121
122
В борьбе за наличныеЭФФЕКТСлухи о том, что обычным милицейским радаром можно сбить воробья, оказались сильно преувеличенными.Аркадий КОЗЛОВВ ЧЕМ ЖЕ ЭФФЕКТ? Каждому водителю доводилось слышать, как меняется шум пролетающей навстречу машины - от высокого тона к низкому. При движении навстречу скорости автомобилей складываются, и каждую секунду в ухо, образно говоря, влетает больше звуковых волн. Машины разъехались - звук догоняет удаляющийся автомобиль. Естественно, частота звука (количество колебаний в секунду) уменьшается. Это и есть эффект Доплера. Его используют военные, ученые и инспекторы ДПС: одни для измерения скорости вражеских самолетов, другие -для изучения галактик, третьи - чтобы ловить нарушителей ПДД. цы: любой материал, кроме металла, для радара прозрачен. Более того, мало-мальски знакомый с математикой милиционер постарается устроиться с радаром как можно ближе к оси движения автомобиля, ибо на замере скорости сказывается косинусный эффект. При прямом сближении машины с радаром (рис. а) он покажет истинную ее скорость. А под углом (рис. б) - ту, с которой уменьшается расстояние до радара. Чем больше угол отклонения, тем меньше показания прибора. С косинусной зависимостью. Расхожее мнение о том, что хитрые гаишники умудряются обманывать радар-детекторы (порой неверно называемые антирадарами), с негодованием отвергли разработчики последних. Радар (локатор) - это излучатель СВЧ-радиоволн с частотой 10,525 МГц. А радар-детектор - обыкновенный радиоприемник, настроенный именно на эту частоту. Казалось бы, достаточно чуть-чуть сдвинуть несущую частоту, и радар-детекторы вмиг ослепнут. Все так, но сдвинуть ее практически невозможно, не залезая внутрь локатора. А корпус его опломбирован. Без пломбы и без поверки пользоваться радаром запрещено. Поэтому если вас остановили за превышение скорости, а радар-детектор промолчал, спросите на всякий случай документ о поверке. И пломбу. Мало ли, какой кулибин найдется на российских просторах. Инженеры нынче голодные сидят. Могут и подкрутить.ttttZPA"СМЕРТЕЛЬНОЕ" ОРУЖИЕ Принцип действия радара (от английского radar - radio detecting and ranging) прост: излучаемая им электромагнитная волна отражается от металлических предметов. Если предмет движется, частота отраженной волны изменится пропорционально его скорости. Остается замерить эту разницу и вычислить скорость. С чем успешно справляется любой придорожный радар. Совершенно неважно, лежит ли "Барьер" на капоте, привинчен ли к стеклу патрульной машины или дрожит в нетвердой руке блюстителя порядка (берем крайний случай). Сдвиг частоты зависит только от скорости автомобиля, но никак не от инспектора (если, конечно, тот не побежит навстречу). Впрочем, не зависит он и от пластмассовых, деревянных, войлочных и прочих "фенечек", МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ которыми так любят обвешиВ нелегкой борьбе за наличвать автомобиль иные владельные в ход идут разные средства. МЫ И АВТОМОБИЛЬВ борьбе за наличные Автомобилисты вооружаются радар-детекторами. предупреждают о засадах миганием фар, изучают дислокацию излюбленных кормушек гаишников, а то и выкорчевывают ненавистные знаки. Люди в форме отвечают совершенствованием маскировки, частой сменой засад и непредсказуемостью графиков облав. Да, скоростной беспредел на дорогах, несущий множество бед и жертв, должен быть остановлен. В том числе ис помощью радаров. Именно поэтому кощунственно дискредитировать эти приборы - превращать их в кормушку, скажем, используя не совсем корректные способы. Так, зная, что водители ускоряют движение сразу после проезда засады, инспектор порой замеряет скорость удаляющегося автомобиля (ныне есть и такие радары) и тут же останавливает приближающегося. Спорить с ним тяжело. Секундомер на радаре показывает почти правду. А табло скорости - явное превышение. Излюбленный прием - устроить засаду в ясный солнечный день на великолепном свеженьком шоссе с забытыми с зимы знаками "сороковник" и "скользкая дорога". Страж обязан написать рапорт о неверно установленном знаке, но кто, скажите, своими руками загубит хлебное место? А с каким азартом работают инспекторы в больших городах, безошибочно определяя нарушителя в потоке машин! дар. Для него они прозрачны. Мода на диски пришла к нам из Германии. Там множество автоматических радаров, которые фотографируют автомобиль-нарушитель. А по немецким законам мало знать номер автомобиля, чтобы наказать его владельца за нарушение. Нужна еще его физиономия (а вдруг не он был за рулем!). При фотовспышке компакт-диск может дать спасительный блик. Такой, что и лица не различишь. В России до подобной роскоши не дожили. Чтобы нарушение зафиксировать документально, инспектор должен составить протокол и указать, где, когда, при каких обстоятельствах задержан водитель. И записать номер радара, дату его поверки и его показания. А чтобы доказать само правонарушение, как минимум, нужны свидетели. Если учесть, что время и скорость хранятся в памяти радара несколько минут, задача со свидетелями становится весьма увлекательной. Особенно где-нибудь вдалеке от жилья. А в большом городе доской толчее? Самой большой? нокль. Чтобы замерить скорость казать, чью именно скорость Самой ближней? Той, что оказаавтомобиля, достаточно навести показывает радар, просто нелась под выгодным для отражена него перекрестье прибора. возможно. Разве что поверить ния углом (как бликует порой Луч лазера узок и ошибиться неинспектору. На слово. Слухи п немыслимой дредсолнце)? Самой быстрой или возможно. На кого навел - того и той, что перестроилась в другой промерил. Но опять-таки никто, ности СВЧ-излучения от радаряд (сработает косинусный эфкроме инспектора, не знает, кара не подтвердились. Выходная фект)? Этого не знает никто, кая машина была под прицелом: мощность его всего-то 50 милвключая инженеров-разработномера ее "бинокль" не записыливатт (у нового "Сокола" и точиков. Но не инспектор! Уж он-то вает. Доказать, что именно ваша го меньше - около 6 миллиуверен на все сто, кто попался - невозможно. Если, конечно, на ватт). Это во много десятков тысяч раз меньше, чем рядом с ЧЬЯ СКОРОСТЬ НА РАДАРЕ? на мушку его радара. Именно дороге был кто-то еще. И "Сова", и ЛИСД - пока редСВЧ-печью. Один из разработТут бы сделать небольшое вы, а не огромный автобус "Меротступление... Дело в том, что седес" в соседнем ряду. Почему? кость. На 95% работники ДПС чиков по секрету рассказал, Нынешний "Барьер" и его вооружены обычными радарами что они из озорства и любопытинтенсивность отраженного сигнала зависит от формы и размемодификации - "фары", "спидга- "Барьер", "Барьер-2", "Барьер- ства однажды посадили муху ра (площади отражения) автомоны" на этот вопрос ответа не да2М", "Искра" и "Сокол". Татарстан прямо на включенный волновод биля, от того угла, под которым дут. Другое дело - "Сова", соверможет похвастаться импортными и продержали ее там целые суон движется к лучу. Слабый сигшенно новый прибор, дорогой и "Питон" и "ТС-3", а с их помощью тки. И - ничего! Живехонькую нал может забиться помехами сложный. Хотя бы потому, что к (впрочем, как и "Искры") можно отпустили. Может быть, потом или более сильными сигналами. нему полагается персональный замерять скорость прямо из двиона и заболела или потомства Радар действительно устроен компьютер. С "Совой" не поспожущегося автомобиля. Занятные не дала. Но этого никто не знает. Так что не хихикайте злотак, что определяет самый быстришь. На мониторе застывает игрушки, но - дорогие. радно, глядя на "стреляющего" рый автомобиль с разницей скокартинка автомобиля, видны его от бедра гаишника. Ничего с ростей в потоке не менее 10 км/ч. номер, время, дата и скорость. НЕВИНОВАТАЯ Я! Между прочим, бесполезно ним не случится. Только бы Но в идеальных условиях. На заЧто тут скажешь? Зацепка одна водских пробах испытывали его высокая погрешность. Изготовиразвешивать компакт-диски под стрелял по делу, а не по кармаработу на трех машинах с одинатель заявляет 9,3%. Это значит, зеркалом заднего вида в надежнам невиновных водителей. ковым коэффициентом отражечто при ограничении скорости 60 де, что они собьют с толка раD ния. Машины двигались прямо на радар в трех разных рядах. Одна - быстрее на 10 км/ч. Действительно, работает! Отлавливает. В условиях большого города все сложнее. Помехи от электросварки, от искрящихся токосъемников трамваев, троллейбусов, ламп дневного света и неоновой рекламы! Сами машины разного размера, идущие сплошным потоком. Чья скорость появится на экране радара в город122 8/2000 ЗР км/ч и реальной скорости автомобиля 65 км/ч (что ненаказуемо, поскольку укладывается в погрешность спидометра) "Сова" может показать 71 км/ч. А это уже штраф... Так что честный инспектор, работая с "Совой", должен установить предел порогового срабатывания 76,5 км/ч. Но это - честный инспектор. К разряду экзотических можно отнести и лазерный радар ЛИСД, похожий на обычный би-