152
153
ЭкскурсияМногие полагают, что легкосплавные колеса делают исключительно "для понта". На самом деле они способны существенно изменить поведение автомобиля. Главное не ошибиться в выборе.W*!*3ш fjPAbvЛ*:/^.Л-•ч\Г:| Евгении БОРИСЕНКОВсшвотьвпрочности. И для стальных штампованных колес резервы на этом пути, похоже, иссякают. Следующий шаг - литье. Производство таких дисков технологично и почти безотходно - механическая обработка отливок минимальна. Но изделия эти довольно хрупкие - от сильного удара могут расколоться. Приходится увеличивать толщину стенок в ущерб желанному выигрышу в весе. Да и алюминиевый (реже - магниевый) сплав, отведав дорожной соли, без надежной защиты корродирует и тает прямо на глазах, превращаясь в труху. Еще один способ похудания - ковка (официальное название - горячая объемная штамповка), придающая колесам из легких сплавов прочность стальных. На Ступинском металлургическом комбинате - одном из крупнейших в мире производителей кованых колесных дисков - их делали с давних пор, но в основном для нужд авиации. Конверсия заставила спуститься с небес на землю. По инициативе нынешнего генерального директора (в ту пору - начальника цеха) Евгения Николаева в 1990 году начали выпускать колеса для легковых автомобилей. Но "легализовать" новое направление оказалось нелегко: согласовать чертежи, получить одобрения, допуски и всяческие сертификаты... Ведь авто- и авиаколеса работают, мягко говоря, в различных условиях. Не хватало и оборудования. Решение проблемы взяло на себя созданное в 1991 году Научно-производственное объединение 'Авиатехнология". "Колесный" проект никто тогда по-настоящему не просчитывал - работали по интуиции. Обнадеживал высокий спрос на аналогичную продукцию Всесоюзного инЗаготовка - "блин" - "кастрюля" - диск.Плавность хода автомобиля зависит от соотношения его подрессоренных и неподрессоренных масс. Иными словами, чем легче колеса, мосты, рычаги и другие элементы, скачущие по рытвинам дороги, тем мягче по ним проплывает кузов. Изменить баланс масс в пользу комфорта можно, конечно, загрузив в автомобиль балласт, но при этом пропорционально ухудшится динамика и возрастет расход топлива. Гораздо полезней уменьшить неподрессоренную массу. Значительную ее часть как раз и составляют колеса. Легкое, а значит, менее инерционное колесо четче отслеживает рельеф дороги, щадит амортизатор и пружину, а в итоге выигрывают комфорт и управляемость. К тому же оно скорее остановится при торможении и раскрутится при разгоне. Значит, улучшаются динамика и экономичность. Но вес нельзя уменьшать в ущерб1527/2000 ститута легких сплавов (ВИЛС). Успех превзошел все ожидания. Первыми достоинства колес с маркой "AT" оценили спортсмены. Причем не только наши. Ступинцы сумели "подковать" даже болиды формулы 1! Кованые магниевые диски в 1995-1996 годах им заказала итальянская фирма "Спидлайн". После незначительной доводки их ставили на машины команды "Джордан". Американцы включили диски от "Авиатехнологии" в число 150 лучших колес мира. А в 1998 году на них выиграли чемпионат Японии по кольцевым гонкам. Эта победа была отмечена большим призом Токийского автосалона. Вслед за международным признанием появился и спрос в России. С прошлого года возросли поставки на внутренний рынок. И уже в июле 1999 года ступинские диски стали лауреатами национального конкурса "Российская марка". Столь высокое качество - результат тщательно отлаженного производственного процесса. Исходная заготовка - цилиндрическая чушка, разогретая до 470°С. Сначала гигантский пресс усилием 10 тысяч тонн одним движением плющит ее в блин. Затем его уминают в пресс-форме, получая на выходе некое подобие колеса. После ковки - закалка (нагрев до 500°С, часовая выдержка и охлаждение в воде). Потом для снятия внутренних напряжений искусственное старение - выдержка при 175°С. "Состарившуюся" партию отправляют на механическую обработку. Там будущие колеса обтачивают, фрезеруют и после ручной доводки красят порошковой эмалью. Самый ходовой цвет - серебристый, но по заказу могут сделать хоть в тон вашего галстука. Последний этап - проверка баланса. Не балансировка, а только проверка, так как по технологии колесо сразу должно получиться "правильным". К этому времени колесо "худеет" до четырех килограммов. "Лишние" десять превращаются в стружку и идут в переплавку. Ступинцы - оборонщики, и проверка качества даже гражданской продукции по строгости не уступает военной приемке. Входной, выходной и промежуточный контроль - на каждом шагу. Например, несколько образцов из каждой партии режут на части и отправляют в лабораторию. Там определяют физические свойства материала, его пространственную структуру - расположение волокон сплава в сечении изделия. Готовые колеса обмеряют по сорока пяти (!) параметрам. Карта, в которой отражен весь процесс рождения колеса, получающего, кстати, индивидуальный номер, хранится десять лет - без труда можно узнать, кто "пришивал пуговицы". Раньше "родословную" писали только для экспортной продукции. Но вот уже два года как различий между "своими" и "иностранными" не существует. Конструкция и дизайн колес - собственные. Они тесно увязаны с технологией и прочностью. На одной из последних моделей "лучи" диска полностью выходят на переднюю полку обода. Получилось красиво -Если сделать его максимально большим, то один и тот же диск будет пригоден для самых разных автомобилей. А центрировать колесо можно по конусам болтов или гаек. Их. правда, придется изготовить с высокой точностью, но "оборонке" это не в диковинку. Продукция "Авиатехнологии" - не ширпотреб, а, скорее, эксклюзив. Колеса здесь куют небольшими партиями, зато разных видов. Сегодня в производстве ихколесо кажется на дюйм больше истинного размера. Но эффект этот побочный, главное - лучшая защита покрышки при боковых контактах: ведь теперь основное усилие здесь воспринимают жесткие ребра. Это оригинальное решение подсказали спортсмены. Они же посоветовали отказаться от декоративных крышек для центральной части. Справедливость идеи оценят те, кому уже приходилось зимой отковыривать напрочь примерзшее "украшение". "AT", в отличие от других, не продает в комплекте с колесом удлиненных болтов или гаек с подвижной конусной частью. Вся продукция рассчитана на стандартный крепеж - прочность кованого металла гарантирует надежность. В автопроме принято центрировать колесо по специальному пояску на ступице. "AT" делает по-другому. Ведь у многих моделей колеса отличаются лишь размером центрального отверстия под этот самый поясок.около сорока, размером от 12 до 22,5 дюйма, причем доступных рядовому автолюбителю: стоимость 13-дюймового колеса у официального дилера ООО "Кондор-Авто" - около тысячи рублей. Делают здесь и мотоциклетные колеса (кстати, единственные кованые в мире!). Технология такова, что перейти на выпуск другой модели можно в течение одной смены. На кого рассчитаны кованые колеса? Тем, кому автомобиль только "средство передвижения", вполне сгодятся штатные. В крайнем случае срам можно прикрыть декоративными колпаками. Для любителей эффектного дизайна и волооких взглядов с тротуара подойдет "литье". Эта технология позволяет воплотить в металле самые невероятные идеи художника. Кованые колеса - для спортсменов и гурманов. А еще для тех, кто не слишком богат, чтобы покупать дешевые вещи.ЗР 7/2000153