92
93
94
РЫНОК ЭкспертизаЧЕМ КОРОБКЕводных ВАЗах - себе дороже. Во-первых, это масло слишком екать самары , специальных нительной экспертизы. Собстгустое (особенно при низких температурах), во-вторых, в нем трансмиссионных масел для их венно, мы так и поступили. слишком много противозадиркоробок передач просто не было. ных добавок, губительных для Делать нечего, пришлось вреВСЯК МОЛОДЕЦ синхронизаторов. А какое сравменно использовать в коробках НА СВОЙ ОБРАЗЕЦ "восьмерок-девяток" моторное "Ухаживать" за коробкой нение без импортных продукмасло. Но нет ничего постояннее передач "Самары" мы доверили тов? Таких в нашем тесте две временного. Лишь через 15 лет восьмерым претендентам (см. пары: два образца - "Вальволин" после начала производства "Сафото). Силы у них заведомо неи два - "Кастрол". Два "голландмары" в стране появились трансравны, поскольку это масла ца" представляют разные групмиссионные масла для нее. Внаразных классов. Собственно, пы (GL-4 и GL-5) в одинаковом чале ТМ5-9П, используемое для мы и собирались сравнивать вязкостно-температурном диапазоне. Два "немца", наоборот, первой заправки (группы TM-5, классы масел между собой. но "адаптированное"), затем еще Поскольку моторные масла различаются по вязкости (SAEнесколько продуктов рязанского в коробках "самар" применялись 80 и SAE-90), будучи в одной и омского НПЗ, отнесенных кс незапамятных времен и допугруппе GL-4. Отличие одной загруппе TM4 или ТМ4/ТМ5 (ЗР, щены к применению сейчас, граничной пары от другой в том, 1998, № 12). Выход на рынок нообойтись без них было нельзя. что масла "Вальволин" - загувых масел почти совпал с появВзяли два образца - "попроще" щенные (таких на прилавках лением коробки передач ВАЗ- (М6312Г!) и "посолиднее" ("Лубольшинство), а "Кастрол" - неЕсть в этих рассуждениях 21 10, устанавливаемой сегодня койл-Супер" SAE 15W40 API загущенные. Последние при отечественных меньшей универсальности очень маленькая оговорка: химичеи на "девятки". Теперь есть и миCD/SF). Из ская модификация позволяет нимальный свод требований, котрансмиссионных масел, реколюбимы спортсменами, поскольснизить износ у стали или чугуторым должно удовлетворять мендованных АвтоВАЗом для ку их свойства более стабильны на. Цветные металлы, из котомасло для коробок переднепри"зубил", в магазинах нашли тольпри высокой температуре. рых изготавливают синхронизаводных автомобилей (табл. 1). ко "Рексол" ТМ-4-12. Не могли Результаты выглядят доторы, плохо уживаются с серниПравда, сюда не вошли норматиобойти и самую известную вольно громоздко (табл. 2). Чтостыми соединениями ив их привы коррозионной активности по "трансмиссионку" - ТАД-17И. бы не запутаться в строках и сутствии изнашиваются, как отношению к цветным металлам, Только потому, что марка эта, колонках этой таблицы, рассмоно никто не мешает ввести этот как говорится, на слуху. Хотя истрим возможности продуктов правило, быстрее. Когда на ВАЗе начали выпу- параметр при проведении сравпользовать его в переднеприотдельно по каждому из показаАлександр БУЦКИН"Лукойл-Супер"; ООО "Лукойлпермнефтеоргсинтез". Моторное, минеральное, SAE 15W40 API CD/SF; цена 55 руб./л; допускается к применению в кп "Самары", хорошо для работы синхронизаторов, чуть хуже - для шестерен. "Норси" М6312Г,; ОАО "Норси". Моторное, минеральное, близкий аналог SAE 1SW40 API SF; цена 35 руб./л; допускается к применению в КП "Самары", хорошо для работы синхронизаторов, чуть хуже - для шестерен. ТАД-17И; ОАО "Славнефть Ярославнефтеоргеингез" (на этикетке). Трансмиссионное, минеральное, близкий аналог ТМ-5-18; цена 17 руб./л; масло этой группы и вязкости для переднеприводных ВАЗов неприменимо. ТНК ТМ-4-12; ОАО "Рязанский НПЗ". Трансмиссионное, минеральное; цена 26 руб./л; рекомендовано АвтоВАЗом для КП переднеприводных автомобилей ВАЗ. Valvoline DuraBlend, Голландия. Трансмиссионное, полусинтетическое, SAE 7SW90, API GL-4; цена 165 руб./л; одно из наиболее предпочтительных масел для "Самары" из представленных в тесте. Valvoline SynPower, Голландия. Трансмиссионное, синтетическое, SAE 75W90, API GL-4/GI-5; цена 290 руб./л; очень высокие противозадирные свойства, очень низкая температура застывания, однако применение в КП "Самары" нежелательно.ВРЕМЕННОЕ РЕШЕНИЕ... НА 15 ЛЕТ Едва ли не любой механизм требует смазки. При выборе масла для узлов трансмиссии обычно ориентируются на два критерия: удельные нагрузки, действующие в механизме, и скорости относительного скольжения, В зависимости от этого подбирают масла, различающиеся вязкостью и количеством присадок, в первую очередь противозадирных. Последние, как правило, содержат сернистые соединения, вызывающие в критических режимах химические изменения (модификацию) металла. Поверхностный слой материала не вырывается, образуя задиры, а превращается в тонкую пленку, которая впоследствии становится продуктом износа. Несмотря на то, что металл при этом химически "разъедается", общий износ в тяжелых условиях работы оказывается меньше.Было время, в коробку передач "Самары" заливали моторное масло. Теперь завод рекомендует заправлять агрегат трансмиссионным. Что лучше, автомобилисты спорят по сей день.927/2000 ЗР Вязкость - бесспорно, один из важнейших критериев ив то же время наиболее понятных. Чем больше ее значение, тем прочнее масляная пленка, но хуже доступ масла к деталям коробки передач. Слишком высокое значение вязкости, кроме того, затруднит работу синхронизаторов, ведь лишнее масло они должны постоянно выдавливать "из-под себя". Минимальное значение этого параметра при 100°С для интересующего нас агрегата - 9-11 мм2/с, максимальное - 14-16, стало быть, оптимум - 12-14 мм2/с. Из проверенных масел "в вилку" попадают все, кроме наиболее густого "Кастрола" (с маркировкой вязкости 90) и нашего ТАД-17И. Последнее никого не удивляет, ведь на повышенную вязкость самого известного из российских трансмиссионных масел указывает его маркировка. СВАРИВАЮТСЯ, ЗАДИРАЮТСЯ, ИЗНАШИВАЮТСЯ Основные трансмиссионные свойства масел принято определять на четырехшариковой машине трения по ГОСТ 9490. Важнейших параметров здесь тоже четыре: нагрузка заедания, нагрузка сваривания, индекс задира и диаметр пятна износа. Первый показатель характеризует нагрузку, при которойтрения сменяется режимом полусухого (граничного) трения. Чем больше у масла этот показатель, тем меньше износ деталей в нормальных (некритических) режимах работы. Для синхронизатора характерно как pi полусухое трение (после тог как он выдавит излишки масла) Выходит, слишком большим этот параметр быть не должен. Каков оптимум? Если исходить из того, что масло ТМ-4-12, попавшее в наш тест, - не подделка, для "девятой" коробки окажется впору 1100-1200 H. Именно это масло получило рекомендацию АвтоВАЗа. А каковы показатели остальных? Моторное M6312I"! и ТАД-17И немного не дотягивают. Один из импортных "вальволинов" - полусинтетический (группы качества GL-4) практически попадает в условный коридор. Три других заграничных "трансмиссионки" показывают нагрузку заметно большую. Не будем считать это недостатком, все-таки наш ориентир в официальных требова| ях ВАЗа не значится. Просто и кие масла больше ориентированы на сохранение целостности шестерен. Согласитесь, для трансмиссионных масел это не удивительно. Следующий показатель нагрузка сваривания. Это усилие, при котором трущиеся поверхности не в состоянии перемещаться (проскальзывать) от-Castrol ЕР-80, Германия. Трансмиссионное, минеральное, незагущенное, SAE 80, API GL-4; цена 120 руб./л; хорошо для спортивных "коробок", однако для стандартной КП "Самары" - вариант J не лучший. Castrol ЕР-90, | Германия. Трансмисси-1 онное, минеральное, неэагущенное, SAE90.APIGL4; цена 130 руб./л; применение в КП "Самары" не- | желательно. РЫНОКЭкспертиза носительно друг друга. Если в таком режиме механизм все же провернется, то с неизбежным вырыванием кусочков металла с одной или обеих поверхностей: образуется тот самый задир. Согласно требованиям ВАЗа, эта величина для масел должна быть не менее 224 кгс (2200 Н). Теперь заглянем в табл. 2. Моторное масло "попроще" выжало из себя 1880 Н, "Лукойл" дотянул до 2000, а вот все без исключения трансмиссионки указанный барьер перемахнули. Причем менее вязкий из "кастрюлей" - с запасом более чем в 1,6 раза, а самый "крутой" из "вальволинов" - более чем вдвое. Идем дальше. Третий трибологический показатель - индекс задира - указывает на эффективность противозадирных свойств в интервале между нагрузкой заедания и нагрузкой сваривания. Чем индекс больше, тем лучше. Заводские требования предписывают не менее 40 кгс (392 Н). Единственное масло, не сдавшее экзамен в этой номинации, - ТАД-17И неизвестного происхождения. Лидеры - те же, что в предыдущем случае. Любопытно, что "Лукойл" здесь уступил менее именитому "моторному" конкуренту, а проигрыш последнего трансмиссионному ТМ-4-12, специально созданному для КП "Самары", оказался менее 4%. Последний из трибологических показателей - диаметр пятна износа. С ним все очевидно - чем меньше, тем лучше. Здесь обращает на себя внимание ТАД-17И. Показанные им 0,78 мм не лезут ни в какие ворота - почти в полтора раза хуже, чем у следующего за ним моторного масла! Лучшее из двух моторных масел по этому показателю (М6312П) сумело переплюнуть одну из импортных "трансмиссионок"; правда, это произошло скорее из-за того, что "противник позволил". Заметим, полностью синтетическое масло не оказалось по этому показателю в лидерах, а лучшим стало самое вязкое "Кастрол ЕР 90". Из масел более подходящей вязкости хорошо отработало полусинтетическое "Вальволин" группы GL-4. По итогам трибологического теста специалисты рассчитали фактическую группу ТМ или GL. У моторных масел 2,9 и 3,0, у ТАД-17И получилось 3,1 (должно быть 5,0). У образца для сравнения (ТМ-4-12) "накапало" только 3,6, у двух масел "Вальволин" - 3,9 и 5,5 (!), а у пары "Кастрол" - 4,3 и 4,9 (у двух последних в маркировке 4,0). Единственный из иностранцев, условно не дотянувший до заявленной GL-4, - полусинтетический "Вальволин", в общем зачете масел для агрегата "Самары", как ни странно, пока лидирует. Осталось два показателя температура застывания и коррозионный износ меди, входящей в состав латунных или бронзовых синхронизаторов. Первый комментировать не станем, а вот о коррозии поговорим. Ее причиной, как вы помните, служит сера в составе противозадирных добавок. Не трудно понять, что лучшее по противозадирным свойствам масло проявит себя самым коррозионноактивным. Взгляд на табл. 2 лишь подтверждает теорию. Моторные масла, показавшие наименьшие нагрузки сваривания, за время теста изничтожили меньше всего цветного металла - 16 и 20 мг. ТАД-17И "призналось", что противозадирных добавок, по сути, нет-износ 19 мг. Рекомендованное АвтоВАЗом ТМ-4-12 позволило снять в 3,5 раза больше 73 мг. Державший до сих пор лидерство полусинтетический "Вальволин" 75W90 группы GL-4 показал 112 мг. Это в 5,5 раза больше, чем у моторных масел, и в 1.5 раза больше, чем у "эталонного" ТМ-4-12. Дальше - еще больше, а замыкает список самое "выносливое" масло группы GL-5 - у него 150 мг. ВМЕСТО ВЫВОДОВ Увы, "самого хорошего" масла для коробки передач "Самары" НЕТ. Чем сильнее проявляется забота о шестернях, тем хуже оказываются условия работы синхронизаторов. Так, чтобы и волки сыты, и овцы целы - не получается. Однозначны лишь две рекомендации: остерегаться подделок (ха-ха, удивили!) и не использовать для "восьмерки", "девятки", "десятки" и "Оки" трансмиссионные масла группы ТМ-5 (GL-5). Не следует "кормить" указанные механизмы маслами с высокой вязкостью - моторными 5W50 (10W50 и т.п.) или трансмиссионными 85W90. Моторные 15W40 (10W40) или трансмиссионные 75W80 окажутся впору. Рекомендованное ВАЗом ТМ-412 - совсем хорошо, лишь бы не поддельное. Но мы так и не ответили на главный вопрос: что лучше моторное или трансмиссионное? Кто читал внимательно, наверное, догадался. Моторное масло - лучше для синхронизаторов, трансмиссионное - для шестерен. Теоретически это значает, что использование моторного масла позволит реже перебирать коробку для замены синхронизаторов, но общий срок службы агрегата, определяемый износом шестерен, окажется меньше. С трансмиссионным маслом - наоборот. Ну, а если же намерены скрупулезно следовать рекомендациям АвтоВАЗа - ищите ТМ-4-12, только выбирайте внимательнее! DСНаша справка ЕГОДНЯ В АВТОМОБИЛЯХ применяются трансмиссионные масла двух групп: GL-4 и GL-5 по зарубежной классификации или ТМ-4 и ТМ-5 - по отечественной. В мосты с гипоидными передачами и нагруженные коробки передач, как правило, заливают масло группы GL-5 (ТМ-5). а в агрегаты переднеприводных машин (с цилиндрической главной передачей) - GL-4 (ТМ-4). По вязкостным свойствам допустимый диапазон применения: для 75W-80 - от -40 до +25°С. для 80W-85 - от -30 до +35°С. для 80W-90 от-30до+45°С. Таблица Т] НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ А ЛЯ ПЕРЕДНЕПРИВОДНЫХ ВАЗов сейчас ДЛЯ КП ПЕРЕДНЕПРИВОДНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ВАЗ Норма при различных ^••^рекомендованы несколько трансмиссивяиостях масел онных масел, но допускается применять и моПоказатель 75W-S0 80W-85 80W-90 торные. Из трансмиссионных удалось найти в (до25'С) |до35 С) (Д0 45'С) продаже только ТМ-4-12, представленное в теКинематическая вязкость при 100'С 9,0 11.0 13.5 (не менее), мм^/с сте. Масло для первой заправки ТМ-5-9П в розТемпература застывания (не выше). С •5 4 -30 -50 Индекс задира (не менее), кгс 40 40 40 ничную продажу не поступает.[ :Нагрузка сваривания (не менее), кгс224Таблица 2224224МаслоВязкость кинеиатич. при ЮССвЛТриболоппесше свойства Нагрузи заедания. Н 1190 1000 Нагрузи сваривания. И 2000 1880 2500 2500 2500 4470 3550 2820 Индекс задира, ед. Диаметр износа, ммРасч. значение Температура группы ТИ, Л91МИН1Ц ЩКоороз. износ меди, мг12.9 12.82 17.95 12.29 ТМ-4-12 14.73 Valvoline 75W90GL-4 14.62 Vatofne75W90Gl4-a5 CastrolEP80Gl-4 14.19 Castrol EP90 GL-4 15.97 'По результатам теста - подделка."Лукойл Супер" -Норси" М6312 Г, ТАД 17 W9401120 1260 1680 1680 1600401 441 386 457 533 757 6220.550.47 0.78 0.40 0.38 0.49 0.40 0.3259 93.0 2.9 3.1 3.6 3.9 5.5 4.9 43•5 3 •1 3 •4 2 •9 2 •3 3 •7 4 •2 2 -1520 16 19 73 112 150 12 2 108947/2OO0 ЗР