51
52
Teaефу наших дорог, высокая крыша над задними сиденьями, ровный пол багажника, отдельно открывающееся стекло задней багажной двери - все это малышу во благо. Вряд ли только к месту богатые панель приборов и обивки дверей. Конечно, у нас, как нигде, ценят универсальность: машина у подавпяющего большинства российских семей одна, а значит, на ней и на работу, и на дачу с весомой поклажей, и за покупками, и в отпуск всей семьей. Минимальный российский автомобиль для этой жизни - "Жигули". Но если на новую "пятерку" еще не хватает, а старую брать боязно, если расходы на бензин накладны для семейного бюджета, а ездить приходится в основном по городу - "Мишка" (пардон, "Ока") вполне приемлемый вариант. Пусть двигатель не слишком силен, приборы выглядят немодно, сиденья и обивка из дешевого материала, в салоне неприкрытое железо. Главное - все это не должно протекать, громыхать, отваливаться. Анатолий КАРПЕНКОВ. Антон ЧУЙКИН За полторы-две тысячи долларов потребитепь вправе требоОбычно весной, частеньЕДУ, СКОЛЬЗЯ вать пусть и простой, но добротко летом, иногда осенью и Представьте - широкий ный автомобиль. круглый год перед праздникапроспект, размеченный белыми Может, это кого-то и разоми городские улицы украшают полосами, обильно поливает чарует, но доведенная до ума свежей разметкой. В последосенний дождь. Соблюдая все "Ока" - первый и, увы, пока нее время все больше примеправила движения, мы катим по единственный у нас реальный няют пластик - ровные гладасфальту под мерное постукипретендент на звание российкие линии всегда хорошо заского "народного" в классе мини. метны, да и служат в два Вряд ли первоклассники в раза дольше привычной красРоссии когда-нибудь станут ки. Вот только... массовыми в полном смысле слова. На Западе от них откаЧтобы рассчитать коэффициент зываются, потому что разбогасцепления, мы заставили "четверку" на штатных шинах Бл-85 буксотели, мы же относимся к малютвать на разных видах покрытия. кам скептически, поскольку они Даже немного протерли шкуру "зебры"... не удовлетворяют нашим требованиям по универсальности. Место "Таврии" пока пустует. А ведь этот автомобиль не устраивал нас качеством изготовления, а не конструкцией. В класс В нацелена вазовская "Калина", да и новый "Мишка" подрос до почти предельных для первоклашек размеров. Не перемудрить бы только с "богатой" дребезжащей отделкой да как следует отработать технологию.Нанесенные ради нашей безопасности белые линии могут стать опасными! И надо для этого немного - всего-навсего чтобы прошел дождь.вание "дворников". Скоро перестраиваться - включаем "поворотник" и добавляем газку, чтобы без помех влиться в соседний ряд. Пересекаем прерывистую разметку... и вдруг несильный. но ощутимый рывок от ведущих колес - как будто на мгновение автомобиль вышел из-под контроля. Но мы уже перестроились, машина идет ровно... забудем. Впереди светофор, а в нескопьких метрах до стоп-линий пешеходная "зебра". Красный! Начинаем плавно, но энергично тормозить, переход все ближе, и вот уже передние колеса наезжают на белый пластик. Ого! Такое ощущение, что "зебра" ожила и пытается сбросить с себя ездока: заблокированные колеса уносят автомобиль вперед и вбок, с разметки на асфальт... Где мы уже спокойно завершаем торможение. Забудем? На этот раз нет. Лучше попробуем объективно оценить, насколько ухудшается сцепление с дорогой, когда колеса попадают на пластиковое покрытие. Заручившись поддержкой ГИБДД Юго-Западного округа столицы и вооружившись аппаратурой, мы оккупировали пешеходный переход на одной из окраинных пустынных улиц. ИспыЗР 10/2000 51• ИСПЫТАНИЯТест тания буквально ошарашили (табл. 1). На сухой дороге коэффициенты сцепления колеса с асфальтом и пластиком "зебры" различаются очень незначительно - за рулем это практически не ощущается. Но стоит увлажнить покрытие, как разница возрастает до весьма заметных 27,4%! Такое уже не спишешь на погрешность, особенности методик и т.д. Впрочем. сами по себе коэффициенты мало что говорят водителю. Продолжим испытания серией торможений. Перед каждым разгоняем автомобипь до 60 км/ч. Измерять будем усилие на педали тормоза, при котором колеса блокируются (табл. 2). Полуторадвукратная разница между сухим и увлажненным асфальтобетоном вполне понятна, объяснима ив общем-то безопасна. Каждый водитель, зная, что мокрая дорога более скользкая, в дождь снижает скорость, аккуратнее пользуется тормозами. К тому же участки "сухо-мокро" чередуются нечасто, то есть привыкать надо все же к какому-то одному виду покрытия. По-настоящему опасно не плохое сцепление колеса с дорогой, а его резкое, неожиданное изменение. При наезде на ппастиковую разметку усипие на педали, при котором колеса "берут на юз", падает в два-три раза! Водитель не готов к такому повороту событий - он привык к мокрому асфальту, оценил, как безопасно здесь тормозить, и вдруг... Несильно, как обычно, нажал на тормоз - и машину понесло. Если вспомнить. что линии разметки особенно густы у светофоров, имеющих обыкновение переключаться на красный, как раз когда к ним подлетаешь... страшно! ЗАКОН СУРОВ... И НЕСПРАВЕДЛИВ И самое плохое, что потеря управления, возможные заносы и сносы при интенсивном (но еще не экстренном!) замедлении Торможением на сухой и мокрой дороге определяли усилие на педали. Даи энергичном разгоне... запроже по клевку автомобиля видно, насколько интенсивнее замедление посуграммированы ГОСТом! Оказыху. Обратите внимание - на влажной разметке колеса блокируются! вается. скользкая разметка - не вина конкретных дорожных рабочих, не брак материала, а норма, возведенная в этот ранг государственным стандартом (см. "Нашу справку"). Остается только подивиться "компетентности" составителей документа. Кстати. независимые представители дорожной науки, химики (даже не автомобилисты!) считают, что коэффициенты сцепления колеса с асфальтом и разметкой не должны отличаться вовсе. Более того, известно, как именно этого достичь. Увы, их мнение авторам опасного ГОСТа неинтересно...РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ ЗА РУЛЕМ (автомобиль ВАЗ -2104, шинкJ Бл-85) Таблица 1 ЗНАЧЕНИЯ К0ЭФФИ 4ИЕНТ08С ЦЕПЛЕНИЯ КоэффиРазница значеПокрытие циент ний коэффисцепления циентов.*! CMI асзадлзбето* ОГЫООУ 4.2 Сухая оазмела Ш185ЯМ 182 МОП Voow асоагогобгс» 274 к ' о дагисмиаяваета С.45 -72.6S: Таблица 2 УСИЛИЕ НА ПЕДАЛИ' Усилие, приводящее к блокировке колес при тормоПокрытие жении с 60 mint С<теизссгь"Обет> 16-18 10-12 V : < * ; аюггаг:6У:ч ^дагастиоваяразие-чаТе же упражнения повторили и на автомобиле с импортными шинами. Разница между коэффициентами сцепления на разных покрытиях оказалась примерно такой же.«СНаша справка ВОЙСТВА РАЗМЕТКИ РЕГЛАМЕНТИРУЕТ ГОСТ Р 51256-99 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная . Типы и основные параметры. Общие технические требования", разработанный ГП "РОСДОРНИИ" совместно с НИЦ ГИБДД МВД России. Пункт 4.5: "Коэффициент сцепления горизонтальной разметки в любой период эксплуатации не должен отличаться более чем на 25% от значения коэффициента сцепления покрытия, на котором эта разметка нанесена." Получается, что скользили мы почти "по закону"! Вряд ли 2.4% сверх величины. указанной в ГОСТе, оказали существенное влияние на сцепные свойства шин на разметке... Ю/20О0 зрС надеждой, что в очередную редакцию стандарта внесут необходимые изменения, мы все-таки напоминаем простые правила обращения с нынешней - скользкой - пластиковой разметкой: - на мокрых шоссе, улице, проспекте с пластиковой разметкой вам придется иметь дело с двумя типами покрытий, резко отличающихся сцепными свойствами; - по возможности осуществпяйте поворот, торможение и разгон, не наезжая на разметку; - попав на белую линию хотя бы одним колесом, ограничьте усилие на педали тормоза, постарайтесь ппавно сместиться на асфапьт; - если вы теряете контроль над машиной, оказавшись на "густой" разметке (типа "зебры"), откажитесь от резких действий рулем и педапями - к счастью, пластик укрывает небольшой кусочек дороги, а, выскочив на асфальт, справиться с автомобипем вам будет легче.52