ИСТОКОВ "РОСАВЫ"Ежегодно не менее 700 тысяч российских автомобилей обувают в шины этой марки.Леонид САПОЖНИКОВ Росава - тихая украинская речка в окрестностях Белой Церкви. Говорят, в эту точку в 80 км южнее Киева ткнул на карте пальцем Никита Хрущев, назначая место очередной всенародной стройки. По официальной же версии местоположение шинного гиганта выбрали кибернетики с помощью ЭВМ... Первую покрышку завод дал в 1972 году. А в середине 80-х вместо диагональных шин начал выпускать радиальные с металлокордом в брекере, для чего у именитых фирм - таких как "Пирелли" и "Крупп" - было куплено новое технологическое оборудование. Владельцы "восьмерок" и "таврий" первых лет выпуска помнят белоцерковскую резину Ех-85, изготовленную по лицензии "Пирелли". Это обозначение ущемило патентные права фирмы "Мишлен", застолбившей букву X для своих моделей. Был найден простейший выход: у X убрали верхнюю половинку, к Е добавили вертикальный штрих - и та же шина превратилась в Бл-85, которую знают все. На смену ей несколько лет назад пришла ВС-11. Сегодня у белоцерковцев в серийном ассортименте 38 типоразмеров легковых шин. Объем выпуска в штуках неуклонно растет ив 1999 году превысил 5 миллионов. Всем на удивление и очень многим на зависть завод работает в три смены без выходных. Но еще совсем недавно завидовать, в сущности, было нечему: ОАО "Росава" ходило в долгах, как в шелках, и зарплату своим работникам выдавало покрышками - хоть продавай, хоть режь да ешь... Парадокс: производственные успехи не мешали катиться к банкротству. Корифей экономики сэр Адам Смит от такого мог бы тронуться разумом. Не имея денежных средств, "Росава" получала сырье по бартеру, в обмен на свою продукцию. При этом условия неизбежно диктуют поми, но это уже не шинники, а перекупщики. Шинникам "воно нэ трэба" - зарплату им теперь платят гривнами ив срок. Для справки. Об уровне цен на трассе дают представление такие цифры (в пересчете с гривен). Одну шину ВС-11 размеров 165/70R13 и 175/70R13 продают соответственно за 12 и 14 долларов, а всесезонную БЦ-20 175/70R13 - за 20. Не надо думать, что "Росава" делает только легковые шины: в ее ассортименте и грузовые, и сельскохозяйственные. Но из 5450 тысяч штук, выпущенных в 1999 году, легковые составили около 97%. Этот "перекос" закономерен в условиях экономического кризиса: предприятия простаивают, грузоперевозчикам нечего возить, зато усиленно крутятся в поисках заработка водители категории В... Но обратимся к связям "Росавы" с Россией (слова-то, кстати, однокоренные!). Шестьдесят процентов белоцерковских шин около 3 миллионов в год - поступают на АвтоВАЗ и российским торговым предприятиям. А из России, в свою очередь, идет каучук и частично технический углерод. Металлокорд поставляет, в основном, Белоруссия. Шины "Росавы" помечены знаком Е8 это значит, сертификат у них чешский, весьма авторитетный в Европе. Тем не менее, российский НИИШП (НИИ шинной промышленности) дополнительно проверяет их на соответствие ГОСТу. Работать-то им предстоит не в щадящих европейских условиях... Технический директор СП "Росава" Виктор Тулук не без гордости показал мне ежеквартальные письма АвтоВАЗа: "На основании интегральной оценки, учитывающей различные аспекты деятельности, ваше предприятие отнесено к надежным поставщикам". Такой титул, как говорится, дорогого стоит. Но потерять его куда легче, чем заслужить. Значит, главное для "Росавы" - не стоять на месте.Участок сборки легковых шин.ставщики сырья - шины доставались им за бесценок, намного ниже себестоимости. Пробовали искать богатых инвесторов. Представители "Мицубиси", "Гудьира", "Мишлена", с интересом осмотрев производство, давали понять: решение вопроса продлится не один год. Спасаясь от неминуемого краха. ОАО "Росава" учредило СП под тем же названием с малоизвестной ирландской фирмой. О деталях этого прошлогоднего маневра руководители шинников предпочитают не говорить: слишком больно их за него клевали. Обвиняли в том, что всю убыточную инфраструктуру (профилакторий, совхоз и т. п.) оставили в ОАО, 76% акций которого принадлежат государству, а в СП включили только шинное производство. Популярная киевская газета заявила даже, что подобная практика "приведет к уничтожению государства как такового". И лишь совсем недавно в Верховной Раде Украины прозвучала здравая мысль: главное - не то, сколько денег поступит в бюджет в результате приватизации предприятия, а то, насколько эффективно оно будет работать. Эффект не заставил себя долго ждать. На чистом, не заблокированном из-за долгов банковском счете СП появились долгожданные деньги от продажи шин. Уровень бартера сразу снизился в десять раз - с 92 до 9 процентов, и предприятие стало жить по нормальным экономическим законам. На обочинах трассы Киев - Одесса в районе Белой Церкви все еще торгуют покрышка-768/2000 ЗР