96
97
РЫНОКЭкспертизаК ЛЕСУ ПЕРЕДОМ, К МАШИНЕ ЗАДОМЛюбители активного отдыха не прочь иметь в багажнике хорошую ручную лебедку. Вот только какая из них "хорошая"?Александр БУДКИН По своим возможностям ручные лебедки делятся на два типа: тяговые и подъемно-тяговые. Как явствует из названия, первые могут только тянуть, вторые, вдобавок к этому, поднимать и опускать грузы. В тесте приняли участие четыре образца. Подъемно-тяговая "Потягушка" ЛР-300/500 саратовского предприятия "Авто-Дуплет", того же типа устройство ЛР-300/600 завода энергетического машиностроения из Чехова, тяговая ТР-800 неизвестного производителя и загадочная импортная лебедка. Судя по штриховому коду, последняя сделана в Нидерландах (хотя на упаковке страна не указана), отнесена изготовителем к подъемно-тяговым, хотя специалисты однозначно классифицировали ее как тяговую. Кроме того, она щедро сулит усилие в 1000-2000 кгс, где тонна - максимальное усилие при подъеме груза, две тонны - при создании тягового усилия в горизонтальной плоскости. Кстати, у отечественных лебедок дробные значения расшифровываются иначе. У чеховской ЛР-300/600 номинальное усилие 600 кгс - при использовании прилагаемого в наборе полиспаста, 300 кгс - без него. У саратовской ЛР-300/500 - 500 кгс в комплектации с "мощным" тросом, 300 кгс - в варианте со "слабым". У КОГО ЧТО БОЛИТ? Обвешиваем претендентов динамометрами и имитируем вытаскивание автомобиля из трясины. В первую очередь нас будут интересовать тяга на крюке и усилие на рукоятке. Изделие саратовского "Авто-Дуплет" с червячным механизмом, закрытым пластиковым кожухом, оказалось наиболее удобно в пользовании, да и смотрится эстетичнее других. Конструкция дает возможность выбора между двумя передаточными числами (отключение редуктора): меньшее-для наматывания-сматывания, большее - для создания тяговых усилий. Беремся за рукоятку: заявленные 300 кгс достигаются при усилии на рукоятке 10 кгс. Вращаем дальше, вторая номинальная величина - 500 кгс (для более мощного троса) потребует от автолюбителя приложения 18 кгс. Еще немного - и достигаем 20 кгс на рукоятке. Это считается нормальным усилием для взрослого человека. Динамометр фиксирует на крюке 600 кгс. При этом значении появи-«Iлись пластические деформации в механизме лебедки (фото 1), но дальнейшее увеличение нагрузки пока допустимо. Продолжаем пытку: 650, 700... все, "тонкий" трос не выдержал! Тем, кто видел, как лопаются тросы, наверное, не по себе. Остальным желаем такого никогда не увидеть. В нашем случае страшно не то, что трос все-таки лопнул, а то, что произошло это при 700 кгс. По ГОСТ 3068-88 с тросом толщиной 4,5 мм такая оказия должна была произойти только при усилии 1125 кгс. Разница, заметим, не в 5-10%, а в 1,6 раза! Нет, к изготовителю лебедок претензий нет, он пообещал всего 300 кгс, а вот кто трос делал? Дальнейшие издевательства над лебедкой (уже с другим тросом) привели к ее&О,mS^k;1/>-300/500. Производитель- "Авто-Дуплет", Саратов. Цена -1100 руб (опытная партия). Тип - подъемно-тяговая. Длина троса - 6 м. Наиболее удобна и безопасна в эксплуатации, не имеет сварных швов, в конструкции - червячный механизм с возможностью отключения (два варианта передаточного отношения лебедки). Усилие на рукоятке, кгс Усилие на крюке, кгс ти 300 18 500И1 <э с 600 700 начало обрыв пласт. троса еформаци и •/ F - 3 00 / 6 00 . Производитель - завод энергетического машиностроения, Чехов. Цена - 300 руб. Тип - подъемно-тяговая. Длина троса без полиспаста - 3 м. Самый прочный механизм с большим передаточным отношением, что небезопасно, учитывая некондиционный трос. В червячной передаче не было консистентной смазки (механизм открытый). Комплектуется полиспастом. ЛР-300 ЛР-600 (без полиспаста) с полиспастом) Усилие на «16 13 18 10 12 14 рукоятке, кгс Усилие на крюке, кгс 300 600 550 650 800 880 троса967/2000 ЗР поломке при тяговом усилии 800 кгс. При этом усилие на рукоятке достигло 30 кгс. Развить такую силу, вращая одной рукой рукоятку лебедки и держа саму лебедку в другой, человеку средних пропорций довольно сложно. В общем, изделие вполне заслуживает оценки "пять с минусом". Чистую "пятерку" заслужило бы, окажись трос покрепче - поломка механизма все же безопаснее, чем разрыв троса. Как-то поведет себя ЛР-300/600? Ее червячный механизм открыт "для всеобщего обозрения". В варианте без полиспаста номинальные 300 кгс получаются при усилии на рукоятке 13 кгс. При 18 кгс на рукоятке лебедка выдает 600 кгс. При этом сила вращения передается на корпус: чем дальше, тем труднее его удерживать. Теперь с допол-было бы наоборот. Пожалуй, этой лебедке поставим "четыре с плюсом". Третий претендент - неизвестная тяговая лебедка под маркировкой ТР-800. Конструкция внушает доверие - шестимиллиметровые скобы, кажется, выдержат и грузовик. А вот внешний вид удручает - ржавая, будто на свалке нашли. За рукоятку здесь нужно тянуть, а не крутить. Входящие одна в другую трубы позволят плавно менять передаточное отношение лебедки. Если с короткой рукоятью (длиной 45 см) сумеете достичь номинальных 800 кгс, тогда, наверное, можете идти на медведя с голыми руками - ведь усилие на ручке перевалит далеко за 70 кгс. Выдвигаем рукоятку на длину 54 см. Принятые за норму 20 кгс позволят нам теперь "вытянуть" из лебедки 300 кгс. Если прилагаемую силу удвоить, получим 600 кгс. Бабка за дедку, дедка за репку... 800 кгс при усилии на рукоятке 55 кгс. Хорош номинал - видать, не перевелись еще на Руси богатыри. Тянем дальше: обрыв троса при 880 кгс, подобно предшествующему образцу. Для троса - это провал, для лебедки... пожалуй, до чистой "четверки" она не дотянет. Поставим "четыре с минусом". Пришел черед заграничной лебедки. Первое, что бросилось в глаза - сверхкороткий трос. Если у российских образцов длина в среднем более 5 м, то у иностранца - всего 0,88 м. К тому же со штампованных деталей не удален облой. Словом, в европейское происхождение этого экземпляра верится с трудом, хотя в заграничное - вполне. Приложенные к рукоятке 20 кгс позволили достичь усилия 500 кгс. Если хватит духу на 30 кгс, на крюке получите 700, как мы - но... тут ручка лебедки беспомощно погнулась - хлипкая, большего она выдержать и не могла. Зато трос (кстати, оцинкованный)при диаметре 4 мм выдержал 1100 кгс. Видно, и вправду импортный - как делают тросы в России, наглядно продемонстрировали три отечественные лебедки. Но, несмотря на хороший трос, заявленные 2000 кгс кажутся чьей-то злой шуткой. Даже до первого номинала (1000 кгс) изделие не дотянуло (фото 2). Учитывая, что полученные 700 кгс в сравнении с конкурентами - результат приемлемый, поставим твердую "тройку".Конструкция иностранного завоевателя рынка на 2 тонны явно не рассчитана.Деформация паза на торце барабана и хвостовика фиксатора, входящего в этот паз на саратовской лебедке, работает как "защита от дурака".нительным блоком - полиспастом. "Паспортные" 600 кгс здесь достигаются приложением усилия 11 кгс. При 14 кгс лебедка выдает 800 кгс, а уже при 880 кг... рвется четырехмиллиметровый трос (должен выдерживать 975 кгс). Человеку для этого особенно напрягаться не придется - 1 6 кгс по силам многим. Вскоре после троса - при 900 кгс - начал разгибаться крюк. А ведь безопаснееТЛр-800. Производитель неизвестен. Цена - 230 руб. Тип - тяговая. Длина троса 7 м. Требует приложения больших усилий, имеет нетоварный вид. Болтовые соединения - без стопорения. Рукоятка| Рукоятка 450 мм | 540 мм (выдвинута) Усилие на рукоятке, Около 18 40 20 |40 I 55 | 70 кгс Усилие на крюке, кгс 200 5001300160018001 880 'обрыв тросагор-1000/2000. Производитель не указан (по штрихкоду - Нидерланды). Цена - 650 руб. Тип - тяговая. Длина троса - 0,88 м. Конструкция слабая и недолговечная, пластмассовая ручка при работе соскакивает, со штампованных деталей не удален облой, болтовые соединения без стопорения. Самый крепкий трос. Усилие на рукоятке, кгс Усилие на крюке, кгс 11 20 27 30ТЯГОВЫЕ КАЧЕСТВА ВАЖНЫ, НО... Среди критериев оценки лебедок важнейший, на наш взгляд, безопасность: вероятность обрыва троса должна быть сведена к минимуму. С этой точки зрения лучше других саратовская лебедка и...заграничная. У российской пластические деформации механизма начались при двукратном превышении номинальной нагрузки и лишь потом - обрыв троса. Причем обе неприятности произошли при усилиях на рукоятке, превышающих 20 кгс, что делает подобную поломку маловероятной в реальной эксплуатации. "Иностранка" действует по тому же принципу: при 20 кгс на рукоятке честно выдает усилие 500 кгс, при 30 кгс - начинает гнуться, не позволяя владельцу довести дело до обрыва троса. Третье место в этом списке - у безымянного российского изделия, того, что напоминает кусок ржавого железа. Для обрыва троса от владельца потребуется усилие свыше 60 кгс. Наверное, изготовитель решил, что детина, способный на такой подвиг, лопнувшего троса не побоится. Но тогда зачем вообще этакому молодцу лебедка? Замыкает список наиболее безопасных могучая лебедка из Чехова. Сила есть... дальше сами знаете. В перечень самых удобных на первое место опять выходит саратовская "Авто-Дуплет". Но в списке наиболее дешевых она окажется последней.255500650700 деформация рукояткиРедакция благодарит малаховский испытательный центр МОС "Сертиум" за помощь в подготовке материала. ЗР 7/2000 97