100
101
СПОРТ и отдыхФормула 1'JJVIJ-JSPJ/JJ-JРон Деннис имеет полное право сказать про команду "Мак-Ларен": "Это мой бизнес".Сергей ЗИНОВЬЕВ На старте сезона - три победы Михаэля Шумахера подряд. Стандартные заголовки: "Весомая заявка на третий титул", "Кто бросит перчатку Шуми?" И тут же "Мак-Ларен" захромал". Правильнее сказать - "иногда хромает", ведь мчатся "макларены" все так же быстро, как ив двух последних чемпионатах. Но где победы, к которым все привыкли? Почему не блистает Мика Хаккинен? Что-то не в порядке в команде Рона Денниса? Лишь к середине сезона стало ясно, что заявку "Феррари" на титулы в зачете пилотов и конструкторов готовы оспорить: ломаться стала машина Михаэля, а Хаккинен и его партнер Дейвид Култард принесли команде победные дубли на Гран-при Франции и Австрии. Изменилось и мнение общественности: в мае 70% болельщиков считали, что чемпионом-2000 станет Шумахер, теперь ему отводят лишь 50 шансов из 100 - фифти-фифти. Череда вторых и третьих мест Рубенса Баррикелло лишь подтвердила, что главная движущая сила в сегодняшней "Феррари" - Михаэль, несмотря на яркую победу бразильца в Хоккенхайме. А кто выполняет роль силового агрегата в непотопляемом "Мак-Ларене"? Мика - пилот намного выше среднего, но на одну ступень с Сенной, Простом, Пике его не поставишь. Эдриан Ньюи, безусловно, выдающийся конструктор, но как бы поехали его машины с другим, не мерседесовским мотором? Впрочем, в случае с "Мак-Лареном" гадать нечего. Два десятка лет у его руля стоит человек, не делающий ошибок. Способность Рона Денниса в нужное время совершать точные ходы впечатляет. Возглавив команду спустя десять лет после гибели ее основателя, Брюса Мак-Ларена, бывший механик быстро поставил дело на широкую ногу. При этом он не скрывал, что главная его цель - получение доходов. Наивысшие же доходы приносит успешная команда. "Конюшня" превратилась в большое предприятие с несколькими сотнями работников и стомиллионным бюджетом: офис, завод, полигон, научная лаборатория и автобаза одновременно. Финансовым столrJDJ-JIJiiпом долгое время был арабский мультимиллионер Мансур Ойех. Первые "мак-ларены" деннисовской эпохи строил Джон Барнард, позже признанный корифеем конструкторского дела. Многолетний союз с "Хондой" принес команде 13 титулов! После ухода "Хонды" кризис мотора в "Мак-Ларене" длился всего один сезон (не то что у потерявших "Рено" "Вильямса" и "Бенеттона"!) - на смену "Пежо" пришел "Мерседес-Бенц", и надолго. Как почувствовал тогда Деннис, что французы ничего толком не добьются в формуле 1и вынуждены будут уйти бесславно?! Так же безболезненно прошла смена титульного спонГран-при Германии 30 июля, Хоккенхайм 45 кругов по 6,825 км 1. Р. Баррикелло (Бразилия, "Феррари") -1:25.34,418; 2. М. Хаккинен (Финляндия, "Мак-Ларен-Мерседес") - 7,452; 3. Д. Култард (Великобритания, "Мак-ЛаренМерседес") - 21,168; 4. Дж. Батон (Великобритания, "Вильямс-БМВ") - 22,685; 5. М. Сало (Финляндия, "Заубер-Петронас") - 27,112; 6. П. де ла Роса (Испания, "Эрроуз-Супертек") - 29,079. Положение после 11-го этапа Зачет пилотов: 1. М. Шумахер - 56; 23. М. Хаккинен, Д. Култард - 54; 4. Р . Баррикелло - 46; 5. Дж. Физикелла 18; 6. Р. Шумахер -14. Зачет команд: 1. "Феррари" - 102; 2. "Мак-Ларен" - 98; 3. "Вильяме" - 22; 4. "Бенеттон" -18; 5. BAR-12; 6. "Джордан"-11.1009/2000 ЗР Деннис нанес непосредственно в день торжественного расставания - 26 августа. "Спасибо за все, - сказал тогда Рон. - Вы так много для нас сделали! И я счастлив сообщить, что наше общее дело не зачахнет. В течение ближайших пяти лет немецкий табачный концерн "Реемтсма" выделит нам 200 миллионов". Эта блистательная операция ставит Денниса в ряд выдающихся бизнесменов всех времен - он умудрился выбить из относительно небольшой компании сумму, составляющую 6% годового объема продаж! Удар оказался тем сильнее, что поддерживаемая "Филип Моррис" 'Феррари" на протяжении четырех лется знатоков в своей области и, соединив их вместе, создать сумму знаний и умений, которая превзойдет возможности одногоединственного гения". Однако этот подход не мешал шефу избавляться от нанятых им же знатоков. Но рокировки Рон делал опять же чрезвычайно вовремя. Гибель Сенны привела к изменению технического регламента - на первый план вышла аэродинамика, и тут же в "Мак-Ларен" пришел "аэродинамик" Ньюи, хотя ив "Вильямсе" его "неплохо кормили". Ален Прост, прежде чем возглавить собственную команду, проходил "стажировку" именно в "Мак-Ларене" - наверняка союз был взаимовыгодным. Удивительное чутье (или анализ?) ситуации, присущее Деннису, позволило команде чуть-чуть подняться над другими, когда в формулу 1 явился шинный новичок "Бриджстоун". "Мак-Ларен" единственным из топ-команд заключил с японцами контракт в первый же год. Словно никто больше не знал, что "Гудьир" совсем скоро помашет платочком, а потому упорно цепляться за него, в общем-то, нет смысла. Упомянем заслуги Денниса в появлении новой модели дорожного суперкара "Мак-Ларен F1", который к тому же одержал массу побед в гонках на выносливость. Для его создания Рон практически отстранил от гоночной программы ведущего конструктора Гордона Марри. Никто иной, как Деннис стал зачинателем традиции проводить грандиозные презентации - перед началом сезона-97 на представление "конюшни" пригласили более 500 журналистов и около 4 тысяч гостей! Особый разговор - о подборе пилотов. Поговаривали, что Хаккинен после тяжелой травмы никогда не восстановит прежнюю форму и уж точно ее не улучшит. Деннис решил иначе и - угадал. До сих пор шеф "МакЛарена" остается единственным, кто решился запрячь в одну телегу заведомо соперничающих суперзвезд - Сенну и Проста. Дело дошло до грандиозного конфликта, переросшего в откровенную вражду между бразильцем и французом, но за два года они на пару выиграли 25 из 32 Гран-при. Любопытно, что и по сей день в "Мак-Ларене" нет разделения на первого и второго пилотов. Деннис при каждом удобном случае подчеркивает, что его гонщики выступают в абсолютно равных условиях, и... Последние два, вернее уже три года его ругают "за Култарда", требуя даже выдворения шотландца. Рон пожимает плечами и... продлевает контракты с обоими пилотами - Хаккинен и Култард, как стало известно еще в начале июля, поедут на "мак-ларенах" и в 2001 -м. Уж не почуял ли он в Дейвиде будущего чемпиона?сора - разрыв с 'Филип Моррис" в 1996-м даже улучшил положение. Владельцы торговой марки "Мальборо" решили, что скромные результаты ослабевшей команды плохо влияют на продажи табачных изделий. Их не смущало, что автомобили "Мак-Ларен" за 22 года (!) дружбы с Филип Моррис" обрели прозвище "сигаретные пачки", а слово "Мальборо" в умах миллионов ассоциировалось не с ковбоями в шляпах, а с некурящими Сенной и Простом. Удар супергиганту табачного бизнеса 12.3 Австралия 26.3 Бразилия 9.4 Сан-Марино 23.4 Великобритания 7.5 Испания 21.5 Европа 4.6 Монако 18.6 Канала 2.7 франция 16.7 Австрия 30.7 Германия 13.8 Венгрия 27.8 Бельгия 10.9 Италия 24.9 США 8.10 Япония 22.10 Малайзияхоть чуть-чуть, но обидно уступает "МакЛарену", украшенному логотипами "Вест". Другой сильный коммерческий ход фактическая продажа команды "ДаймлерКрайслеру" в прошлом году. С одной стороны, Деннис остался "начальником империи", с другой - финансовое обеспечение проекта теперь уже не только его проблема, да и надежный мотор гарантирован на многие годы. Концепция Денниса в формировании конструкторского коллектива незамысловата: "Я предпочитаю нанимать выдающихР. Баррикелло Аж. Физикелла М. Хаккинен М. Хаккинен А Култард М. Хаккинен Р. Баррикелло Р. Баррикелло М. Хаккинен А- Култард М. Хаккинен Р. Шумахер Х.-Х. Френтцен А- Култард М. Шумахер Р. Баррикелло А- Култард Аж. Физикелла Аж. Физикелла Р. Баррикелло Р. Баррикелло Д. КултардМ. Шумахер М. Шумахер М.Шумахер А- Култард М. Хаккинен М. Шумахер Д Култарл М. Шумахер Д. Култард, М. Хаккинен Р. Баррикелло•ЗР 9/2000101