178
179
илами Своими.РЕМОНТОСНАСТКАНадеваем на стекло уплотнитель и обезжириваем край стекЛюбому двигателю после определенного пробега может понадобиться ла на ширину притирка клапанов. растра...О БИТЫХ ТАРЕЛКАХтшяшашшш^~^__^Ш^Ш^Ш"1..и оставшийся клеевой слой на фланце проема.У вас "Москвич',' "Жигули ; "Самара" словом, средненький российский автомобиль, не рекордсмен по долговечности. И после пробега 60-70 тыс. км мотор может понемногу начать прихлебывать маслица да к тому же становится скучноватым - и тянет хуже, и пускается неважно, несмотря на все ваше умение регулировать и зажигание, и карбюратор. Наконец, замерив компрессию, видите, что вместо 11-12 кгс/см2 прибор показывает 9-10, а то и меньше. Без серьезного ремонта не обойтись - всевозможные снадобья для "химического" устранения износа двигателя на этой стадии, как правило, уже не помогают.1бом демонтаже головки блока, независимо от его целей. Особенно полезно это в тех случаях, когда владелец мотора слишком много от него требует: напряженная гонка при уже недостаточной плотности прилегания клапанов к седлам может вызвать такой нагрев, когда клапаны, еще больше удлинившись, вообще перестают по-настоящему касаться седел. И хотя процесс сгорания в цилиндрах ухудшается, а мощность падает, это не спасает тарелку клапана от дальнейшего, уже катастрофического перегрева. Особенно вредит он выпускному клапану, охлаждающемуся, в основном, за счет контакта с седлом.Вариант соединения деталей 13 и 1.11 ивОдин из мифов гласит, будто на моторах ВАЗа притиНаносим грунт (праймер) на растр стекла по перать клапаны не нужно, так как они риметру. при работе "прихлопываются" Отчасти это верно, если иметь в виду, что между стержнем клапана и втулкой есть зазор и клапан самоустанавливается по седлу, то есть и Выдавливаем клей из губы по краю стекла, навправду "прихлопынося его по всему периметру непрерывным вавается" усилием пруРис. 1. Схема устликом высотой 10-12 мм. жин. Но бывает, моройства для приПрикладываем стекло к проему, тор - даже не очень тирки клапанов: 1 следя за равномерностью зазоров с содолго! - работал с ведущее звено; 2 прягаемыми панелями кузова и пра"зажатыми" клапанакачающееся; 3 ми, и раскаленные ведомое; А - ось вильным прилеганием уплотнителя. газы, прорываясь в устройства; Б-ось Полимеризация клея продолжается качания звена 2. 2-3 часа. В течение этого времени авзазоры, оставляли на томобиль нельзя передвигать, закрыфасках и седлах завать стекла дверей или хлопать ими: метные язвы, вполне объясняющие, почедаже повышение давления воздуха в му упали компрессия и мощность. Кстати, салоне, не говоря о вибрации, может в "запущенных" случаях, при глубоких повызвать отрыв стекла. Выезжать на аввреждениях, притирка практически бестомобиле желательно не ранее чем чеполезна, ибо она их не устранит. Придется ремонтировать клапаны и седла всерьрез сутки после вклейки стекла. ез. С клапанами проще - их легко замеПокупая набор для вклейки, обязательно проверьте его срок годности - нить. Седла же потребуют обработки просроченный клей невозможно будет например, фрезами. Отдалить появление подобных дефедаже выдавить из тубы. • ктов можно притиркой клапанов при лю-57.5Рис. 2. Устройство для притирки клапанов: 1-ведущий вал; 2, 10 - крышки; 3 - винт-пробка; 4-ось; 5- качающееся звено; 6 - корпус; 7 - втулка; 8 - ведомый вал; 9 - присоска; 11 - рычаг; 12,14 штифты; 13 - ведущий диск.1785/гооо зр И ПОТЕРТЫХ СЕДЛАХОмываемая раскаленными газами (2250-2500°С), его тарелка теряет прочность - и теперь уже так хорошо "прихлопывается" к седлу, что на ней появляются трещины, в которые тоже устремляются раскаленные газы. Трещины расширяются (см. фото), компрессия резко падает и цилиндр перестает работать. Иногда от клапана даже отламываются куски, что чревато еще более серьезными повреждениями двигателя. Плотность прилегания клапана к седлу определяется макро- и микрогеометрией контактирующих поверхностей, а также давлением в пятне контакта. Последнее зависит от усилия пружин, ширины фаски и гарантированной посадки клапана на седло, то есть наличия зазора в приводе. При изготовлении моторов на заводах и ремонте в мастерских, где есть специальное оборудование (весьма до ­ рогостоящее), в притирке обычно нет необходимости. Клапаны и их седла обрабатываются с такой точностью, которая вполне обеспечивает требуемую геометрию. Но при ручной обработке седел, клапанов (в мелких мастерских - различными фрезами, резцовыми головками, шлифовальными машинками) без притирки не обойтись. Именно она оказывается финишной операцией, придающей герметичность паре "клапан-седло" Чаще всего притирают клапаны вручную (см. ЗР, 1996, № 8). Минус этой технологии - тяжело и долго. Мы в нашем техническом центре притираем клапаны специальным устройством с электроприводом (рис. 1, 2). Вал ведущего звена 1 (см. схему на рис. 1) получает вращение от электродрели, при этом штифт ведущего звена перемещается в большом пазу звена 2, вызыКлапаны ВАЗ-2101.,2106 с признаками перегрева. вая его качание относительно оси Б. В малый паз звена 2 входит штифт звена 3 ведомого. В результате этого при размахе колебаний 40° звена 2 ведомое звено 3 качается на суммарный угол около 80°. Конструкция устройства показана на рис. 2. С тарелкой клапана устройство со ­ единяем присоской. Можно воспользоваться теми, что продаются в комплекте со стержнем для ручной притирки (рис. 3). Правда, при этом придется подкорректировать диаметр ведомого вала 8 на рис. 2. Собственно притирка выполняется так. Одной рукой мастер держит электродрель, другой - устройство за его корпус. Поворачивая корпус устройства вокруг оси, мастер добивается равномер-028.506.5Н7(-'I— 1АРис. 3. Различные присоски из нашего арсенала. Для тех, кто захочет их изготовить самостоятельно, приводим размеры. ной притирки по окружности клапана. Дополнительно прижимать клапан к седлу не нужно, для этого достаточно веса дрели с устройством. Как долго длится притирка? При нормальном исходном состоянии клапана и седла (если правильно выполнена их обработка перед притиркой) доводка контактирующих поверхностей нашим устройством обычно занимает около по ­ луминуты. В некоторых случаях несколько дольше, но не больше двух минут. Если дефекты седла и клапана таковы, что для их устранения и этого времени недостаточно, то предварительную обработку деталей (фрезой и т. п.) нужно повторить, иначе есть риск "завалить" фаски и сделать их слишком широкими, что снизит давление по площади контакта. Последствия не заставят себя ждать - о них вы только что прочитали.10н50_1x45-4 фаски ХшРифление6Г14,12, 141x45' J фаски11. 19 .1"" 2 фаски 06,5H7f""*)379S5Ьяшшя t ;АДеталь _А_ 4кЬа с щЩ31.51С12 1410 9•ЗР 5/2000179