55'Ю (Tungsram) 55-60 0,54 0,38 SuperLight 10090885/2000В точке B50L <0.4 £0,7 В точке 0-0 >12 В точке 75R 212 В точке 50R •Данные си. ЗР. 1999.0.911,2 28,7 W» 7.0,914.0 30,20.7 8.515.20.6 1.1 4,0 6,33,0 2,0 2,5 3.4•