38
39
40
41
0 0000 км...мы купили две машины: белый ВАЗ-21093 и вишневую "Шкоду-Фелиция". Купив (а тому уже два года с хвостиком), пообещали рассказать, насколько отличается дешевая иномарка от отечественного аналога. Пришло время выполнить обещание.*дакторов-испытателей. "Девятка" регулярно поднималась к вершинам гор, где водитель с грустью убеждался: нет, катанье на горных лыжах отменяется. 'Фелиция" не раз (и не без помощи тягача) пробиралась на берег очередного водоема, чтобы седоки поняли: рыба клюет не здесь и не сейчас. Пробег 100 000 км достигнут за 26 месяцев. На одометре вылезла единичка с пятью нулями. Можно вписать последние цифры в бортовой журнал - программа испытаний закончена. Пару недель на оценку, дефектовку, измерения и - до свиданья, "шкодовка"! Счастливо, "девятина"! Скоро у вас будут новые хозяева. Пока автомобили ждут своей участи на стоянке перед редакцией, мы, поглядывая на них из окошка, подводим итоги. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА Оба автомобиля приобретены в марте 1998 года у официальных дилеров. Комплектация - минимальная. Из дополнительного оборудования на обе машины установлены одинаковые сигнализации "Сикура", магнитолы "Пионер", замки на рычаг коробки передач. Дополнительная антикоррозионная обработка не проводилась. В течение гарантийного срока обслуживались на рекомендованной продавцом сервисной станции. В послегарантийный период обслуживание и мелкий ремонт проводили в техническом центре "За рулем". Всю жизнь подопытные потребляли отечественный "девяносто второй" бензин и импортное минеральное моторное масло с вязкостью SAE 10W-40. Периодичность обслуживания 10 000 км для "Шкоды" и 15 000 - для ВАЗ21093, эксплуатация - круглосуточная, всесезонная. Ежедневная езда по Москве, регулярные выезды за город, периодически дальние рейды. Экстремальные режимы эксплуатации зависели от пристрастий ре•ЗР, 1998. № 6,9: 1999, Л» 3, 6, 11; 2000. Л > 4. ЛОТ ПОКУПКИ ДО ПРОДАЖИ Приступим к поагрегатной оценке. Что самое дорогое - кузов? С него и начнем. КУЗОВ. Каких-либо заметных нарушений геометрии у обоих автомобилей не за-По своей конструкции многие "дешевые" иномарки ничем не превосходят ту же "Самару", порой даже уступают ей. Отечественную технику подводит плохая сборка и низкое качество комплектующих. Игорь ТВЕРДУНОВмечено. Правда, у "Фелиции", "повешенной" на подъемник, с трудом закрывались двери. Но это смолоду. Коррозии иномарка сопротивляется много лучше. Несмотря на многочисленные повреждения лакокрасочного покрытия, видимых очагов коррозии не нашли. "Самара" тоже старается противостоять рже, но все-таки сколы краски на ней превратились в рыжие пятна. Появилась коррозия ив характерных местах например, на рамке стекла пятой двери.ДВИГАТЕЛЬ И ЕГО СИСТЕМЫ. Оба мотора особых проблем не создавали. Двигатель "девятки" вызывал поначалу опасения тем, что "ел" масло. Однако расход его не увеличивался, и мотор по сей день демонстрирует бодрость духа, хотя прослыл жутким замарашкой: вечно в масле и грязи. Стародавняя, восходящая к 60-м годам конструкция чешского двигателя вызывала, честно говоря, опасения за его долговечность. Однако ветеран оказался бойцом. Никаких нареканий, расход масла между заменами и по сей день нулевой, цепь привода распредвала, сколько нас ни пугали ее вытяжкой, родная. Разве что немного снизилась компрессия в третьем и четвертом цилиндрах. Основную же головную боль доставляли не сами моторы, а системы, их обеспечивающие. Карбюратор "Солекс" на "девятке" - вещь в себе. Требует частых регулировок, которым сначала не поддается, а потом не хочет держать. Нас он тоже помучил, но, к счастью, недолго. Элементы системы зажигания надежны, а вот электропроводка... Но об этом позднее. Еще одна беда - бензонасос. Пока найдешь исправный, надо перепробовать десяток. Проще сразу купить импортный. Вал стартера раздолбил втулку, на которую он опирается, прокручивая двигатель. Пришлось изобретать оригинальный способ замены пустячной детальки. А вот стартер "Шкоды" морозным зимним утром взял и сгорел, чем "нагрел" нас на сто с лишним долларов. Карбюратор "Фелиции" - лицензионный чешский "Пирбург" потребовал лишь замены мембраны в ускорительном насосе. С отверткой к нему не подходили по сорок тысяч километров. Коммутатор, заляпанный грязью и солью, оказался стойким - лишь единожды пришлось очистить закисшую "массу". А вот "трамблер", мягко говоря, замучил. Симптомы его неис-389/2000 ЗР ТОМУ НАЗАД...правности: дерганье стрелки тахометра, рывки автомобиля на низких оборотах, общая вялость двигателя. Сначала грузик автомата опережения, соскочив со своей оси, прогрыз борозду в корпусе и засыпал электрический прибор алюминиевой пудрой (см. материал в разделе "Своими силами"). Потом захандрила электромагнитная катушка. Прибор ремонтопригоден, и это радует. "Выпуск" "Самары" уже меняли, второй - на подходе. У 'Фелиции" прогорела приемная труба - это, кстати, была последняя неисправность за сто тысяч. ТРАНСМИССИЯ. И там, и тут - полная разруха. Коробку "Шкоды" заменили после того, как шестерня пятой передачи провернулась на валу, а стружка, попавшая в подшипники и шестерни, довершила разгром. Купить агрегат "б/у" оказалось дешевле, чем ремонтировать родной. Сделав так, мы не прогадали - подержанная коробка исправно отработала уже 25 тысяч. В приводе переключения передач потребовалось заменить две копеечные, но дефицитные резинки - тогда рычаг коробки перестал болтаться. У правого внутреннего ШРУСа разрушился чехол, мы этого вовремя не заметили и... купили новый шарнир. Коробка ВАЗ-21093 страдала хроническим "пробоем" синхронизатора второй передачи. К восьмидесяти тысячам передачу стало выбивать. Коробку перебрали самостоятельно; теперь она подвывает ис трудом включается "первая". Прав был классик: "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною...". Заменили также оба наружных ШРУСа. Замену сцепления в сборе на обеих машинах совместили с ремонтом коробки (75 тыс. км - "Шкода", 80 тыс. км по состоянию на тот момент - ВАЗ). Оба сцепления запросто проходили бы тысяч до ста. ПОДВЕСКА. На "Самаре" поменяли по гарантии передние стойки. Задние амортизаторы по сей день родные. Сейчас неплохо бы заменить весь комплект. На "Шкоду", стремясь увеличить дорожный просвет, поставили усиленные стойки, коником звука стал шарнир рулевого вала: вновь замена. Потом опять загремела рейка, и мы купили новую. Вся эта эпопея случилась между 65-й и 70-й тысячами. Аналогичный механизм "Самары" прожил дольше, но сейчас рейку уже пора менять. До того заменили только наконечники рулевых тяг. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ. У "Шкоды" - одна неисправность: "отгнил" провод от вентилятора. У "Самары" - одни неисправности. Второй год длится битва с платами задних фонарей, причем платы побеждают. Из-за безобразно проложенной проводки и негерметичных разъемов регулярно "отрубалось" зажигание. С проводкой сражались долго, пока не переложили весь передний жгут, загерметизировав разъемы. Пришлось менять блок реле и предохранителей - его плата сгнила. торые служат по сей день. А родные лежат в гараже, тоже совершенно исправные. На "девятке" работает третий комплект шаровых опор, на 'Фелиции" - второй. ТОРМОЗА. Передние тормозные дис-ки заменили одновременно - при пробеге 85 000 км. Отечественные износились, у одного из чешских появилось биение. Передние колодки меняли трижды на ВАЗ21093 и дважды - на "Фелиции". Задние, соответственно, один раз и ни разу. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Когда рейка "Шкоды" застучала впервые, заменили направляющую втулку. Второй раз источ-0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 ЗР 9/2000 39 ИСПЫТАНИЯКачество электрооборудования характеризует и работа сигнализации. Две одинаковые "сикуры" установлены в одной мастерской. На "Шкоде" "сигналка" трудится по сей день без единого сбоя, тогда как ее сестра на "девятке" поначалу мучила ложными тревогами, а потом и вовсе померла, сердечная.Р АСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕАВТОМОБИЛЕЙ . pv6. -^_JtoflWb ВАЗ"ШкодаФелиция" Статья расхода ' 21093•:'--' • •' Г',,!' ',,!!«'-|,' '.'".• 1гД!ЛПГТ!' •.Бензин(средний расход. »100 км) Техническое обслуживание 11970 (7.4) ТО (90000 км)-1087 13040№25)TO (76 000 км)-490. ТО (86000 км)-870; ТО (96000 км)-556Ремонт, запчасти ШРУС наружный (2 шт) 1600 гидгхкссрэкторфар 10 0 плата заднего фонаря (2 шт 70 J втулки стартера 25 тсоиозныедмш(2шт.) 60 0 тормозные колодкипер 70 катушки зажигания 10 6 сцепление в сборе 70 4 детали КП 50 7 блок предохранителей 50 6 задниистеклоснистатель 2» шаровые опоры! 2шт) 10 4 прдругевой переключатель 60 трк ручного тормоза подшипники ступаы'зщ; t oo Всего за отчетный. 18]66 гериог, За предыдущий период Итого заНЯтыс » 39537 57703ПмшигнкстуМ! КСОПРОЧЕЕ У чешской машины этот список короток. Когда нам надоело покупать стекла противотуманных фар взамен треснувших, просто закрыли фары штатными заглушками. У "Самары" "прочего" предостаточно: сломалось водительское сиденье, развалился подрулевой переключатель, вышли из строя гидрокорректор фар и задний стеклоочиститель, "закис" трос ручника, облезли наружные зеркала, покоробило бамперы, постоянно клинило курки дверных ручек, отваливались уплотнители, дребезжал и рассыпался салон... Список можно продолжать. "ЗА" И "ПРОТИВ" И все-таки не будем итожить, какая машина лучше - отечественная или импортная. Слишком много сугубо личных факторов влияет на выбор автомобиля каждым конкретным покупателем. Мы просто порассуждаем на тему "девятка" против "Шкоды" или даже более широко: российское изделие в сравнении с иностранным. Вывод первый: "За Россию обидно!". Ведь "девятка", если посмотреть с точки зрения технаря, ничем не хуже 'Фелизч для распределителя зажигания 250 к-т свечей 168 тормозные диски 960 ториозные колодки (пер.) 130 стартер 3200 ШРУС внутренний 1360 приемная труба 1482 детали привода КП 20 гайки ступицы 45to22981 54956 Л937ции", "Нексии" или "Рено-19" - наиболее дешевых импортных машин такого класса на нашем рынке. Они создавались в одно время, в них применены очень близкие технические решения. А по некоторым позициям (двигатель, например) отечественная машина куда современнее той же "Фелиции". Придумать придумали, а сделать толком не можем. Масса мелких, противных и совершенно глупых дефектов характеризует отношение отечественного производителя к своей продукции. Ведь "по-крупному" чешско-германское изделие ломалось ничуть не меньше российского. Вывод второй: "дешевая" иномарка это не страшно! Она не рассыпется на первой кочке, не потребует суперзатрат, не умрет от нашего бензина. Нормальный автомобиль со своими достоинствами и недостатками. Да, с недостатками. И не стоит бросаться в другую крайность, считая, что, купив импортный автомобиль за 6-9 тысяч долларов, получите совершенно беспроблемный аппарат. Это наверняка будет ровесник нашей "Самары", да к тому же произведенный вдалеке от центров автомобильной моды. Можно, однако, рассчитывать на более высокую культуру производства - когда с первых километров не надо "подбирать сопли", а потом год "доводить до ума". Можно надеяться на меньший процент заводского брака: стойки не вытекут на первых тысячах, новый ШРУС не разберется на ходу, размерные группы поршней и цилиндров будут соответствовать друг другу. Общий же ресурс узлов и агрегатов дешевой иномарки вряд ли будет выше, чем у оте-409/гсоо ЭР чественной машины... которую владелец, правда, "довел до ума". Вывод третий: деньги решают все! Иномарка, даже самая дешевая, дороже российского автомобиля. Дороже ее обслуживание и ремонт. Именно это - основная преграда на пути импорта. Отечественные машины покупают не потому, что они такие хорошие, а потому, что дешевые. Не верите? Тогда попытайтесь представить себе обеспеченного россиянина, который по доброй воле продает свой... нет, не "Мерседес", он не так богат, а, скажем, "НиссанАлмера", и покупает ВАЗ-2106. Слабо верится. Теперь, уважаемый читатель, представьте себя обеспеченным человеком. Устроились, например, на хорошую работу (ограбили банк, открыли своеВАЗ-21093, она же "девятка", она же "девятина". Родилась в конце 1997 года. Не иначе, предновогодние настроения "родителей" сказались на наследственности "ребенка". Переболела всеми известными в ее роду болезнями. Смолоду отличалась склонностью к мелким пакостям, которые подкидывала в самое неподходящее время. Постоянно требовала ухода и пусть недорогого, но регулярного лечения. Многие заболевания стали хроническими. С возрастом характер окончательно испортился: выходки стали грубыми и бестактными. Склонность к брюзжанию панелей обивки стала патологической. Сохранила здоровое сердце и способность передвигаться, но уже близка к маразму. Выглядит старше своего возраста. Проживет еще долго, но требует серьезного лечения. В противном случае замучает непредсказуемым поведением. "Шкода-Фелиция", она же "шкодовка", она же "филимойша". Родилась весной 1998 года. Отпрыск знатного, но обедневшего рода. Отец - истинный ариец. Несмотря на субтильную внешность и тонкие ножки, в молодости отличалась завидным здоровьем. Характер ровный, покладистый. Со временем на здоровье подопечной начала сказываться среда обитания. Болела не часто, но серьезно. Требовала дорогостоящего лечения. Хроническими болезнями не страдает. Внешне выглядит на свой возраст. При хорошем уходе будет жить еще довольно долго до полного одряхления организма.| СООТНОШЕНИЕ ЗАТРАТ НА ЭКСШ ВАЗ21093 7200 2654 1847 459 348 36.9 1700 0.082 "ШкодаФелиция" 9800 3424 1875 497 1051 35.0 2300 0.109дело, получили наследство). Бытовые проблемы решили, садоводство на даче забросили, дети учатся в хорошей школе, жена отдыхает на теплом море, кошка ест "Вискас", а вы... ремонтируете в гараже престарелый "Жигуль"? Вот то-то. Вывод последний: выше головы не прыгнешь! Посчитайте денежки. Купить полдела, потом придется содержать. Заранее поинтересуйтесь ценами на ремонт и запчасти и не надейтесь, что со всеми проблемами справитесь сами или руками гаражного "дяди Васи". Наверняка придется иметь дело с фирменным сервисом или более квалифицированным (и дорогим) "дядей". Вас это не пугает - тогда вперед! Есть сомнения? Тогда перед вами все разнообразие отечественной техники, не слишком изысканной, но куда более дешевой. Главное - делать покупку по расчету, а не по любви.Цена автомобиля на момент покупки Затраты на эксплуатацию Из них: бензин плановые ТО запчасти, ремонт Соотношениезатратыцена % Ориентировочная цена продажи Стоимость 1 км пробегаРЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ "ЗА РУЛЕМ "ШкодаВАЗ-21093 Фелиция" Динамически* качества (Нагрузка частичная - 2 чел. + 25 кг) Разгон, с: 0-100 и*ч 16,9.-17,6 (15,0)' 0-1000м 37,938.3 максимальная 147,2/149.5 скорость, к нч (145) Эластичность, с: 60-100 км/ч (IV) 15,7/IW 80-120 км/ч(У) 2Ш7.7 Выбег, u : 120-0км'ч 2018/2041 Тормоза С 80 км/ч: тормозной путь, м 36.1/30.3 Со 100 км/ч: тормозной путь, м 57,5/49515,0/15,7(13.0) 36.6Я7.2 145,3/153,0 (156) 17,4/17,6 30,0/31,2 1706/194434,5/32,5 52,7/52,0' Новый автомобиль'автомобиль с пробегом 100 000 км (паспортные данные).ЗР9/200041