150
151
КЛУБ дат «)il!»]-tiHdiNllКапитальноПРОСТОЕвропейские автомобилисты охотно заменяют изношенный двигатель на восстановленный: он примерно вдвое дешевле нового, хотя почти не уступает в надежности. Такую возможность вскоре получат и владельцы иномарок в России.Анатолий ФОМИН 500 головок цилиндров. При этом разномарочность широчайшая - "Крайслер" и БМВ, "Форд" и "Мазда", "Ниссан" и "Опель", "Мицубиси", "Тойота"... Моторы как бензиновые, так и дизельные. Войдем в корпус. Специальные рамы из труб громоздятся штабелями: в них - отслужившие свое моторы. С началом рабочей смены их привезут в цех, где отмоют и сгруппируют по моделям. Следующий этап - полная разборка, после которой все части разложат по контейнерам и отправят на подробное исследование. Впрочем, блоки цилиндров для начала попадут в печь отжига, где из них удалят все остатки органических веществ. После такой процедуры серый чугун не только приобретает исходную форму и избавляется от внутренних напряжений, но и буквально сияет ровной матовой поверхностью. Дальше детали моторов поступают в тестовую лабораторию. Здесь вынесут окончательный вердикт: либо деталь пригодна для восстановления, либо годится только на переплавку. Правда, существует перечень частей, которые заменяют независимо от степени износа. Это поршни, поршневые кольца и пальцы, коренные и шатунные подшипники, направляющие втулки и седла клапанов, цепи и ремни газораспределительного механизма, все прокладки и уплотнения, включая сальники коленчатого вала. Не так уж много на первый взгляд. В действительности заменяемых деталей может оказаться намного больше. Так, клапанные пружины используют повторно, только если их жесткость и размеры полностью соответствуют требованиям для нового двигателя. Что касается коленчатых и распределительных валов, то помимо геометрических параметров контЗАКАЗЧИК ЖДАТЬ НЕ ДОЛЖЕН Среди россиян популярна байка, что в благополучной Европе автомобиль-де служит два-три года, а потом его меняют на новый. Действительно, многие поступают именно так, хотя на улицах не редкость модели 10-15- и даже 20-летней давности - хорошие дороги и мягкий климат позволяют кузову жить долго. А вот моторы столько не живут. Их возвращают в строй многочисленные предприятия, где делают, в привычных нам терминах, капитальный ремонт. С его типовой технологией автор познакомился в Голландии, на фирме "Веге моторен" - одной из крупнейших по восстановлению моторов и коробок передач. Ее название происходит от первых слогов фамилий основателей - Верштиг и Гендерен, а зарегистрировано предприятие еще в 1936 году. Основная идея компаньонов была донельзя проста: вместо традиционного ремонта, когда машина несколько дней простаивает без мотора, предложить заказчику уже готовый двигатель из обменного фонда. Затея имела успех, и с годами из простой мастерской, ничем не отличавшейся от десятков других, выросла компания с заводами в Голландии, Великобритании, Тунисе и Мексике и дистрибьюторами по всей Европе и даже Америке. РАЗЛОЖИМ ПО ПОЛОЧКАМ Миниатюрный городок Шпейкенисе в предместье Роттердама довольно искусно прячет немало промышленных предприятий, среди которых и "Веге моторен". Трудно поверить, что в скромном двухэтажном здании (9500 м2 производственных площадей) более 300 рабочих и служащих каждую неделю восстанавливают 625 комплектов двигателей и более 150 9/2000 ЗРролируется качество металла и его структура (бывают ведь невидимые глазу внутренние трещины). ВСЕ ГОДНОЕ - В РАБОТУ Технология восстаноЁления коленчатых и распределительных валов вполне традиционна. Если размер позволяет, то шейки шлифуют. На специальном станке "сотрут" риски с кулачка любого профиля, не исказив при этом его форму, а значит, фазы газораспределения. Для этого у "Веге моторен" есть эталонные копиры, по которым задается профиль обрабатываемого кулачка. Если же износ превышает нормы, то необходимых размеров достигают с помо- СМЕНИ МОТОРные двигатели старых автомобилей, рассчитанные на использование этилированного бензина, теперь могут успешно работать на неэтилированном - новые клапаны и клапанные втулки с измененными зазорами не нуждаются в "смягчающих" отложениях свинца для долговечной работы. МЕСТО СБОРКИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ Эта часть производства более всего похожа на моторные боксы богатой спортивной команды. Здесь могут собрать сотню одинаковых моторов, а могут - одинединственный, уникальный. Подход везде одинаков: тщательный подбор комплектующих, вручную развесовка деталей кривошипно-шатунного механизма, стерильная чистота и регулярная калибровка динамометрических ключей! Заканчивается все полноценным тестовым стендом, где свежесобранный мотор проходит холодную прокрутку, а затем и небольшую "горячую", при которой измеряются его параметры. Доказательством качества проделанной работы служит то, что восстановленные "Веге моторен" двигатели, как правило, немного мощнее, чем когда они сходили с заводских конвейеров. ГДЕ СЕКРЕТ? На восстановленные двигатели "Веге моторен" дает гарантию - один год без ограничения пробега. А ведь среди клиентов немало коммивояжеров и таксистов, которым намотать за год 100 тыс. км и больше - обычное дело. В чем секрет того, что мотор после капремонта служит не меньше нового? В применяемой технологии нет ничего не известного отечественным специалистам. Значит, секрет в том, что она неукоснительно соблюдается. Выгоду от приобретения мотора из "капиталки" вскоре смогут оценить соотечественники. Официальный дилер "Веге моторен" - ЗАО "Компания ОКМА" обеспечивает продажу, выкуп старых, монтаж, демонтаж и гарантийное обслуживание двигателей, головок блоков и коробок передач. Заботы о транспортировке и таможенном оформлении заказчиков не коснутся. Сколько это стоит? Например, двухлитровый 16-клапанный мотор "ОпельВектра" - около 2000 долларов. Так что не торопитесь продавать автомобиль с хорошим кузовом - с восстановленным мотором он прослужит еще не один год.щью хромирования или методами порошковой металлургии. Разумеется, после восстановления проверяется также шероховатость и твердость поверхностного слоя: появление "сырой" шейки или кулачка исключается. А как поживают блоки и головки цилиндров? Самые крупные части мотора подвержены наибольшему числу неисправностей, поэтому их проверяют особенно тщательно. Дополнительно проводят тест на герметичность - так в отливке обнаруживают поры или трещины. Стыковочные поверхности блока и головки цилиндров шлифуют, чтобы обеспечить плотный контакт и исключить деформацию. Помимо традиционной расточки блока цилиндров, устраняющей дефекты поверхности, следующая операция - хонингование - обеспечивает заданные параметры шероховатости, оптимальные для долгой работы трущихся пар. Головки блоков (и алюминиевые, и чугунные) обязательно выдерживают при высокой температуре несколько часов, после чего медленно охлаждают. Такая термообработка позволяет снять внутренние напряжения в металле и минимизировать коробление. Незначительные дефекты отливки устраняют сваркой в среде инертного газа. Особенно гордится фирма тем, что восстановленные ею высокофорсированЗР 9/2000151