67
68
69
ТЕХНИКАМалые формыII"МЕРСЕДЕС" "УМНИКУ" НИПОЧЕМАльянс "Даймлер-Крайслера" с "Мицубиси" оказался чрезвычайно полезным для... "Смарта" - швейцарского приобретения концерна.Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ Идея сверхминиатюрного городского автомобильчика витала в воздухе уже давно и не только на Западе. Были иу нас попытки создать нечто подобное (вспомним "Белку" из НАМИ). Но такова уж печальная участь бегущих впереди времени изобретателей: пока не созрели надлежащие условия, их детище обречено одиноко стоять в экспериментальном гараже или пылиться в чертежах. Тогда, в пятидесятые, было трудно даже представить себе сегодняшние московские пробки. Посмотрите вокруг, пока стоите у очередного светофора: на работу едут по одному-двое в пятиместных авто! Европа по понятным причинам столкнулась с этой проблемой гораздо раньше и удобство двухместного микроавтомобиля как второго в семье оценили быстро. "Смарт" ("Умник") из цехов швейцарской часовой фирмы пришелся как нельзя кстати и был вскоре прибран к рукам гигантским "Даймлер-Крайслером", принеся тому поначалу... головную боль. То ли из-за отсутствия опыта в конструировании "малых форм", то ли по причине непригодности заднемоторной компоновки для такого карлика в принципе, но "смарты" в первую же "продажную" зиму стали крутиться волчком на заснеженных дорогах и даже - небывалый случай - вставали "на дыбы". Спецы-элек<чТ ^ ^ М К А^^^ЩттШЖ:f>'шгшI1 '*•ь • mi'Магазин по продаже "смартов" работает без прилавков, но зато с лифтом. "Смартстер" - то же, что родстер.Г 'Л&'ф»ч ^шМ . ТЕХНИКА Малые формы"Смарт'-кабриолет - уже в продаже.тронщики (менять механику в серийной конструкции слишком накладно) срочно разработали систему стабилизации, и недостаток был в значительной степени устранен. Снова вокруг стеклянных "смарт-башен", расставленных по всей Европе для продажи этих удивительных машинок, затолпились покупатели. Возникли клубы фанатов "Смарта", сумевшие в августе прошлого года занести своего любимца в Книгу рекордов Гиннесса: на слете в Швейцарии была составлена самая длинная в мире колонна из 681 автомобиля! К концу 1999 года руководство концерна смогло, наконец, вздохнуть с облегчением: кризис миновал. "Смарт" перестал быть убыточным и резко пошел в гору. Тревожные красные цифры в отчетах сменились спокойными черными. О количестве проданных "смартов" руководство МСС (дочерняя фирма "ДаймлерКрайслера") распространяться не любит. По "агентурным данным", продажи резко выросли (первый квартал 2000-го - около 34 000 шт., а год назад за тот же период лишь 6500). В 2000 году фирма замахнулась на выпуск 120 000 "смартов", а с учетом новых купе и кабриолета - на все 140 000. Но... Кто стоит на месте, тот отстает. И потому у МСС "планов громадье": надо же загрузить предприятие в Хамбахе, рассчитанное на выпуск 200 000 автомобилей в год! Что ожидает поклонников "Смарта" в ближайшем будущем? Во-первых, уже давно обсуждается проект переднепривод ного родстера "Смартстер" - конкурента "ФИАТ-Баркетта", "Опеля-Спидстер" и "Мазды-МХ5" Это - еще 20 000 штук с 2003 года. Есть идея удлинить малютку на полметра и выпустить опять же переднеприводную версию 2+2 "Фэмили-купе": по крайней ме-"Смарт-вэн" со встроенной спальней688/2000 ре, можно будет взять с собой в дорогу детей или, на худой конец, несколько сумок с покупками. Базой для нее послужат переработанные моторы от "Мерседеса" А-класса и новый, особо экономичный 1,2-литровый агрегат. Оттуда же придут и системы безопасности. Такой вариант должен прибавить еще 80 000 машин уже с 2002 года.Автопоезд категории "В".От наезда "крутой тачки" сзади спасет надувная подушка в багажнике.Вот и начнет конвейер в Хамбахе трудиться без устали, выплескивая на дороги Европы все больше малышек. Ну ав России "Ока" еще долго будет вне конкуренции: цена "Смарта" раз в десять выше! Так что будь он хоть втрое резвей, с кондиционером и прочими "прибамбасами", все равно не станет у нас распространенным. Загрузить один завод - это только программа-минимум. На 2004 год запланирован... "Смарт-вэн" аж с пятью местами. Как у всех "взрослых" вэнов, салон будет легко трансформироваться - например, в двухспальную постель, грузовой отсек или... детскую комнату на колесах! Но и это еще не все. Платформу будущих "смартов" решено позаимствовать у вновь приобретенного партнера "Мицубиси". Его "Пистакио" вполне тянет на эту роль. Да ис экономичными моторами с непосредственным впрыском у японцев все давно схвачено! Причем решено не ограничиваться существующим GDI объемом 1,1 литра, а расширить гамму вниз, вплоть до 657 см3 с 50 или 67 "лошадками" в варианте с турбонаддувом. И вот эту-то модель предлагается раскрутить к 2004 году до 250 000 штук на выкупленном у "Вольво" голландском заводе "НедКар"! На более дальнюю перспективу можно будет переделать в "Смарт" концепт-кар SUW (Smart Utility Wagon) - не путать с SUV (Sport Utility Vehicle)! - от "Мицубиси", показанный на последнем салоне во Франкфурте. Ну хорошо, а что же делать настоящим владельцам "Смарта", недовольным ограниченным до предела жизненным пространством? Неужели ждать и копить деньги на новую модель, хотя на пластмассовом кузове еще нет и "пятнышка ржавчины"? Для них в Швейцарии разработан стилизованный... прицеп "Смарт-Трейлер", увеличивающий длину автопоезда до 4,7 метра. Под его изящной пластиковой оболочкой внушительный кубометр полезного объема! Отдельная тема - незащищенность водителя и пассажира в маленьком автомобиле. Действительно, в "Смарте", например, длина деформируемой зоны составляет спереди всего 30 сантиметров. Дальше жесткая ячейка, щедро устланная надувными подушками. Тем не менее, в стандартном крэш-тесте малютка показала вполне достойный результат - и это при ударе о несминаемый бетонный блок. А что будет, если врезаться, скажем, в "Мерседес" S-класса? (Предполагается, что в нем нет крутых парней с бритыми затылками.) В этом случае роль "тормозного пути" берет на себя капот "шестисотого" и справляется с ней очень даже успешно. Ну а при наезде сзади спины пассажиров будущего "Смарт-вэна" спасет специальная надувная подушка, укрепленная на задней двери. Между прочим. это - ноу-хау концерна. Так что - берегись пуще всего столбов и деревьев! А закончим мы словами Юргена Шремппа, ставшего недавно "единоличным" шефом всего концерна "ДаймлерКрайслер": "Смарт" станет отныне одной из успешнейших наших марок". Вот так. Не больше и не меньше.•ЗР 8/2000 69