РЫНОКТестЖИВИТЕЛЬНА ПРОХЛАДАвтомобильные холодильники продаются давно, да только не всеми воспринимаются всерьез уж больно на игрушку похожи. Признаться, и нам стало любопытно, на что они способны.Александр БУДКИН Для теста взяли 15-литровый автомобильный холодильник фирмы "Кольман" (Coleman), известный нам как один из лучших, а еще 15-литровый изотермический контейнер, полученный из того же холодильника при замене верхней крышки, 20-литровую изотермическую сумку и пару аккумуляторов холода 10-литрового "номинала". Роль главного измерительного устройства доверили двухлитровой пластиковой бутылке с водой и погруженным внутрь термометром. Начнем с проверки холодильника. Помещаем в него измерительную емкость с начальной температурой +20°С и ждем результатов. Через 2 часа температура падает на 6°С, через 8 часов после начала процедуры достигает отметки +8°С, а спустя сутки останавливается на +3°С (кривая 1 на рисунке). Что ж, совсем неплохо. Обычный бытовой холодильник, взятый для сравнения, охладил двухлитровую емкость чуть медленнее, но ушел в отрыв при необходимости выполнить больший объем работ. Отличие автомобильного холодильника от бытового - в отсутствии хладагента - автомобильные используют термоэлектрический эффект Пельтье (см. ЗР, 1999, № 6, с. 52). Их удобство еще ив том, что термоэлектрические модули обладают свойством реверса. Поэтому большинство таких холодильников могут переключаться в режим "нагревальников", например для разогрева обеда. На такой разогрев может уйти два-три часа, но это все же лучше, чем ничего. Теперь обратимся к изотермическим контейнерам и сумкам. Для их эффективной работы помимо интересующего вас груза следует положить пару аккумуляторов холода из морозильной камеры. Это небольшие пластиковые брикеты с соляным раствором, обладающим большой теплоемкостью. Будучи хорошо замороженными, аккумуляторы способны до 15 часов сопротивляться нагреву хранящихся в изотермическом контейнере или сумке продуктов. Об этом говорит расположение точек перегиба кривых 2и3 на рисунке. Кривые показывают возможности контейнера (кривая 2) или сумки (кривая 3) хранить предварительно охлажденные продукты. Любопытно, что в случае с контейнером температура воды в мерной бутылке в первые 4 часа упала на полградуса и лишь затем монотонно поползла вверх - сказали свое слово замороженные до -18°С аккумуляторы. Таким образом спустя 10 часов температура груза в контейнере поднялась лишь на один градус, спустя 20 часов - на 6°С, достигнув +11 °С, и только через 44 часа выравнялась с атмосферной (см. кривую 2). Способность сохранять живительную прохладу сильно зависит от степени загрузки контейнера. Выражаясь научно от общей теплоемкости находящегося в контейнере груза. Чуть хуже хранит холод сумка. В ней при наличии аккумуляторов через 5 часов температура растет на градус, через десять часов - на три градуса, через 20 часов - на 11°С, достигая +18°С. Но и это совсем не плохо. Та же двухлитровка, будучи завернутой в пять слоев газеты, полностью прогревается до атмосферной температуры за 12 часов (кривая 4), а оставленная на свежем воздухе за 8 часов (кривая 5). Наша справка Осталось лишь определиться со стоимостью изделий. Холодильник потянет примерно на $130-150, изотермический контейнер - на $30, сумка - на $20, а один аккумулятор холода обойдется в $1.ТЕПЛОЕМКОСТЬ 2 ЛИТРОВ ВОДЫ примерно в 400 раз больше, чем теплоемкость 15 литров воздуха. Поэтому, открыв лишний раз изотермическую емкость и выпустив из нее холодный воздух, вы теряете не так уж много.5 / 2 000 ЗР•'О » ЗОбОемя.4acJ086Холодильник "Кольман' .автомобильный! Изотермический контейнер с двумя аккумуляторами холода Изотермическая сумка с двумя аккумуляторами холода 2 литровая бутыль, завернутая в пять слоев газеты 2-питровая бу-ыгь на воздухеРедакция благодарит фирму "Кемпинг" за предоставленные на тест образцы.