106
107
МЫ И АВТОМОБИЛЬСтарье берем?ПЯТЬ ЛЕТ - И "НА ВЫНОСЕвропа официально "приговорила'' автомобили старше пяти лет. В феврале нынешнего года Европейский Союз принял закон, обязавший автомобильные заводы забирать такие машины на переплавку совершенно бесплатно. Дальнейшая эксплуатация автомобиля старше пяти лет будет связана для его владельца с дополнительными расходами на выплату налогов по специальной схеме. Как все-таки жестоки эти европейцы! Только на мгновение представьте себе какой-нибудь "Фольксваген" ("Ниссан", БМВ, "Мерседес"...). Он пробежал по стерильным дорогам Старого Света всего какихто 80-100 тыс.км, регулярно потребляя первоклассное топливо и полностью синтетическое масло. "Металлик" на кузове сияет в лучах солнца первозданным блеском... Представили? А теперь вообрази-СТАНЕТ ЛИ РОССИЯДмитрий ЛЕОНТЬЕВ те его же, но уже - сырьем для металлургического завода. В глазах российского автолюбителя это потрясение основ. Чтобы понять и переварить это, нужно, наверное, не один год пожить в условиях постоянного кризиса перепроизводства. СТАРЬЕ - НЕ БЕРЕМ В развитых странах стратегию куплипродажи определяет вовсе не сам владелец автомобиля. Государство, по сути, диктует ему, когда, как и на какой срок покупать машину. Один из инструментов - налоги (пошлины, акцизы...). Чем старее автомобиль тем больше налог. (В Японии, чтобы пройти техосмотр на машине старше пяти лет, нужно заплатить не меньше тысячи долларов!) Другая эффективная мера - кредиты, ссуды и займы. На новый автомобиль в США можно получить деньги под 1%. а вот на подержанный могут и вовсе не дать (или увеличат ставку так, что поневоле откажешься). А еще законы, что проталкивает мощное экологическое и машиностроительное лобби. Все это, вместе взятое и создает ту систему, при которой доволен автолюбитель (каждые три-пять лет он вкушает радость обладания новой моделью), процветают автозаводы - они "вынуждены" непрерывно обновлять этот самый модельный ряд, ну и, конечно, удовлетворен обыватель. Он дышит чистым воздухом, не загрязняемым древними карбюраторными агрегатами.•~~БразилияИталияТЫСЯЧУ БАКСОВ ЗА РЖАВЫЙ РЫДВАН?Выпуск автомобилей в Бразилии, достигнув пика в 1997 году (свыше 2 млн. шт.), теперь снизился почти в два раза - до 1,2 млн. в 1999-м, Здесь продолжающаяся "до бесконечности" эксплуатация старых машин, как ив России, препятствует росту производства новых. Падает их сбыт - растет безработица. По инициативе профсоюзов в Бразилии разработан проект, предусматривающий выкуп у населения отживших свой век автомобилей. Каждому добровольно согласившемуся расстаться с автостарушкой будут вручать специальный бон (чек) на тысячу долларов. Его зачтут при покупке нового авто. Нововведение касается лишь машин старше 15 лет. Сегодня их в Бразилии 5-7 млн. (30% от всего парка). Именно они более всего загрязняют воздух, с их участием происходит три из каждых четырех ДТП с человеческими жертвами. Бразильское правительство пока не дало проекту зеленого света. Власти опасаются, что компенсационные боны начнут обращаться на рынке наподобие ценных бумаг, поэтому предлагают ограничить срок их действия 90 днями. Еще один спорный вопрос разрешать ли приобретение с использованием этих чеков не только новых, но и подержанных (возрастом менее 15 лет) машин. А профсоюзы уже грозят забастовками и другими акциями протеста. Владимир РЕЗНИЧЕНКО1-06 6/2000 ЗРЧАС "X" ПРИБЛИЖАЕТСЯ!"Ваш старый автомобиль, имеющий нулевую стоимость, мы оценим в 3000 долларов", - такими предложениями пестрели итальянские СМИ перед Новым годом. Условием столь выгодной сделки выступала одновременная покупка нового автомобиля. Чем выше его класс и престижнее марка, тем большая сумма шла в зачет за старую машину - в пределах от 1000 до 3000 долларов. Предновогодняя "щедрость" продавцов объяснялась необходимостью повысить показатели продаж за год. Сейчас же основным стимулом к обмену старого авто на новое служит приближение дня "X", когда низкооктановый бензин в Европе объявят вне закона. В Италии, впрочем, этот день настанет годом позже, чем в остальной Европе, - 1 января 2002 года. В кругах итальянских автомобилистов, особенно с небольшим достатком, считают, что это продиктовано стремлением автомобильных фирм повысить объемы продаж. По данным министерства транспорта, 81% автомобильного парка Италии соответствует вводимым экологическим требованиям, 15% машин могут работать на высокооктановом бензине после некоторых переделок двигателя. Правительство разработало программу помощи владельцам автомобилей этой категории, выделив на нее 50 млрд. лир. Теоретически каждому, кто обращается для переделки двигателя под "более чистый" бензин, государство будет возмещать 600-800 тыс. лир (300-400 долл.). Игорь ПУШКАРСКИЙ КЛАДБИЩЕМ СТАРЫХ МАШИН?АРМИЯ "СЕКОНД-ХЭНД" Но поговорим о нашей реальности. В России более 31 млн. транспортных средств. Из них - свыше 26 млн. старше пяти лет. Самое неприятное, что мы не в состоянии по примеру Европы продать старый хлам (даже по дешевке) в другую часть мира. А чтобы утилизировать его, не хватит ни "кладбищ", ни "разборок". Да еще попробуйте заставить владельца избавиться от наследия дедушки. И за двадцатилетнюю рухлядь у нас привыкли держаться до последнего. Ко всему прочему наши таможенные пошлины выстроены таким образом, что намного выгоднее ввозить в Россию именно подержанные машины (старше трех лет). Между тем окрестности и дворы крупных городов России обрастают отжившим свой век барахлом на колесах. Наравне с оптовыми рынками (с той же скоростью и масштабом) страну заполоняют "разборки", куда подержанные детали к иномаркам поступают вагонами. В Стране восходящего солнца, например, уже действует немало заводов с конвейером "наоборот" въезжают сюда один за другим подержанные "японцы", а выезжает вагон запчастей и держит путь в Россию. На радость жителям Сибири и Дальнего Востока... РАЙ ДЛЯ ГРОМЫХАЛОК? Многие из тех, кто ездит на машинах, обычно уже побывавших во вторых руках, не в состоянии ни новую купить, ни от старой отказаться. И все же продлевать жизнь автомобиля до бесконечности невозможно. Рано или поздно встает вопрос ребром: либо выбрасывать обветшавшее средство транспорта, либо вкладывать в него крупные деньги, либо продавать за гроши. Печально, но автомобили, способные хоть как-то передвигаться, в утиль попадают редко. Обычно они находят новых хозяев - из глубинки либо подростков, едва получивших паспорта. Так они и продаются, продаются, продаются. Бесконечно...АВТОМОБИЛЬНЫМ ПАРК НЕКОТОРЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ Область Всего транспортных Старше средств, шт. 5 пет Твердая 180757 18263; Брянская 87 831 75 343 382 541 257877 Воронежская Иркутская 385 725 357367 Калининградская 206766 185680 Новосибирская 231054 273965 Ростовская 510 214 624527 Самарская 400 710 562594 Свердловская 458234 376 124 Красноярский край 374985 329470 Пгимооье 467673 419429 Москва 1957664 1277930 788907 648078 Санкт-ПетербургИтак, российские автолюбители сделали свой выбор в пользу "секонд-хэнда". Пришло время определиться государству: или оно попустительствует сложившимся реалиям, или, по примеру развитых автомобильных держав, начинает вырабатывать новые условия. Чтобы узнать, как решается проблема автомобильного утиля за рубежом, мы обратились к нескольким корреспондентам РИА "Новости".Испания"ФОРД" СТРОИТ "УТИЛИЗАТОР"Более 30% машин на дорогах Испании старше 10 лет. Чтобы поощрить граждан к приобретению новых автомобилей, государство в 1997 году ввело действующий и поныне "План Превер": при покупке нового автомобиля покупателю выплачивают за сдаваемый старый 80 тыс. песет (около 500 долл.). Продавцы машин считают, что такая сумма не очень-то соблазняет покупателей, и предлагают увеличить ее хотя бы до 100-120 тыс. песет. Другая проблема, возникшая здесь в последнее время, связана с утилизацией. За сдачу под "разделку" и затем под пресс хозяевам старых машин в Испании даже платят, но немного, поэтому около 7% старья они просто бросают где попало. Его приходится убирать муниципальным властям за счет своих бюджетов. Недавно "Форд" начал строить в Испании (в Альмусафесе под Валенсией) рядом с производственными цехами целый завод для переработки старых машин. Администрация крупнейшего предприятия, судя по всему, поняла, что после решения Евросоюза о бесплатной утилизации пятилетних машин никуда ей от этой проблемы не уйти, и к тому же нашла возможности использовать такую ситуацию себе во благо. Хуан КОБОКомментарий юриста ЗР Сергея Волгина "Каждый имеет право на охрану здоровья. ..и на благоприятную окружающую среду", -это из текста Конституции Российской Федерации. Нужно ли говорить, что скопище старых автомобилей, особенно в крупных городах, приводит к ухудшению и нашего здоровья, и окружающей среды. Что же делать? Если ваш двор захламлен старьем и владельцы вовсе не собираются от него избавляться, можно обратиться в местное территориальное управление (управу) и потребовать освободить двор от отживших свой век автомобилей. В Москве, к примеру, мэр подписал распоряжение "Об эвакуации брошенных и разукомплектованных транспортных средств...". Если в вашем городе не приняты подобные решения и власти не эвакуируют "старушек", то обратитесь к участковому. Кстати, операцию "Вихрь-Антитеррор" еще никто не отменял, а брошенные автомобили ко всему прочему - хорошее место для закладки взрывчатки. Можно также обратиться в органы санитарного контроля и потребовать признать импровизированную свалку машин санитарно опасной. ОЗР 6/2000107