165
Книжная полка14 последовательных стадий выштамповать половинку корпуса фильтра с длинным тоненьким соском из... кружка листовой стали (см. фото). Для изготовления шторы здесь применяют 13 сортов специальной фильтровальной бумаги - местного либо итальянского производства. Более дорогая и плотная, с очень тонкими порами, идет на топливные фильтры, а та, что порыхлей и способна пропускать вязкие жидкости, - на масляные. Специальный автомат непрерывно складывает бумажную ленту гармошкой, другой сворачивает штору цилиндром, третий приклеивает торцевые кольца и т. д. Толщину основания фильтров "спин-он" (вроде нашего "жигулевского") тщательно рассчитывают в соответствии с массой и расположением узла на двигателе. Для небольших фильтров достаточно и трех миллиметров, а крупные порой требуют мощной шестимиллиметровой "ладошки", иначе изза тряски и вибрации посадка нежесткого, податливого основания на блоке двигателя ослабнет и прокладка не удержит масло. Резьбу под штуцер в центральном отверстии основания, разумеется, не нарезают, а только накатывают - зачем переводить металл в стружку? Готовые фильтры выборочно тестируют в заводской лаборатории, сутками прокачивая через них грязное масло, тряся на вибростендах и даже... взрывая. Кстати, корпус фильтра не должен разрушаться ни при каких обстоятельствах - его прочность выбрана с запасом, что нам наглядно и продемонстрировали. Фильтр навернули на штуцер специального стенда и предложили посмотреть (через стеклянную крышку!), что будет, если давление повышать беспредельно. Только на 20 атмосферах (пятикратное превышение) раздался легкий шлепок и масло брызнуло из-под основания, выдавив резиновую прокладку. В номенклатуре "Фрама" почти 4 тысячи изделий. Это самый широкий перечень фильтров в мире - практически для всего, что ездит, плавает, пашет, роет траншеи и т. д., включая модели, давно снятые с производства. Но и для тех, которым еще предстоит встать на конвейер, "Фрам" предлагает свои новейшие разработки. Металлические фильтры "спин-он" уходят в прошлое им на смену идут легко утилизируемые, пластмассовые. Из полимеров специального состава, не дающих при сжигании вредных веществ, уже делают не только каркас фильтрующего элемента, но и клапаны, включая их пружины. Сменные картриджи нового поколения вот-вот появятся на серийных автомобилях - за ними будущее.КНИГА СУДЕБГерои нового издания "За рулем" - люди, посвятившие жизнь автомобилю и прославившие себя на этой ниве.Сергей КАНУННИКОВ венных конструкторах, создателях некогда массовых, а теперь почти раритетных "москвичей", "волг", "запорожцев", мы знаем совсем, совсем немного. Новое издание восстанавливает историческую справедливость. Особо отметим, что в энциклопедии нашлось место не только для лучших представителей автомобильной инженерии, но и для популяризаторов автомобильного дела - писателей, журналистов, историков. Их статьями и книгами зачитывалось несколько поколений автомобилистов. Теперь мы сможем узнать ио них самих. В энциклопедии сотни иллюстраций - портреты главных героев автомобильной истории и их творений. Среди фотографий много малоизвестных, а есть и просто уникальные, публикуемые впервые. Поклонники автомобильной истории, а число их растет день ото дня, ждут такую книгу. Что же, мы можем поздравить их...-«on****е****Подобных книг на русском языке еще не было. В отменно изданной "Энциклопедии автознаменитостей" не просто биографии - вехи творческого пути более 400 конструкторов, предпринимателей, дизайнеров. Многие из этих имен на слуху - они знакомы миллионам по названиям всемирно известных компаний и фирм, но о жизни этих людей, наполненной борьбой, свершениями, падениями и взлетами, мало кто знает. В более чем вековой истории автомобиля оставили свой след не только те, кто увековечен в фирменных эмблемах. Имена в прошлом известных талантливых инженеров, стилистов, менеджеров сегодня ни о чем не говорят широкой публике. Между тем созданные ими машины расходились громадными по тем временам тиражами, приносили марке славу или оставались прототипами, оборачивались обидными неудачами. Некоторые "дети" малоизвестных конструкторов стали украшением популярных на Западе автомобильных музеев, облик других сохранился только на пожелтевших фотографиях. О них нам тоже расскажет энциклопедия от "За рулем". Кстати, даже о наших отечест-^Энциклопедию автознаменитостей" можно приобрести в магазинах Торгового дома "За рулем" в Москве: ул. Бакунинская, 72. Тел. (095) 267-64-93 (м. "Бауманская", тр. 22, 25, ост. "Балакиревский переулок"); ул. Долгоруковская, 36. Тел. (095) 973-14-00 (м. "Новослободская", по улице к центру); тел. (095) 207-23-82, 267-64-93; факс (095) 208-00-70, 269-57-98.ЗР 8/2000165