144
145
МЫ И АВТОМОБИ,ВосхождениеВстреча с самым высотным водителемШестнадцатого сентября 1999 года белая длиннобазная "Нива" официально стала рекордсменом мира, въехав на высоту 5726 метров над уровнем моря. За ее рулем был мастер спорта по альпинизму из Санкт-Петербурга Георгий Котов. Восхождение - а точнее, "возъезжание" - обеспечивала группа альпинистов, в которую входили земляки Котова Александр Дубовиков, Сергей Тюльпанов и американец Джефф Шеа. Весь путь к рекордной • отметке машина проделала своим ходом. • 'Можно представить, как широко и звонко был бы оповещен об этом достижении мир, будь автомобиль американским и группа - тоже. Россия же за сменами правительств и поисками национальной идеи явно недооценила это событие в горах Тибета... Хотим восполнить этот пробел, тем более что ребята скоро дадут нам новый повод поболеть за них... Наш гость - руководитель экспедиции ' Тибет-99" Георгий Котов. - Георгий, вы побывали в 1995 году на вершине Эвереста. После этого выше некуда, можно только иначе. Не потому ли решили побороться с высотой на автомобиле? - Именно так. Ведь самое интересное - попробовать что-то сделать впервые. И без новых приключений жизнь теряет свою остроту. - Как возникла эта идея? не ВАЗ-2120 "Надежда". - В августе 97-го при восхождении на Почему выбор пал на эти автомобили? Эльбрус мы встретили на высоте 4900 мет- Во-первых, в Сибири или Казахстаров российскую группу, которая с помощью не, через которые пролегал наш маршрут, лебедки пыталась поднять "Лендровер" на "Ниву", в отличие от "Лендровера", вам повершину. Подумалось: вот было бы здорочинят в любой сельской кузнице. Во-втово взобраться на автомобиле тысяч этак рых, запчасти к ней сравнительно дешена шесть, причем своим ходом! В Европе вы, а денег у нас было в обрез. В-третьих, таких гор нет, а в Азии самым подходящим в длиннобазные "нивы" могло поместиться показался Тибет, где я бывал много раз. все наше снаряжение. А что касается ми- Вы стартовали из Петербурга вни-вэна, то испытать его нам предложил конце июля на двух ВАЗ-2131 и мини-вэ- АвтоВАЗ, когда мы обратились туда с Я44 8/2000 ЗРпросьбой выделить "нивы". - Почему вы собрали для своей затеи именно такую команду? - Потому что с питерцами - Александром и Сергеем - мы давно знаем друг друга. С американцем я совершил несколько восхождений, в том числе на Эверест, да и вообще, Джефф совершенно нормальный мужик, хоть и миллионер из Сан-Франциско. Обожает приключения. Кстати, он привез спутниковый телефон, а фирма IBM выдала портативные компьютеры - благодаря этому мы оперативно передавали дневник экспедиции на наш сайт в Интернете (www.tibet-99.spb.ru). Был в нашей экспедиции и не альпинист - заместитель начальника пресс-цент- - Около 40 километров. Вначале петpa АвтоВАЗа Павел Недорезов. Ему пришлось тяжелее всех: попал в компанию беляя, как по серпантину, по широкому тразумцев, за каждым из которых восхождение вянистому склону. Потом сразу началась на вершины восьмитысячников. Но он моосыпь - смесь острых камней размером от лодчина - без всякого опыта в горах подспичечного коробка до холодильника, меснялся на высоту 5400 метров. Идти дальше тами покрытая снегом. На высоте 5500 пропороли заднее колесо второй "Нивы" и ему не позволила острая горная болезнь. - Вы проехали в оба конца 19 000 кирешили, что нет смысла терзать все машины лометров, нз них 9 тысяч - по территории - дальше пойдет только одна. Мы достигли этой высоты тремя автомобилями, Китая, но где начались настоящие прини ключения, к которым вы так стремились? разу не применив троса, и это уже был - Когда мы пересекли горную цепь огромный успех. Тянь-Шань и въехали в пустыню. При жаре 45 градусов поднялась песчаная буря. Видимость до пяти метров, песок на зубах, в глазах... Как только вырвались из этого ада, сменили воздушные фильтры, благо взяли их предостаточно. Тибетское плато появилось из пыльной дымки внезапно, и дорога пошла вверх. Снова задул страшный ветер, но уже холодный: всего за час температура упала до 5 градусов. Автомобили вели себя, в общем, достойно. Высотных сюрпризов почти не было. Лишь начиная с 4500 метров резко увеличился свободный ход педалей тормозов, и торможение стало менее эффективным (потом, при снижении, все само "починилось"). Да еще во время остановки Сергей неосмотрительно открутил пробку радиатора, забыв, что на такой высоте "Тосол" кипит при 80 градусах. Произошел почти взрыв, нас обдало горячим паром, но, слава Богу, обошлось без ожогов. - Сколько вы проехали к вершине, когда исчезли всякие признаки дороги?затащили наверх. За это, правда, пришлось платить безопасностью. Посчитал для интереса свой пульс: 160 в минуту! Двигатель объемом 1,8 литра потерял мощность и стал глохнуть, несмотря на "высотные" жиклеры карбюратора. Все же "Нива", обрушив из-под колес град камней, вскочила на гребень. Еще около часа мы взбирались по нему, - ребята расчищали путь, перетаскивая здоровенные камни. Когда до вершины оставалось метров 30 по вертикали, наши силы исчерпались. Со- Итак, с отметки 5500 наверх по­провождающий нас представитель "Горной ассоциации Китая" зафиксировал, что шла белая "Нива"? - Д а . С новыми шипованными шинами наша "Нива" более чем на сто метров пе"Данлоп", поставленными у подножья горекрыла прежний мировой рекорд. ГАК ры. Удары по восьмимиллиметровой дюравыдала нам официальный сертификат об левой защите картера следовали в средэтом.- Был ли у экспедиции финансовый спонсор? - Деньгами нам никто не помогал. Потратили собственные - примерно по 7 тысяч долларов с человека. - А что стало с теми машинами после возвращения? - АвтоВАЗ пообещал рассмотреть вопрос об их передаче участникам экспедиции. Скоро год, как рассматривает... - Каким будет, Георгий, ваше следующее приключение? - Собираемся в этом году на снегоходах на Эльбрус. Планируем кругосветку на автомобилях. - Удачи вам! - Был соблазн применить лебедку? Леонид САПОЖНИКОВ - Мы принципиально ее не взяли, чтобы никто не мог сказать, что нашу "Ниву" Снем через каждые десять метров, но она выдержала. Ребята поднимались пешком, разведывая и показывая мне дорогу. Добрались до предвершинного гребня, высота 5670 - кавказский рекорд "Лендровера" превышен уже на 50 метров. Но все стремятся к вершине, а значит, надо въехать со склона на узкий скально-осыпной гребень. Медленно не получится, а с разгону можно запросто перескочить через него и улететь вместе с машиной вниз метров на 300... Приняли решение страховать автомобиль 14-миллиметровой альпинистской веревкой. Мы еще в жизни не видели восходителя весом в полторы тонны!