124
МЫ И АВТОМОБИЛЬ УщербНАЗВАЛСЯ ОЦЕНЩИКОМ...Гордое имя "эксперт-автотехник" теперь будет доступно не каждому. Министерство труда РФ установило квалификационные требования к специалистам по автотехнической экспертизе.Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ Оценкой ущерба от ДТП нынче занимаются все кому не лень, а об уровне "оценщиков" и говорить нечего. Бывает, что специальное образование сотрудника - двухмесячные курсы (занятия два раза в неделю...). Кто должен контролировать и лицензировать всю эту армаду калькуляторов? Вот московская лицензионная палата. к примеру, считает, что определение ущерба, характера повреждений и размера затрат на восстановление не является оценочной деятельностью, а значит, лицензированию не подлежит. Так что, экспертом может быть каждый? Та же неразбериха ис теми методиками, которыми должны пользоваться калькуляторы. Есть, например, "Методическое руководство по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления" (так называемый РД - руководящий документ) - многие используют только его. Но другие, например эксперт Андрей Штыков из фирмы Сергей ВОЛГИН, заместитель директора фирмы "Правозащита". Постановление Минтруда вносит изменения в "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих". Этот справочник рекомендуется для применения на предприятиях ив учреждениях независимо от формы собственности. Повторюсь, справочник именно рекомендуется - его применение необязательно. Так что если специалист, проводивший "оценку" пострадавшего автомобиля, не соответствует этим требованиям, он лично перед государством никакой ответственности не несет. По крайней мере до тех пор, пока его деятельность не надо будет лицензировать, то есть установленные требования не станут обязательными. А пока составить калькуляцию восстановительных работ все еще может любое лицо, обладающее необходимыми знаниями. Правда, если это лицо будет еще и соответствовать рекомендациям Министерства труда РФ, то доверия к нему, естественно, будет больше, в том числе и со стороны суда. "Авто-Мобил" уверены: если определять ущерб в точности по РД, то над выводами можно плакать. Грамотная экспертиза требует обращения к доброму десятку других руководств. Итак, нет ни лицензий, ни строго определенных методик, что же остается? Надеяться лишь на добросовестность и компетентность конкретного эксперта? Именно поэтому отрадно, что государство в лице Министерства труда РФ решило ввести требования к тем людям, кто решил посвятить себя экспертной деятельности. Двадцать первого января 2000 года подписано постановление, в котором определено, кто вправе называть себя специалистом по автотехнической экспертизе. Следующий шаг - лицензирование автоэкспертных фирм. Пойдут ли на него власти? И как быстро? Без этой процедуры никакие квалификационные требования не сработают как надо.Базовая подготовка для экспертов всех категоДополнительная подготовка по программе "Эксрий: высшее профессиперт-автотехник III категории" с правом провеональное (техническое) дения экспертизы транспортных средств (без образование (направправа выдачи заключения по механизму дорожления подготовки: "Эксно-транспортных происшествий). плуатация транспортных средств", "Наземные трансДополнительная подготовка по пропортные системы" по специальнограмме "Эксперт-автотехник II кастям "Автомобилетракторостроетегории" с правом проведения эксние" и "Автомобили и автомобильпертных исследований причин доное хозяйство"). рожно-транспортного происшествия и математического анализа их Из Постановления Министерства труда и совозникновения (без права проведециального развития РФ от 21 января 2000 года №7 "О внесении дополнений в Квалификациния транспортно-трассологических онный справочник должностей руководитеисследований), стаж работы в лей, специалистов и других служащих". должности специалиста по автотехнической экспертизе (эксперта-автотехника) не менее 3 лет. Дополнительная подготовка по программе "Экспертавтотехник I категории" с правом проведения без ограничений всех видов экспертных исследований по вопросам автотехнической экспертизы, стаж работы в должности специалиста по автотехнической экспертизе (эксперта-автотехника) II категории не менее 5 лет.124Сергей АХУНДЗЯНОВ, заведующий юридической консультацией № 8 "РОСАР" Межрегиональной коллегии адвокатов помощи предпринимателям и гражданам. В адвокатской практике мы постоянно сталкиваемся с тем, что ряд "независимых" оценочных организаций при определении затрат на восстановление поврежденного автомобиля поручает составлять акты осмотра своим "оценщикам", "экспертам", "инженерам", "автоэкспертам"... Эти "спецы" зачастую не обладают необходимой квалификацией. Например, при наружном осмотре аварийного автомобиля в акте довольно часто умудряются указывать повреждения, которые могут быть выявлены только с помощью специального оборудования ис проведением измерений. Это касается прежде всего дефектов кузова - деформации, перекосы, несоосности, непараллельности (в том числе мостов, осей автомобиля), изменения ненормируемых зазоров и т. п., то есть дефектов, которые характеризуются линейными параметрами. Я надеюсь, что новое постановление Минтруда поможет более объективному рассмотрению гражданских дел по возмещению ущерба, поскольку у судей теперь есть довольно точный критерий для назначения конкретных экспертов в делах о ДТП. Неквалифицированным "спецам" придется туго. КОММЕНТАРИИ ЮРИСТОВ Щ"8/2000 ЗР