186
187
оОБОРУДОВАНИЕКВЕРХУ ПУЗОМКак доработать опрокидыватель для "Жигулей" ранних моделей под "Самару", "пятерку" и "семерку".Роман СОЛДАТОВ. Т ехнический центр ЗР "Тушино" Проверить состояние днища автомобиля, восстановить антикоррозионное покрытие, а тем более отремонтировать его сваркой и т. п. без подходящего оборудования сложно. Не спасает ни яма в гараже, ни эстакада неподалеку. Согласитесь: стоя под машиной, смывать грязь, зачищать ржавчину, наносить антикор - трудно, неудобно. Как осмотреть тщательно днище, найти трещины и т. п. в свете одной лишь лампы-переноски? Куда удобнее для этого опрокидыватель (фото 1). У многих автолюбителей со стажем был неплохой во многих отношениях опрокидыватель ПО "Стрела". Он предназначался только для ранних моделей "Жигулей" ВАЗ-2101, 2102, 1,8 м, уголок № 32 (32x32x4 мм) длиной около 0,5 м, стальной лист толщиной 4-6 мм, размером около 300x200 мм. Заготовки (см. рис. 1, 2) соединяем сваркой. При этом учтите следующее. Большое отверстие в упоре нужно окончательно подогнать так, чтобы труба вошла с минимальными зазорами. Упоры для передних и задних лонжеронов разные - не перепутайте их! Крепление передних - болтами, задних гайками к шпилькам на кузове. Учитывая возможный разброс размеров, сникой в определенном положении относительно привернутого к кузову упора: оттянув выступающий за пределы лонжерона конец трубы вверх и одновременно к продольной оси автомобиля, прихватите его сваркой в трех местах. Это обеспечит более плотное крепление кронштейнов к кузову. Следующий шаг - закрепить на трубах уголки 4, в которых предварительно просверлены необходимые отверстия (см. рис. 1, 2). Учтите, кронштейны в каждой паре зеркальны один уголок левый, другой правый! К тому же не перепутайте: длинные уголки - для передней стойки опрокидывателя, короткие - для задней. В поворотной штанге (коромысле) задней стойки придется просверлить новые отверстия, предназначенные для крепления кронштейнов, так как стандартные будут закрыты трубой 1. Когда все уголки закреплены на"Самара" на опрокидывателе.Рис. 1. Передний кронштейн для "Самары" (здесь и далее парный выглядит зеркально): 1 - стойка; 2 - упор; 3 - усилитель; 4 - уголок.2103, 2106 и их модификаций. Пересев с "копейки" на "пятерку" или "девятку! владелец опрокидывателя с сожалением убирал его в дальний угол, так как для этих машин он уже не подходил. А между тем его несложно переделать под другие модели ВАЗ, оснастив соответствующими кронштейнами. На фото 2 - пара прежних, стандартных, которые приходилось закреплять на кузове взамен снятых бамперов "копейки" или "шестерки" Для автомобилей семейства "Самара" нужно изготовить кронштейны, показанные на фото 3и рис. 1,2. Потребуются: уголок № 63 (63x63x4-5 мм) длиной 1 м, 1,5-дюймовая водопроводная труба (наружный диаметр 48 мм, толщина стенки 3,5 мм) длиной около 186 7/2000 ЗРкоромыслах, установите стойки опрокидывателя впереди и сзади автомобиля с таким расчетом, чтобы трубы, выступающие из лонжеронов, располагались над полками уголка. В этом положении прихватите их к уголкам сваркой. Теперь отверните гайки и мите бамперы и подгоняйте отверстия в упорах "по мест/; на автомобиле. Убедитесь в том, что упоры 2 (см. рис. 1, 2), притянутые гайками или болтами, плотно прилегают к кузову при необходимости отрихтуйте их на наковальне. В передние лонжероны вставьте заготовки труб (длиной 500 мм) до упора - они будут выступать примерно на 200 мм. Теперь каждую трубу нужно зафиксировать свар 2 отв. 0102 Рис. 2. Задний кронштейн для "Самары".1болты крепления кронштейнов к стойкам и кузову, выньте их из лонжеронов ив свободном состоянии тщательно проварите электросваркой. Так как автолюбитель-умелец чаще всего располагает сравнительно маломощным сварочным аппаратом, ре-Кронштейны ДЛЯ ВАЗ-2104...2107.толщиной стенки 4,0 мм. Заготовку из такой трубы - с того конца, который крепится к автомобилю - протачивают до диаметра 45 мм на длине около 200 мм. В уголках сверлят отверстия диаметром 10 мм (см. рис. 3), в каждой паре зеркально. Дальнейший порядок работы такой: закрепите трубы 1 на кронштейнах кузова вместо переднего бампера. Установите переднюю стойку оп ­ рокидывателя на продольной оси автомобиля так, чтобы уголки 3, закрепленные на коромысле, располагались под трубами. Прихватите трубы к уголкам электросваркой, снимите, проварите окончательно и не забудьте усилить конструкцию отрезками уголка 2. Таким же способом изго-томобиля так, чтобы коромысло опрокидывателя прижималось к кронштейнам. Теперь можно наметить и просверлить новые отверстия в коромысле. Работа завершена. У ВАЗ-2104 кронштейны заднего бампера расположены снаружи усилителей пола. Поэтому трубы кронштейнов не перекрывают существующих отверстий в коромысле - и они встают на обычные места. Задние кронштейны по конструкции будут та ­ кие же, как и передние (см. рис. 3), только длина уголка больше - 180 мм. Порядок работы описан выше (см. ВАЗ-2105). В завершение - несколько советов. На время сварочных работ отсоединяйте клеммы аккумуляторной батареи автомобиля, а "землю" соединяйте с кронштейном. Окончательно проваривайте кронштейны, предварительно сняв с автомобиля.I *ЛI11жrSг~Л вй.чщвв—+~^^ .^«ВВ^ВиЯИ^ Шкомендую усилить кронштейн, приварив обрезки 3 уголков к кронштейнам (см. рис. 1, 2). Это повышает их прочность. Владельцу ВАЗ-2105, 2107 переделать опрокидыватель под свою машину проще. Здесь задний и передний кронштейны одинаковой конструкции (фото 4). Но нужно все же учитывать, что они делятся на левые и правые. Эти кронштейны крепят к кузову так же, как трубчатые соединения бампера. Чтобы изготовить их, найдите уголок № 50 (50x50x5 мм) длиной 0,7 м, уголок № 32 (32x32x4 мм) длиной около 0,5 м, водопроводную трубу 1,25 дюйма (диаметром 42,3 мм, толщиной стенки 3,2 мм) длиной около 1,5 м. Размеры деталей - на сборочном чертеже (рис. 3). Кстати, лучше подобрать наружный диаметр трубы как у кронштейна бампера, то есть 45 мм. Но найти трубу такого размера трудно. Если сможете, воспользуйтесь 'усиленной" трубой, с наружным диаметром 48 мм иСверлим отверстия в уголке по отверстиям в коромысле.Рис. 3. Передний и задний кронштейны для ВАЗ2106.. 2107:1 - стойка; 2 - усилитель; 3 - уголоктовьте вторую пару уголков. Осталось наметить новые отверстия на коромыслах задней стойки, так как стандартные закроются трубами. Для этого снимите задний бампер и вместо него закрепите готовую пару кронштейнов, сориентировав уголками внутрь. Поставьте заднюю стойку оп ­ рокидывателя на продольной оси ав-Отверстия в уголках лучше сверлить "по месту". Для этого, сняв с осей стоек опрокидывателя коромысла и закрепив на них уголки струбцинами (фото 5), сверлите отверстия в уголках по имеющимся в коромысле. Таким же способом можно решить и обратную задачу - просверлить отверстия в коромыслах по сделанным в уголках. Помните: машина на опрокидывателе находится в неустойчивом положении. Работая без помощника, не снимайте колес - тогда автомобиль, если вы его не смогли удержать при повороте, упрется ими в пол. Угол наклона при этом не превышает 80°, но этого достаточно для выполнения любой работы, связанной с днищем или подвеской. ЗР 7/2000 187•