88
90
91
РЫНОКПодделка!Выявляем восстановленные рулевые тяги, наконечники и шаровые опоры, предлагаемые как новые белебеевского ООО "Автокомплект" - смежника ВАЗа.Максим САЧКОВ Самые распространенные подделки "под Белебей" - это обычные (неусиленные, иногда называемые заливными) шаровые опоры и рулевые наконечники для "жигулей" и "самар". Усиленные опоры перебирать сложно, потому и подделок практически нет. Редко встречаются "левые" наконечники рулевых тяг ВАЗ-2110 - вероятно, пока мало "заготовок" для восстановления. Каковы особые приметы фальшивок? Вот, например, "жигулевская" нижняя шаровая опора. В первую очередь подделку выдает черный металлокерамический подшипник (указан стрелкой на фото 1); у оригинальных деталей полусфера светлая. Пробка "левака" - белая, сделана очень неаккуратно; на заводе заглушку красят в один цвет с корпусом (фото 2). Переходим к верхней опоре. Шаровый палец подделки выточили на токарном станке кольцевые дорожки от резца видны даже на сфере. На заводе этот элемент шарнира изготавливают методом объемной холодной штамповки - "родной" палец должен быть гладким. Галтель (переход от шара к стержню) по белебеевской технологии нагартовывают - палец опоясывает блестящая полоска. На подделке вы ее не найдете (фото 3). Переворачиваем опоры: присмотритесь, корпуса оригинала и копии отличаются по цвету - фальшивка темнее (фото 4). Буквы "БА", идентифицирующие производителя, на заводском узле и его имитации нанесены по-разному. На очереди наконечники рулевых тяг "жигулей*. Главная отличительная черта подделок - штамп на крышке корпуса. Обратите внимание: фирменные логотипы на заводских наконечниках и шаровых опорах различаются. Гаражная продукция, напротив, маркирована одинаково. правда, на деталях рулевого управления отсутствует значок "Росстандарта" (фото 5). Вероятно, изготавливая фальшивки, кустари просто подкрашивали старые детали... и выдали себя краской на резьбе. На заводе ее нарезают после окраски наконечника (фото 6). То же самое касается и посадочного места защитного колпачка - для самостоятельной экспертизы попросите продавца снять резинометаллический пыльник (он посажен довольно плотно). Кстати, здесь увидите еще одно отличие - перебранные шарниры, как правило, сухие, а заводские обильно набиты смазкой. Последний экземпляр - рулевой наконечник "Самары". Все вышесказанное про аналогичные подделки для "жигулей" относится ик этой фальшивке. Единственное дополнение: взгляните, как фиксируется резиновый пыльник. На заводе для этой цели используют специальную проволоку, а в гаражах могут поставить резиновые колечки (фото 7). Все рулевые наконечники, поставляемые на конвейер ив запчасти, комплектуются защитными колпачками, гайками и шплинтами. Увы, на рынке, как правило, ими торгуют отдельно. Хорошо хоть за специальную оберточную бумагу (заводская упаковка) денег не требуют. Во время подготовки материала в Белебее утверждали новый фирменный знак; более того, производители намерены защитить свою продукцию голограммой (следите за нашими публикациями). Надеемся, тогда покупателей сложнее будет обвести вокруг пальца...Фирменные логотипы ООО "Автокомплект". Красным цветом выделены подделки. зеленым - заводские детали.•886/2000 ЗР Формула 1Гром грянул через час после финиша Гран-при Бразилии, второго этапа чемпионата мира 2000 года. После тщательной проверки, как того требуют правила, первых шести автомобилей (то есть тех. чьи пилоты получили очки) технические комиссары доложили главному судье, что пять машин не вписываются в рамки установленных требований. Эффект, как говорится, был велик! Словно ребенок радовался Джанкарло Физикелла - его "Бенеттон" хоть и закончил дистанцию третьим, но становился победителем - единственный легальный автомобиль! Судьи недоумевали: если дисквалифицировать этих пятерых, придется начислять очки пилотам, занявшим следующие места. Но ведь их машины не проверяли, где гарантия, что с ними все в порядке?21.5 4.6 18.6 2.7 16.7 30.7 13.8 27.8 10.9 24.9 8.10 22.10Канада Франция Австрия Германия Венгрия Бельгия Италия США Япония МалайзияРешение, принятое главным судьей Большого приза Бразилии, трудно назвать соломоновым. Победителя - Михаэля Шумахера, его брата Ральфа из "Вильямса", а также "джордановцев" Хайнца-Харальда Френтцена и Ярно Трулли простили. А вот финишировавшего вторым Дейвида Култарда дисквалифицировали. Специальные листы многослойной фанеры, установленные под днищем их машин (это сделано, чтобы контролировать минимальный клиренс и избежать выгодного с точки зрения аэродинамики плоского днища, снизив тем самым скорость), были стесаны более чем на миллиметр. Это категорически запрещено. Однако у "Мак-Ларена", серебряного призера. сверх того еще и правая торцевая пластина переднего антикрыла оказалась смещенной в вертикальной плоскости на 7 вместо допустимых 5 мм. Попались, ребятки! Возмущению в лагере "Мак-Ларена" не было предела. Как же так?! Ведь в конце прошлого года за очень похожее нарушение (перекосились боковые дефлекторы) обоих гонщиков "Феррари" сначала наказали, но потом победные очки за Гран-при Малайзии им вернули, продлив тем самым интригу в чемпионате. Тогда итальянская команда оправдалась тем, что неверно установила дефлекторы без всякой задней мысли, "на скорость-де это не влияет". К тому же фанера под днищами машиннарушителей, как признали сами судьи, стесалась из-за неровного покрытия бразильской трассы. Вины команд нет! Разве не логично в таком случае предположить, что и торцевая пластина "маклареновского" антикрыла перекосилась, ударившись несколько раз об асфальт? Увы, апелляционный суд Международной автофедерации (ФИА), собравшийся через несколько дней в Париже, напрочь забыл о своем осеннем решении и очки Култарду не вернул. 90 б/гооо зрВ формуле 1 это далеко не первый скандал. Конструкторы гоночной техники всегда балансируют на грани допустимого, пытаясь найти малейшую лазейку в технических требованиях. Не стоит сбрасывать со счетов и небрежность в работе механиков или инженеров - ничто человеческое им не чуждо. К примеру, переднее антикрыло "Заубера" Мики Сало на первом этапе в Австралии оказалось на два сантиметра ближе к колесам, чем разрешено. Выяснилось, что на новую машину С19 смонтировали антикрыло... от прошлогодней модели. Просто перепутали, "без задней мысли"! Но финн лишился очка за шестое место. Подобное происходило и раньше, причем не всегда верх брали судьи. Можно вспомнить бурные дискуссии о самом существовании антикрыльев конца 60-х. Или дисквалификацию с последующим "восстановлением в правах" Джеймса Ханта. чей "Мак-Ларен" оказался на 10 мм шире положенного. Англичанин стал чемпионом мира-76 именно благодаря этим, потерянным было очкам. В 1981-м конструкторы "Брэбэма" разработали хитроумную гидропневматическую подвеску, позволявшую уменьшать клиренс во время движения машины по трассе. "Не пойман - не вор", - отвечали судьи на возмущение команд-соперниц. И Нельсон Пике на нелегальном с точки зрения духа правил, но вполне соответствующем их букве автомобиле стал чемпионом. В 90-е в формуле 1 наступили новые времена. Судьи из стороны, так сказать. обороняющейся превратились в "нападающих". Теперь уже ФИА, вернее, ее руководство в лице нового президента Макса Мосли и его "первого зама", фактически владельца формулы 1 Берни Экклстоуна. стала диктовать законы. Руководствуясь собственной логикой - зрелищность превыше всего! - они запрещали все появлявшиесятехнические новшества. Активную подвеску, противобуксовочную систему, "обратную" телеметрию, любые электронные изыски, призванные помогать водителю управлять машиной, поставили вне закона. Более того, руководство формулы 1 стало активно вмешиваться в результаты гонок. Когда отрыв Михаэля Шумахера от преследователей в чемпионате-94 вырос до неприличных размеров и интерес к борьбе за титул катастрофически упал, лидера начали наказывать за мельчайшие нарушения. Как, например, в Испании, где немец обогнал одного из соперников на круге прогрева - на столь ничтожный эпизод раньше никогда не обращали внимания. (Кстати, и в этом сезоне пока не обращают, хотя такие случаи были.) А позже для "торможения" Михаэля пригодилась и изобретаются все новые правила. Принудительная дозаправка и смена шин в ходе гонки - условие обязательное, хотя, по логике, абсолютно излишнее. Скорость движения в "пит-лейне", "гаражном переулке", ограничили, наказывая нарушителей 10секундными штрафами. Конструкторы ответили на это ограничителями скорости. "Вот еще, - подумали в ФИА, - умники нашлись!" И внезапно, на недавнем Гран-при Сан-Марино, объявили ограничители вне закона. Смехотворное правило, запрещающее пилоту без борьбы пропускать вперед партнера по команде, родилось сразу, как только стало выгодным. И быстро умерло, когда ситуация в чемпионате изменилась. Еще одно новшество - покрышки с рисунком. Канавки 5-миллиметровой глубины должны к финишу снашиваться не более чем на 2,5 мм. Но автору этих строк не раз доводилось наблюдать абсолютно "лысую" резину после финиша Гран-при. Так в апреле в Сильверстоуне полностью стерлись по меньшей мере две из четырех канавок на задних покрышках "Джордана" Ярно Трулли. Превосходный повод для дисквалификации! По сути, это правило держит на крючке абсолютно всех пилотов на каждой из гонок! Неужели никому из владельцев команд или пилотов не приходит в голову нелепость происходящего? Увы. они практически лишены права голоса. Менеджер наказанного в 1994-м "Бенеттона" Флавио Бриаторе и возмутившийся тремя годами позже Жак Вильнев испытали последствия своей строптивости на себе. Каждому из них публично "поставили на вид" и предупредили о возможности дисквалификации, если они продолжат протестовать. Вот почему молчит шеф "Мак-Ларена" Рон Деннис - он даже не поехал на заседание апелляционного суда, где решалась судьба его команды. Вот почему не возмущается, а даже одобряет (!) действия судей Дейвид Култард, потерявший шесть очков в Бразилии. За последние двадцать лет формула 1 из сугубо технического вида спорта, близко знакомого немногим, превратилась в грандиозное мировое шоу с миллиардной аудиторией. Законы шоу обязаны соблюдать все участники. Ведь каждый - от последнего механика, рискующего жизнью во время совершенно ненужной дозаправки, до владельца команды, которого в любой момент могут объявить обманщиком и плутом. получает свой кусок хлеба с маслом. А потому вынужден мириться с судьями, порой 8: ведущими себя по наущению хозяев под р стать разбойникам с большой дороги. §БОЛЬШИХГонки, в которых правила меняются постоянно, превращаются в гонки без правил.Александр МЕЛЬНИКМежду тем на предыдущей гонке в Японии на "Вильямсе" англичанина механики не сумели снять одно из колес для замены. А ведь правила требуют обязательной смены всех шин в ходе заезда! Но Деймона, разумеется, никто и не подумал наказать. Постойте, спросит искушенный читатель, о каких умышленных нарушениях может идти речь, если в автогонках, как в любом техническом виде спорта, проводится обязательный технический осмотр до старта? Действительно. Даже если просто опоздаете на эту процедуру, рискуете выбыть из гонки, как это едва не произошло с "Бенеттоном" на британском Гран-при нынешнего года. Но у руководства формулы 1 свои резоны. Для обострения борьбы в чемпионате в целом ив каждой гонке в отдельности пресловутая доска под днищем машины. Казалось бы, абсурд - автомобиль во время гонки может промчаться по бордюрному камню, вылететь на гравийную зону безопасности. Царапин на деревянной поверхности никак не избежать! Кому придет в голову искать злой умысел, если в результате такой "экскурсии" на днище появятся царапины глубже 1 мм?! Однако в Бельгии в августе 1994-го судьи наказали Михаэля за это "нарушение", отняв у него 10 победных очков, да еще запретив стартовать в двух следующих Гран-при! Глупость, скажете вы? И да, и нет. Особенно если иметь в виду резко возросший интерес к формуле 1. Миллионы телеболельщиков наблюдали схватку за золото на последнем этапе сезона-94 в Аделаиде. Деймон Хилл уступил тогда всего очко.•ЗР 6/2000 91