136
МЫ И АВТОМОБИЛЬПотребительУЩЕРБНЫЙ ПОЛИСО том, как считают деньги в некоторых страховых компаниях.Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ Когда мы получили сигнал от известного российского офтальмолога С, что ее обижает страховая компания, то очень удивились. У этой женщины лечили глаза известнейшие актеры, писатели и журналисты. О ней писали статьи и снимали телепрограммы. У кого поднимется рука? Да нет, наверное, ошибка! - думали мы, отправляясь к ней в больницу. Восседая среди лазерных аппаратов в городской больнице, мы услышали такую историю. Доктор С. купила полис прямо в автосалоне, вместе с машиной. Ей показалось, это чрезвычайно удобно застраховать ущерб, как говорят, не отходя от кассы. А через некоторое время попала в ДТП: задела грузовик. Страховая фирма отправила ее к независимому оценщику. Прошло пять дней (положенных по договору), а денег все не платили, хотя калькуляция на 3100 долларов уже лежала у страховщиков на столе. Больше ждать потер^^^^— певшая не могла - машина была нужна, как воздух, и она отремонтировала ее на сервисе. А через несколько дней - сюрприз: звонят из фирмы и говорят: приезжайте, забирайте свои 2000 долларов. "Почему так мало?" удивилась С. "Можно ли что-нибудь сделать, чтобы получить положенное?" - с таким вопросом она обратилась в редакцию. Совет мы попридержали (кто знает, может, компания просто случайно ошиблась, а может, напротив, - отъявленные мошенники!). Решили ехать на встречу втроем: пострадавшая, юрист ЗР Сергей Волгин и автор статьи. Офис компании оказался красивым кирпичным особняком. Встретивший нас молодой человек в галстуке с порога осведомился: "Вы уже взяли деньги?" - "Нет". - "Напрасно! Глупо отказываться. Это ни к чему вас не обязывает". - "Что, даже расписываться не надо?" - искренне удивились мы. - "Нет", - соврал он. Мы сменили тон на наступательный: "Откуда взялась сумма в2 тысячи долларов? Покажите калькуляцию". "Галстук" (как мы его окрестили) порылся в столе и достал бумагу под скромным названием "смета", где и значились 2000 долларов. "А как насчет независимой оценки?" - поинтересовались мы. Здесь наш собеседник расщедрился на длинную тираду, смысл которой не передать без слез. Тезисно: цены в Москвы разные. Можно купить деталь у официального дилера, а можно дешевле - на рынке. Главное, упирал он. не брать запчастей, растаможенных по-честному (это очень дорого!). Ремонтировать же лучше вообще не в Москве, а, напри-Рисунок Эдуарда КОНОПАмер, в более гостеприимном и более дешевом Дмитрове. К сожалению, независимые оценщики это не учитывают, сокрушался "Галстук" (видимо, в нем дремал гениальный экономист). "Реальность состоит в том, - перебили мы увлекшегося оратора, - что ваш клиент вправе получить по независимой калькуляции, в этом ему помогает Закон!". "Это плохая реальность..." - начал было "галстук", но был прерван нашим дружным хохотом (пора было заканчивать - само мироздание оказалось под угрозой!). На стол "галстуку" легла досудебная претензия. Эту серьезную бумагу мы сочинили еще накануне и решили использовать в крайнем случае. Удивительно, но уже через пять минут перед нами стоял кофе, чай и печенье с конфетами. Жесткие офисные стулья сменились на мягкие диваны - мы сидели на последнем этаже офиса в зимнем саду. Насладившись бразильским напитком, мы вошли в кабинет генерального директора. "Учитывая то, что вы наш постоянный клиент, - обратился он к доктору С. (бедняга с испугу перепутал - она впервые застрахована в этой компании). мы решили выплатить вам всю сумму полностью. Надеюсь, вы не откажетесь от наших услуг и впредь". Сама вежливость!КОММЕНТАРИИ ЮРИСТА ЗР СЕРГЕЯ ВОЛГИНАВ только что прочитанной вами корреспонденции намеренно не названы ни салон, ни страховая компания. Речь здесь не о частном случае, а о явлении, с которым могут столкнуться многие. Всячески приветствуя обозначившийся в последнее время массовый поворот автомобилистов к страхованию своих машин, мы в то же время считаем своим долгом предостеречь их от противоправных действий иных страхователей, пользующихся юридической неграмотностью автовладельцев. Страховая компания по определению оказывает услуги. Необоснованное уменьшение страхового возмещения (что и произошло в данном случае) - это недостаток услуги. Здесь вступает в силу закон "О защите прав потребителей": клиент вправе требовать устранить недостаток. Свое требование он заявил в письменной претензии (напи сать ее можно самостоятельно, но все-таки лучше потратить 100-200 рублей и довери этот труд юристу-профессионалу) - именно так надо поступать всем оказавшимся в подобной ситуации. Правда, прежде чем добиваться справедливости в подобном конфликте, нужно убедиться, что страховая компания действительно не права. Обязанности страховщика и его клиента обычно записаны в "Правилах страхования" (кстати, они у каждой компании свои) или в страховом договоре (полисе). Знаю по опыту, что нередко чтением "Правил" потребители себя не обременяют. Напрасно. Это все равно, что игнорировать инструкцию по эксплуатации автомобиля. Ведь если клиент каким-нибудь пунктом "Правил" пренебрег (например, не вовремя сообщил об аварии), то страховая компания действительно может уменьшить страховое возмещение на вполне законных основаниях.1365/гооо ЭР