32
33
ИСПЫТАНИЯПрезентацияВТОРОЙ ВЫХОДПоявившись в 1995 году как прямой наследник модели Т1, " М ерседес - Б енц - С принтер " с разу завоевал не только титул "фургон года", но и симпатии за ­ казчиков. С тех пор сделаноболее полумиллиона этих машин , что вдвое превысило объем выпуска их предшественника. Только в прошлом году продано 113 300 "спринтеров", а доля фирмы на рынке ком ­ м ерческих автомобилей за последние пять лет выросла с 13 до 19%. Анатолий ФОМИН Мы познакомились со "Спринтером" четыре года назад, во время рекламного пробега по России. В прошлогоднем тесте шести фургонов (ЗР, 1999, № 6) "Мерседес-БенцСпринтер" занял достойное второе место. В 2000 году "Даймлер-Крайслер" представляет покупателям модернизированный вариант машины. Внешние отличия не слишком велики: бросается в глаза более длинный "нос", новые капот, бампер и фары. В отличие от легковушек, облик коммерческих авто мало подвержен модным веяниям. Внутри же от старой машины осталось немного. Полностью обновлен ряд двигателей, модернизированные коробки передач с тросовым приводом переключения позволили убрать с пола внушительный рычаг, который в силу необычности формы вполне мог бы демонстрироваться в музее эротики, совершенно новая панель приборов теперь не хуже, чем в легковых машинах. Среди оригинальных решений - шестиплатформой или самосвальным кузовом. В общей сложности 140 вариантов! Существуют и специальные шасси, поставляемые для дооборудования другим фирмам. А если сюда добавить 360 позиций дополнительного оборудования и все автомобили, создаваемые на базе "Спринтера" другими производителями, то количество комбинаций получится и вовсе астрономическим. Кроме того, в ближайшие месяцы появятся варианты на сжатом газе, с разнообразными типами полноприводных трансмиссий (постоянным и отключаемым приводом, с понижающей передачей и без нее). Возможно, в будущем, кроме машин полной массой 2,8, 3,5 и 4,5 тонны увидит свет и шеститонный "Спринтер", который заменит более крупный фургон "Варио". Ясно, что описать все модификации подробно нечего и думать. Главное - сориентироваться в них, что нетрудно. Маркировка фургонов "Мерседеса" привычна для грузовых машин фирмы: первая цифра указывает примерную полную массу в тоннах, две последние - мощность двигателя в десятках лошадиных сил. Теперь о моторах. Основной в новом семействе - четырехцилиндровый турбодизель ОМ 611 DELA с четырьмя клапанами на цилиндр и системой впрыска с общей ма-ступенчатая (!) коробка передач с автоматическим переключением "Спринтшифт", автоматическая система "старт-стоп", выключающая двигатель на светофорах и автоматически пускающая его при нажатии на педаль сцепления. При поездках по городу она экономит до 8% топлива. Впервые в машине такого класса предлагаются боковые подушки безопасности для головы и верхней части туловища. И это далеко не все. В перечне моделей и модификаций "Спринтера" пять типов двигателей, три коробки передач, четыре главные пары, три варианта базы и грузоподъемности. Возможны две высоты крыши для фургона и микроавтобуса. Есть грузовик с обычной или двойной кабиной, бортовой/&г^~ "СПРИНТЕРА"гистралью ("коммон рейл"). Он представлен в трех вариантах, причем рабочий объем всех трех одинаков - 2,15 л. Моторы различаются мощностью, крутящим моментом и, конечно, давлением наддува и моделью турбонагнетателя. Самый слабый, мощностью 60 кВт/82 л.с. - с традиционным турбокомпрессором, у более мощных - 80 и 95 кВт (109 и 129 л.с.) - регулируемый направляющий аппарат турбины. Наиболее мощный дизель ОМ 612 DELA аналогичен по конструкции, но имеет пять цилиндров, рабочий объем 2,7 л, а мощность 115 кВт/156 л.с. На таком фоне бензиновый мотор М111Е со своими 105 кВт/143 л.с. выглядит скромно. Впечатления за рулем нового "Спринтера" сильно зависят от мотора, колесной базы и... главной передачи. Организаторы так подобрали маршрут, чтобы в повороты узенького горного серпантина длиннобазные машины вписывались почти на пределе, но, видимо, в этом и заключалась идея тест-драйва: вы не поверите, но он пролезет! И действительно: трудно представить, что диаметр разворота у "Спринтера" с четырехметровой базой всего 14,3 м. А вот динамические качества, кажется, гораздо больше зависят от набора шестерен в заднем мосту, чем от двигателя. Во всяком случае, самый слабый мотор в сочетании с главной парой 4,86 более уверенно справ лялся с горной дорогой, чем его собрат мощностью на 27 л.с. больше, но с парой 4.37. Памятуя о том, что возможны варианты главной передачи от 3,73 до 4,86, грамотный покупатель всегда сможет выбрать "Спринтер", исходя из своих потребностей: либо лазить по горам с полной нагрузкой, либо совершать междугородные рейсы по равнине. И еще: чем больше давление наддува мотора, тем, увы, уже его рабочий диапазон: 82-сильный двигатель уверенно тянет с холостых оборотов, а 129-сильный "коллега" начинает проявлять темперамент только после 1500 об/мин. Зато пятицилиндровый дизель проблем не создаст ни при каких обстоятельствах - запас мощности позволяет справиться ис двухтонной нагрузкой, и с горными серпантинами. Вопреки ожиданиям и предрассудкам, бензиновый мотор оказался весьма неплох. Благодаря регулируемым фазам газораспределения "везет" он очень уверенно даже на пятой передаче. Хотя, конечно, по расходу топлива никак не может тягаться с дизелем. Как показала себя автоматическая коробка передач "Спринтшифт"? В общем, неплохо. хотя переключения "на полном дросселе" получаются у нее грубовато, да и "заморочить мозги" электронике несложно. Но если перейти к спокойной размеренной езде, преимущество "автомата" станет очевидно. Не каждый водитель точно определит, на какой из шести передач лучше ехать в данный момент, если двигатель позволяет использовать, как минимум, три. Экономичная езда со "Спринтшифтом" удастся даже новичку, а отсутствие педали сцепления снимает оставшиеся проблемы.ВИГАТЕЛИ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ MERCEDES-BENZ SPRINTER M 111 E ^ ^ - ^ ^ _ ^ Двигатель ОМ 611 ОМ 612 ОМ 611 ОМ 611 DELA DELA DELA Хараетерипш~"~-^^^ DELAТипДизеяьны.1. с неразделенной камерой сгорания. турбонаддувом. -ромежуточньм охлаждением и системой влоьска с обшей магистральюбензиновый. с регулируемыми фазами газораспределенияЧисло цилиндгхв'клатансв 520 4,-16 4'16 4.'6 Рабочий объем.см3 2688 2150 2150 2150 1157156 Мощность. кВтл. с. 6Q82 841(6 Й1Й при обмин 3800 3800 3800 3800 330 Крутящий момент. Н-м 270 МО 1400-2600 1400-2400 1600-2400 •400-2400 при с5 ми216 CDI 213 CDI 206CDI 211 СИ Модели автомобилей 316 CDI 308 СИ 311 CDI 313 CDI 416 CDI 408 CDI 413 CDI 411CDI4162295 -05143 5000as3200-4700 214 314 414Доплата за "Спринтшифт" всего 800 евро, в то время как гидромеханический "автомат" стоит втрое дороже и заметно увеличивает ГАБАРИТЫИ ВНУТРЕННИЕ РАЗМЕРЫ ФУРГОНОВ 3000 Базами 4025 3550 расход топлива. Если уж говые стэнд. I вые. станд ворить об экономии дальше, Параметры ^""~-~~_^ крыша крыша крыш крыша крыша то стоит упомянуть систему длина 4889 6589 5638 5638 4689 "Эсист", отслеживающую 1933 1933 1933 1933 ширина 1933 сервисные интервалы ма2345 2570 2345 2560 высота 2560 шины в зависимости от ин7.0 9.1 Обь » фургона, м 8.1 13.6 10.5 тенсивности эксплуатации. дгина 3265 3265 2515 2515 4215 При благоприятных услови1736 ширина 1736 736 1736 1736 ях обслуживание понадо1855 высота 1633 1855 1855 1633 14.3 11.2 12,8 Диаметр поворота, w бится только раз в 40 000 Весовой класс 2,8; 2.8: 2.8:3,5: 2.8:3.5: 3.5; км, но не реже, чем раз в 4.6 (полная масса) т 3,5 3.5 46 4.6 два года. За 3000 км до предполагаемого ТО система сама напомнит об этом водителю.3Еще один козырь "Спринтера" - практичность решений, порой касающихся не самых ответственных узлов. Так. в переднем бампере появились специальные ступеньки, облегчающие протирку ветрового стекла, а короткий "джойстик" рычага переключения передач позволил освободить проход между сиденьями. Как видим, преимуществ у "Спринтера" немало. Впрочем, и цена его серьезная. Так что в странах, где труд пока дешев, скорее предпочтут более доступные машины. Там же, где за хорошую работу достойно платят, у "Спринтера" отличные перспективы.•ЗР 5/2000 33