124
125
МЫ И АВТОМОБИЛЬОшибка истории"ТАКОЙАнгличане могли в 1946 году перевезти завод "Фольксваген" на свой остров. Рассекреченные материалы разведки объясняют, почему этого не произошло.t/*Ч*жИменно такой "Жук" - полноприводный, модели 877 хотели использовать в британской армии. Когда проект похоронили, образец стал служебной машиной А. Хирста. а ныне хранится в музее фирмы. Внутризаводским транспортом в Вольфсбурге долгие годы (начиная с расчистки завалов после бомбежек) служили платформы с агрегатами "Жука". Их строили вплоть до 70-х годов.Thebuilt during1000>«MARCH 1946 coming from Assembly LinefcfcMJАлексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ Решение подкомитета "Интеллидженс сервис" (British Intelligence Objektives SubCommittee - B.I.O.S) было по-военному кратким и безапелляционным: "Данный автомобиль нельзя рекомендовать как пример первоклассной современной конструкции, подлежащий копированию британской промышленностью". Так в 1947-м оценили "Жук", позднее - всемирный бестселлер, выпущенный более чем 20-миллионным "тиражом"! Полистаем ставшие доступными пожелтевшие страницы рассекреченного документа разведки, чтобы узнать, почему же англичане не захотели демонтировать завод в Вольфсбурге и перевезти его на родную землю, имея на то полное право победителей. Итак, по заданию B.I.O.S несколько избранных фирм (дочернее предприятие 'Форда", а также "Хамбер" и "Солекс") разобрали "по косточкам" трофейные экземпляры "Жука", чтобы сделать заключение оВЭтот кабриолет модели 15А получил номера 30 октября 1949 года и верой-правдой служил хозяину до 1977-го. Затем им владел продавец олдтаймеров О. Вайманн. который в 1984-м передал машину в музеи фирмы. Кабриолетов на базе Жука выпущено свыше 330 тыс. шт.1247/2000 ЗР НАМ НЕ НУЖЕН!"Тип 18А: полицейских машин с бездверным кузовом построено 482: в дальнейшем их оборудовали дверями. Этот образец до 1981 года принадлежал Э. Краузе. главе отделения "Фольксваген-Интерамерикана". а с 1983-го - в музее фирмы. Англичане отказались от "Фольксвагена" - зато в Ирландии в 1950 году появился его первый сборочный завод за пределами Германии. Здесь наряду с легковым "Жуком" собирали из комплектов Транспортер" первого поколения, а также модель VW-1500.пригодности автомобиля к езде по лондонским улицам и валлийским проселкам. И чем глубже они знакомились с 'Фольксвагеном", тем большие сомнения отражались на лицах экспертов. "Двигатель автомобиля слишком шумный и работает неровно, его мощность не впечатляет. Тормоза слабы, в поворотах проявляется тенденция к избыточной поворачиваемости... Жесткая подвеска оставляет плохое впечатление как на ровной, так и на ухабистой дорогах и не дает пассажирам ощущения комфорта...". В полное недоумение поверг специалистов багажник под капотом, там, "где у нормального автомобиля должен быть двигатель". Неужели в "Жуке" не нашли ничего положительного? Ну почему же. Пожалуйста: "Прогрессивной следует признать независимую подвеску всех колес и малый расход топлива". И вот уже мы подходим к окончательному вердикту: "Как автомобиль для вооруженных сил несомненно приемлем". Представить себе за рулем "Фольксвагена" мирного английского джентльмена в подкомитете не смогли... "В конце концов, автомобиль выглядит просто отвратительно!" - была последняя фраза отчета. Заводу в Вольфсбурге, в конечном счете, повезло: окажись он на несколько километров восточнее - его постигла бы судьба предприятий "Хорьха" и "Ауди" в Цвиккау, демонтированных в августе 1945-го. Или "Жук" разделил бы участь грузовика "Опель-Блиц", чье оборудование для производства было увезено из Бранденбурга и навсегда затерялось на бескрайних просторах Сибири. Немцы, однако, верили в свою "народную мечту" и не ошиблись. Тем более что победители с туманного острова решили все-таки возродить в Вольфсбурге производство гражданских автомобилей. За дело взялся 29-летний майор Айвон Хирст (на фото слева он за рулем "юбиляра"), и сегодня мы можем судить, насколько талантливым менеджером он оказался. Так что своим вторым рождением 8 октября 1949 года, когда управление концерном было передано немецкому правительству, "Фольксваген" обязан англичанам. (Сам Хирст умер совсем недавно, весной 2000-го; ему было 84 года.) Один из бывших руководителей концерна Карл Хан как-то заметил: "Фау-Вэ" - самая успешная автомобильная фирма, когда-либо основанная... британцами". Кто бы спорил: по иронии судьбы нынешний супергигант мировой автоиндустрии "Фольксваген" поотечески заботится о предметах гордости англичан - "Роллс-Ройсе" и "Бентли".•ЗР 7/2000125