ПО ПОВОДУ ЦЕНКРАТКИЙ ТОРГОВЫЙ СЛОВАРЬЧтобы ориентироваться на рынке, нужно знать его язык.Сергей КАНУННИКОВ Просматривая рекламные объявления и прайс-листы, беседуя с работниками автосалонов, потенциальный покупатель сталкивается с особыми терминами: их ввели в обращение искушенные продавцы. Незнание лексики подчас приводит к разочарованию: реальная стоимость машины оказывается выше запланированной. Заводские, они же отпускные цены, по которым изготовители продают автомобили торговым фирмам. Заводские прайсы - ориентировочные. Окончательная стоимость зависит от длительности и теплоты отношений производителя с конкретной компанией, комплектации и количества приобретаемых машин. Вопреки расхожему мнению, на заводе рядовому покупателю автомобиль не продадут - производители не торгуют в розницу. Сэкономить, и то не всегда, можно, отправившись на родину машин (см. ЗР, 2000, № 4, 5). Наименьшие надбавки обычно в солидных фирмах с большим оборотом. Однако иногда "розница" бывает меньше "опта". Об этом - ниже. В прайс-листах на иномарки подчас тоже указывают заводскую стоимость. Этот ориентир - совсем далекий. Доставка, страховка в пути и таможня изменят сумму почти до неузнаваемости. Цены CIF. Загадочную для большинства аббревиатуру применяют довольно редко и, в основном, для дорогих, эксклюзивных автомобилей. Сокращение (от слов "стоимость", "страхование" и "фрахт") означает, что в цену включены расходы по доставке до России. Строго говоря, термин CIF относится к морским перевозкам, его сухопутный собрат 9/2000 ЗР'CPT. Но для покупателей важно не это, а то, что к указанной сумме придется добавить стоимость таможенной очистки и налог с продаж. Цены дилеров. Они-то и есть розничные или самые к ним близкие. Законодательство не проводит различия между официальными дилерами и остальными продавцами (для иномарок - импортерами). Однако магазины и СТО дилеров, особенно зарубежных фирм, должны удовлетворять определенным, оговоренным с заводами требованиям. Цены в таких салонах порой выше, чем у продавцов, не обремененных особыми отношениями с производителем. ЭтоСоставляющие розничной цены ВАЗ-21074.т—м им- н н—тН4НН+Н-ишиннним-- плата за юридическую надежность, выполнение всех гарантийных обязательств. Добиться сатисфакции от "серых" продавцов труднее. Машины, доставляемые дилерами по заказу, как правило, не дороже тех, что уже есть на складе (ЗР, 2000, № 7). Полная стоимость отечественного автомобиля, то есть сумма к оплате, часто зависит от разнообразныхнакруток - за цвет, комплектацию, шины (ЗР, 2000, № 3). Именно об этой окончательной цене конкретного автомобиля нужно справляться у продавцов. Цены ниже заводских. Такие объявления хотя и редко, но еще встречаются. Несколько лет назад, когда главным дефицитом в стране стали деньги, заводы рассчитывались со смежниками машинами. А иногда просто меняли автомобили на другие товары. Хитрая система расчетов и потребность в "живых" деньгах заставляли обладателей бартерных автомобилей продавать их по ценам ниже средних розничных, а порой и отпускных. Конечно, заводам это было невыгодно. Помог кризис: сейчас производители практически не отдают автомобили по бартеру. Тот, кто все-таки нашел сверхдешевую машину и решился на ее приобретение, должен быть готов к тому, что претензии, в случае чего, предъявлять, возможно, будет некому. Часто покупку оформляют через вторые-третьи фирмы, поскольку у первой нет лицензии на торговлю автомобилями. В общем, концов не найдешь... Впрочем, бывают и другие варианты. Например, застоявшиеся в магазинах, пережившие заводское подорожание автомобили. В начале лета, после очередного ценового скачка, в крупных московских автосалонах "волги" и некоторые модели УАЗа стоили дешевле, чем на заводах. И наконец, последнее предупреждение. В рекламных объявлениях фирмы порой "забывают" учесть четырехпроцентный налог с продаж. Некоторые автосалоны "радуют" и некой "комиссией банка", накручивая еще один процент. Собирая информацию перед покупкой, обязательно поинтересуйтесь, все ли "небольшие" надбавки учли продавцы,•82