184
шшшшшшшшСезонные мотивыЧТО СУМЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ!Осень, а за нею зима... Суровое для нашего автолюбителя время, особенно для того, кто к зиме готовится впервые.Эдуард КОНОП Если ты твердо решил ездить зиму напролет, напомню: самая неблагоприятная для нашего брата пора - поздняя, темная осень, да еще с затяжными дождями. Самые короткие дни - в двадцатых числах декабря. Но в ноябре и январе они не намного длиннее. И все же ездить в январе легче: на заснеженных дорогах в свете фар видимость неплохая. В ноябре же - настоящий мрак! Перво-наперво машина не должна неожиданно встать в пути. Виновник, скорее всего, будет не двигатель, как многие думают. Вот отъездил ты лето - машина не подводила. Но... именно поэтому ты под нее и не заглядывал. А там давным-давно на рычаге трещина, она росла день ото дня, чтобы именно сейчас наказать тебя: колесо на боку, "жигуленок" словно на якоре, а до огоньков далекой деревни несколько верст... Начинать осенние маршруты с риском подобных поломок не советую. Найди эстакаду, яму, выкрой хотя бы час - и придирчиво проверь главные детали подвески. Особенно рычаги, шаровые опоры. Их поломка - конец поездке. Даже если у тебя, запасливого, обнаружится в багажнике моток мягкой стальной проволоки (о ее универсальности любят рассуждать "бывалые"), связать ею обломки рычага, а тем более опоры, легко только на словах. Такие приключения, вопреки традиционным российским лозунгам, не столько закаливают характер, сколько отбивают желание садиться за руль. Или едешь ночью по шоссе, все в полном порядке, но... внезапно гаснет освещение. Если ты давно замечал, что в цепи выключателя что-то неисправно, а разобраться с ним не спешил - пеняй на себя! Особенно "хорош" этот "подарок" под ночным дождем ис учетом того, что по дорогам сегодня ездят безумцы (иначе их не назовешь!) с зачерненными, в соответствии с идиотской модой, фарами! Умом этого не понять - нормальный человек стремится сделать свет перед собой ярче, а не наоборот. Если машина стала, может понадобиться лампа-переноска. Без нее ночью, как без глаз. Сегодня, когда этот предмет практически исчез из комплекта горе-инструмента, предлагаемого некоторыми автозаводами, его нужно купить. А вдобавок - и полностью автономный, с питанием от батареек, фонарь. Он не раз пригодится. Например, чтобы не провалиться в грязь, когда отправишься к той самой деревне. Ладно, со светом разобрались. Но что толку в хороших фарах, если, например, не работают "дворники"! Или щетки только размазывают грязь по старому, исцарапанному или треснувшему стеклу. Тут вовремя заметить "серого пешехода" на пути - большое везенье. Спроси того, кто сбивал человека. "Дворники" в непогоду (прежде всего ночью) не менее важны, чем надежные тормоза. Попытка "немного" проехать вслепую для многих заканчивалась трагедией! Что касается старого стекла, то замени его поскорее - не пожалеешь о покупке: ездить станет легче и приятнее, заодно и сэкономишь. Вряд ли через полгода стекло подешевеет. Особое внимание - щеткам. К сожалению, об отечественных редко хочется сказать что-нибудь хорошее. Лучше купить от любой серьезной западной фирмы. Я, например, немало пользовался щетками "Бош" и могу заметить, что их цена не показалась чересчур завышенной. Причем не в первой поездке (это естественно!), а год спустя... Заодно стоит потратиться и на флягу жидкости-"незамерзайки". И если на дворе уже холодно, то не жмись - залей в бачок омывателя и промой трубки с жиклерами, чтобы удалить воду. Лодыри обычно тянут до последнего, пока не ударит мороз - и тогда решают уже давно известную в их кругах проблему: как растопить лед, заполнивший пластиковые трубки, жиклеры и т. д. К тому же случается, что лед разрушает и бачок, и насос - ты же не забыл, что вода, замерзнув, увеличивает свой объем на десять процентов! Впрочем, раз уж мы вспомнили о воде, отдадим ей должное: гораздо успешнее она борется с лодырями, замерзая в радиаторе или рубашке охлаждения двигателя. Трещина в блоке цилиндров - смертный приговор для него. Хотя в каких-то случаях "народные умельцы" и в этой ситуации умудрялись заставить мотор работать, понастоящему проблема решается только заменой блока новым. Лучше не доводить до этого, вовремя залив в систему охлаждения положенный антифриз или "Тосол". И еще об одной жидкости, циркулирующей в артериях двигателя. Масло! Оно184ю/гооо ЭР