136
137
138
139
МЫ И АВТОМОБИЛЬТакая у них работаЗДЕСЬ ВАМНародная мудрость "умный в гору не пойдет" явно не относится к испытателям автомобилей.Елена ВАРШАВСКАЯ^«доЯЯРВ ПУТЫ Видавший виды КамАЗ, автовоз со скромной надписью "Испытания", загружен. Автомобили выстроены в колонну, бензин (для работы требуется неэтилированный "95-й", а на трассе его нет) - в запасе, рации настроены на одну волну. Впереди - почти четыре тысячи километров неизвестности, новых впечатлений, свободы от городских условностей и комфор-/ -•tV* jr. АИШ~щшвШг^^* • *°*_Такие - довезут!та, от рутинности службы. Впереди - Алтай, горные испытания. - Я вам завидую, ребята. Сам бы с вами поехал, - после официального инструктажа вдруг совсем неофициально добавил Акоев. начальник управления дорожных испытаний и доводки автомобилей АвтоВАЗа. Дорожные испытания - венец работы 13Б 10/2000 ЗРзаводских конструкторов. Автомобиль уже создан, по частям и весь целиком тщательно проверен, опробован на многочисленных стендах, на заводском полигоне. И вот - выход в свет, в люди. Можно сказать - начало биографии. Как-то будет складываться его судьба? Как поведет себя новорожденный не в лабораторных условиях, а в реальной жизни? Не всегда, кстати, ласковой и доброй. Вот это-то и надо проверить и, пока не поздно, исправить его поведение, так сказать, еще во младенчестве, адаптировать к самым жестким условиям существования. И воплощенное создание конструкторской мысли начинают терзать нещадно. Гоняют по пеклу и пескам на юге, морозят зимой на севере, подвергают кислородному голоданию в горах... И если начинаются какие-то капризы, испытатели проводят анализ и предлагают, как скорректировать конструкцию. Потому что к будущим хозяевам-автомобилистам должны попасть уже послушные, надежные собратья сегодняшней жертвы. Нынешним летом на горные испытания отправились восемь автомобилей. На втором "этаже" КамАЗа красовались новая "Нива" с двухлитровым двигателем ВАЗ-21233, "Калина" седан - ВАЗ-1118 и ВАЗ-2112 (и почему это "десятое" семейство до сих пор безымянно?). Внизу - с видуобыкновенные "десятки", таящие в себе нововведения: обе соответствуют экологическим требованиям Евро III. Три автомобиля - "командирский", возглавляющий колонну ВАЗ-2112, "четверка" с 1,8-литровым дизелем и "одиннадцатая" идут своим ходом - им "95-й" неэтилированный не обязателен. На них испытывают, соответственно, новые коробки передач и дизель. А кроме того, еще массу мелких комплектующих, требующих проверки в деле до того, как дадут разрешение ставить машину на главный конвейер. Для этих машин испытания уже начались. Последний городской светофор... Пост ГИБДД... Поворот на Сосновку (там • - полигон)... Все. Дом, Тольятти, завод, считай, позади. Первые километры мапи>«м рута наматываются на колеса. В путь! РОМАНТИКИ БОЛЬШОЙ ДОРОГИ Жара - за тридцать. На асфальте, небывало знойным самарским летом превратившемся в гребенку, вытряхивает душу.'' Не обгоняют колонну только разве велосипеды - скорость около восьмидесяти на ровном месте падает до тридцати-сорока на малейшем подъеме. А все из-заБольшого (так окрестили КамАЗ). Он - вете.-^ ран, ему уже добрый десяток jgbJ№°Be-r НЕ РАВНИНАденных, кстати, не на курорте, а в тяжком труде. Прицеп же - чуть ли не ровесник завода. Его регистрационным номером "один" можно, конечно, гордиться, но лучше - в музее, а не на дороге. Устаревшей конструкции, неповоротливый, то и дело ломающийся, автовоз - головная боль всей экспедиции. Колонна ползет к Уралу, начинаются горки, погода постепенно портится. Подъемы и спуски все круче, все длиннее (старые, невысокие горы - учили на уроках географии). На грузовиках горят тормоза - стоят у обочины и дымятся, распространяя жуткий запах. Наш Большой держится до последнего, но иу него на каком-то бесконечном склоне начинает валить дым от колес. Свисток, взмах полосатого жезла приехали. На посту при въезде в Юрюзань, где на видном месте красуется плакат "Доверие - безопасность", молоденький инспектор проявил бдительность. Документы - в порядке, а что делают машины наверху? Ах, испытания... Он уходит куда-то и возвращается с длинной палкой. Прикладывает ее к Большому и радостно объявляет: "А у вас высота больше, чем положено!" Мимо проезжают и более высокие фуры, на палке нет никаких делений, но кто возьмется спорить с инспектором в другой области после одиннадцати часов, проведенных за рулем, в наступающих сумерках, когда давно ужеБерегитесь, рыбы! "Нива" едет0 ^ /Л Чв^^*^в. ЛШгжМашлат 'JW-т *~1У нынешних "спецов" инструмент - компьютер. А водителя им не заменишь...пора искать место для ночлега... Он оказался милостивым, этот инспектор. Когда Вадим Иванович Сафонов (начальник экспедиции) подарил всему посту вазовские значки и календари и пообещал переставить на автовозе высокую "Ниву" пониже, нас отпустили с миром. На какой-то грязной площадке у дороги под холодным, унылым дождем, в темноте был немудреный ужин. Ночлег - в машинах. Удобств, естественно, никаких, включая воду. Ну и романтика... ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ ДЕ-ФИЛЕ - Через город лучше с кем-нибудь другим ехать, - сказал один из Больших (не только потому, что водители КамАЗа, но и за богатырское телосложение), Саша. - Серега ругаться будет. Матом. Наши города - это что-то. Похоже, в каждом считают, что чужим здесь делать нечего, и изобретательно запутывают заезжих. Особенно отличились Челябинск и Омск. Узкие, петляющие улочки, никаких указателей, внезапно возникающие знаки, запрещающие проезд грузовому транспорту... В Челябинске вспомнили крепким словом того юрюзанского инспектора. Раздолбанная дорога, по которой пускают транзит, шла под древним железнодорожным мостом. Перед въездом в проем знак - высота не больше 3,5 метра. А у Большого - четыре с лишком намерено! Снесем же машины на автовозе к такой-то матери! Все-таки, посовещавшись, решили осторожненько попробовать (ведь развернуться на такой дороге - не намного проще!). И КамАЗ легко прошел! Видно, коротковат был, на наше счастье, метр у стража законности! Все же на ближайшей стоянке высокую "Ниву" переставили пониже - мало ли что... ...Где-то через двое суток пропал счет |ням. Какое сегодня число? Какой день 1ели? Это было вчера или два дня на? Осталась только ориентация в пространстве: "когда стояли у закрытого моста в Курганской области", "когда ели сонку в Челябинской", "в Тюменской, где ранча летала"... i Любопытствующие (а их по дороге счесть!) разглядывали новые машины. юкторы ДПС вовсю пользовались слуным положением: один взмах жезла - и вовлетворяй любознательность. Кое-кто из служивых не ленился вскарабкаться на автовоз, чтобы посмотреть интересные маЗР 10/2000137 МЫ И АВТОМОБИЛЬТакая у них работа шины вблизи. Мальчишки лезли С бестолковыми расспросами, люди постарше, напустив солидность, задавали умные вопросы о ходовых качествах и двигателе. "Мерседесам" и "тойотам" не снилось такое внимание российских граждан! Еще бы - это же НАШ завод, НАШИ автомобили. А что многие ворчали, вспоминая качество нынешних ВАЗов, так это по-свойски, как про непутевых, но все-таки родных отпрысков. И вместе с тем, какая готовность гордиться По дороге на ния вазовские новинк демонстрировали 1 телям одиннадцати нов! Конечно,только зучим, которые попались на дороге. Но и это просто небывалое по протяженности де-филе|___ НА ВЫСОТЕ Горы всегда вырастают захватывая дух Горный Алтай. БелвСМ9 бурлящие воды Катуни, ослепительная зелень трав, поющие хрустальные ручьи и медовый вкус воздуха. Поселок Черга, где решили обосноваться испытатели. Прибыли! Машины выгружены, вымыты, подготовлены. Из-под капота в салон каждой тянутся пучки проводов, установлены термопары. Прилетели из Тольятти специалисты из управления доводки двигателей. Они будут заниматься калибровкой новых впрысковых моторов: в горах, где разреженный воздух, условия сгорания не такие, как на равнине, поэтому требуется корректировать программу, которая управляет работой двигателя. Проще говоря, приспособить его "мозги" к новым условиям. Есть в команде специалистов и эргономист, его объект - "Калина"... Собственно, испытатели-"дорожники", которые несколько дней переносили все тяготы (а может, наслаждались всеми прелестями?) дороги - тоже специалисты не из последних. Среди них есть водители-испытатели с высшим образованием и студенты, есть инженеры-конструкторы. Но прутковское "подобен флюсу" - не про них. Отсюда - некоторая конфронтация (чаще напускная) между ними и узкими "спецами". Те считают "дорожников" дилетантами, а в ответ получают шпильку, чтоде для них автомобиль - это всего лишь железяка для крепления "их" агрегата. На самом же деле все знают, что автомобилем в целом владеют только "дорожники" и только они дают ему путевку в жизнь. Они же готовят экспедицию, базу и маршруты испытаний. Но - к делу. 138 10/2000 ЗР Каково городской машинке по бревнышкам-то скакать?то^Двенадцатипроцентный подъем длиной девять километров. - Пятая, полный дроссель и 3000 оборотов чтоб было, - дает команду инженер Валерий Егоров. Интересно, как это можно выполнить? Но водитель-испытатель Серега Брусенцев разгоняет "Ниву" на узкой извилистой дороге (Господи! Хоть бы никто навстречу...). Валера смотрит на таблицу в компьютере, подсоединенном к двигателю, нажимает клавиши... - Смогу только до моста, идет грузовик, - предупреждает Сергей. Все сначала. И так раз, другой, третий... Хорошо хоть ГИБДД предупреждена об испытаниях и относится с пониманием. Наконец, удалось: взбираемся на перевал... на четвертой передаче! Вот это да!.. - Восьмиклапанный двухлитровый двигатель с распределенным впрыском! со значением говорит Егоров. Мотор прошел уже 30 тысяч километров, побывал на южных испытаниях. Возникали, конечно, и проблемы - о них написали, будут устранять. Но вообще автомобиль классный ("С повышенными потребительскими свойствами", - скромно говорит Валерий): выносливый, мощный, едет по 60-процентному продольному уклону и 36процентному поперечному, через речку вброд, по камням. Вездеход! При этом внутри - никакого сходства со старой "Нивой" (разве что пока шумно так же). Простор, комфорт... Вазовские машины снуют туда-сюда по дороге на перевал. Каждый день - новая задача. За рулем испытатель, рядом "спец" с ноут-буком на коленях - и вперед!Вокруг - кедры, маралы в заказнике ходят, цветы благоухают, горы подпирают небо, а они: "5 процентов дросселя. Теперь приращение - 1 0 процентов". Ювелирная работа! Или обсуждают какойнибудь "неправильный" звук (который невооруженным ухом и не слышно), нюанс в поведении машины. Технари. - ...Мне кажется, он в "Токкате" темп убыстряет, а в "Фуге" паузы затягивает. Вообще-то исполнение Гродберга мне больше нравится, - сказал технарь Саша Терянов, слушая запись произведений Баха. Испытатель, он должен быть во всем на высоте... ПРОВЕРКА НА ПРОЧНОСТЬ "Ехали мы в Сусуман. Зима. 20 часов за рулем без смены. Темно, снег. Стараюсь не заснуть. И вижу: белый пароход впереди от меня уплывает. Трясу головой - вроде бы не сплю! Откуда в тундре пароходы? - рассказывает Сафонов. - Галлюцинация! Неприятно так стало. Потом присмотрелся спокойно - это же грузовик! Параболические отсветы от фар, как корма, огоньки сверху - мачты..." О таких или похожих случаях может рассказать каждый из испытателей. Сплошной "экстрим" (модное нынче словечко!). И любовь к риску здесь ни при чем. Чтобы машина не сломалась у нас с вами, чтобы все возможные ее конструктивные недостатки "вылезли" прежде, чем она попадет на конвейер, а потом к потребителю, нужно на ней ездить и ездить, выжать из нее максимум того, на что она способна. А лучше - больше. У автомобиля должен быть запас прочности. ..."Десятка" идет со скоростью 140. Обгоняет "Крайслер" и БМВ - они едут парой, неспешно. Те почему-то обижаются и начинается гонка по дороге общего пользования (спасибо, Вадим Иванович, что договорились с ГИБДД). Ну не объяснишь же им, что у ВАЗа такой режим испытаний! 160, 170... Трасса не "серпантин", но и совсем не прямая. "Десятка" аккуратно вписывается во все повороты, уверенно держит дорогу. Двигатель работает ровно, без надрыва - не скажешь, что машина идет на пределе. Иномарки отстают. Интересно, что там думают? Наверное, что это какая-то особенная "десятка". Особенная, конечно. Потому, что в руках профессионала. Он следит, чтобы автомобиль был в порядке, чтобы все в нем было отрегулировано, как надо, он мастерски им управляет. Это означает не только в совершенстве владеть водительскими навыками, но и чувствовать машину. - Я вообще-то люблю спокойно ездить, - сообщил водитель-испытатель Игорь Ясинский, когда БМВ и "Крайслер" остались далеко позади. - Бессмысленный риск - страшная глупость. То, что делают они, далеко от риска. Близко - к пределам возможного. На "девятках" - по бездорожью, где с трудом ходят на УАЗах? Пожалуйста! По склону, с которого и пешком-то страшно, на "Ниве"? Легко! А если что... Ну, во-первых, никакого "если" у профессионалов быть не может. А во-вторых, когда не выдерживают машины, остаются люди, которые эти машины починят, приведут в лучший вид. А потом запишут в протокол испытаний, что именно сломалось и почему. "Слабое место" будет предметом обсуждения. И ради этого - ехать хоть на край света, напрочь забыть о комфорте, преодолевать трудности, работать в команде. Что ж, испытания - они не только для автомобилей проверка на прочность. И ВСЕ-ТАКИ ОНИ МОЛОДЦЫ А потом будет Монголия. Самое высокое место. 2500 километров над уровнем моря. Так что не ради экскурсии, а пользы дела для. Желтая, горькая Чуйская степь, журавли, толстые, как раскормленные коты, глупые тарбаганы, убегающие от машин вдоль (!) дороги. Столбики - любопытные суслики, подпускающие автомобиль поближе ис паническим свистом перебегающие шоссе. Новые УАЗы на жесткой сцепке (русские джипы любимы в Монголии) и какие-то потрепанные грузовики со скарбом в кузове - монголы возвращаются из Казахстана. Дизельная "четверка" будет гонять туда-сюда по склону. На улице холодно (высота!), а машину надо разогреть как следует - отработать пуск на перегретом двигателе. Это называется термоудар: долго двигаться на высокой скорости, а потом заехать в замкнутое пространство и заглушить мотор, чтобы произошло саморазогревание. Так вот, после этого машина должна завестись и двигаться без проблем. Гаража или тента в голой степи нет. Зато на дороге стоит асфальтовый каток, и максимально загруженная "четверка", пролетев подъем (ох, как тарбаганы разбегались!), утыкается "мордой" в его барабан. Голь на выдумки хитра... Остальные тем временем занимаются более "мирными" делами - возятся с компьютерами в стоящих машинах. А потом будут 500 километров в обратную сторону (тысяча за день - ерунда!). По жаре, по дождю, по горной дороге в темноте. И, вернувшись во втором часу ночи, никто не падает от усталости. Еще разожгут костер, еще душа всей экспедиции Игорь Ясинский будет петь под гитару "Полем, полем, полем...", а остальные ребята ему подпевать... Обычные, нормальные мужики. Вредный Сафонов, за своих стоящий горой; немногословный, с замечательной улыбкой, Володя Колесов - папа двухлетней малышки, слушающий в дороге кассету с детскими песенками. Импульсивный Миша Трипутень, борец за справедливость Саша Терянов, любитель природы Саныч - Удалов, самолюбивый Александров, скандалист Алешин, обаятельный циник Пешков, [классный гитарист Емцев... Они такие фазные, но все - очень настоящие. Д ик что такое испытания? ИзнуриЦВная работа, когда без конца ломаЕ а потом сами же чинят машины, кока дорога - даже во сне и никакого быЙ Или романтика дальних странствий, тИгное слияние с автомобилем, радость движения? Испытатели - те, кто не задает себе атих вопросов, а садится и едет. Хоть за тысячу километров, хоть за десять. На юг, на север, в горы. А еще они твердо уверены (это - чистая правда!), что вазовские машины молодцы...По дороге в Монголию.•ЗР 1O/20OO 139