РЫНОКЭкспертизаСАЛЫНЫ|1|уТоЧКИСогласно одному из законов Паркинсона, все герметичные соединения протекают. Вполне возможно, что уважаемый маэстро имел в виду сальники.Михаил КОПОДОЧКИН Наша очередная экспертиза как раз посвящена изделиям 2108-1005160, которые в каталоге по "самарам" называются "уплотнениями", а в обиходе так и остались сальниками. Работенка у них не из легких: с одной стороны - горячее масло, с другой - всевозможная грязь, а посередке беснуется коленвал. Поэтому такое изделие должно иметь "правильную" геометрию, обладать отменной маслостойкостью - в общем, не требовать замены до капремонта двигателя. Эскиз сальника приведен на рисунке. Материал для его изготовления может быть самым разнообразным. Обычная (нитрильная) резина выдерживает температуру 100-180°С и набухает в масле на 4-5% (по массе). Ее долговечность - не ахти, зато прочность очень высокая. Силикон работает при температурах до 200°С, обладает высокой долговечностью, но, увы, слишком нежен. Его набухание - на уровне 6-8%. У фтористых каучуков отличная прочность, они выдерживают до 180°С и славятся отменной маслостойкостью, но вот стоят весьма дорого. Акрилаты выдерживают до 160°С, набухают на 5-6%, а по прочности уступают фторкаучуку и нитрильной резине. В ходе испытаний пяти изделий, приобретенных в розничной торговле, эксперты оценивали их внешний вид, проверяли стойкость к воздействию моторного масла, подвергали стендовым испытаниям, а также многократно измеряли размеры - сначала "до того", затем - "после того". Бег на месте, то есть на стенде, соответствовал нормальному образу жизни сальников: частота вращения вала - 4500 об/мин, температура масла - 120±5°С. Такая "физзарядка" в течение 300 часов эквивалентна 200250 тыс. км пробега по российским дорогам. 96 11/2000 ЗР Результаты испытаний зафиксированы протоколом с четырьмя пухлыми таблицами. Приведем наш комментарий для каждого подопытного в отдельности. Фото 1. Ржавое изделие мы увидели на прилавке одного из центральных московских магазинов. Убожество было куплено исключительно из-за смешной цены - всего лишь 4 руб.! Производитель, естественно, неизвестен - продавцы в подобных случаях заученно ссылаются на Бала-Уплотнение 2108-1005160, оно же - сальник заднего конца коленчатого вала "Самары": D - наружный диаметр, d - диаметр рабочей кромки.ково. Особые приметы (кроме ржавчины) - манжета черного цвета с наружным металлическим каркасом. Внешний осмотр добавил к уже упомянутой ржавчине следы заплывов резины. Рельеф наружной поверхности - гладкий. На рабочей кромке имеются наклонные риски. Из 300 запланированных часов испытаний сальник продержался всего лишь 89. при этом натяг по валу, составлявший вначале 1,22 мм, превратился в зазор величиной 0,42 мм. Естественно, возникла утечка масла. Наружный диаметр изделия также "съежился" - возник зазор 0,01 мм. А еще затвердела резина, появились трещины, стал заметен износ. От купания вмасле уродца брезгливо освободили - и так все ясно. Оценка - "неуд". Фото 2. Коричневый, полностью обрезиненный сальник продавался в комплекте со своим маленьким коллегой от переднего конца коленвала за 40 руб. Изделие покупалось как балаковское, но... опять неудача! Несмотря на надпись на ценнике и пачку каких-то накладных, продемонстрированных продавцом, фирменной ладьи на сальнике обнаружить не удалось. Внешний осмотр дефектов не выявил, если не считать того, что у наружной поверхности нечеткий круговой рельеф. Наклонные риски присутствуют как на рабочей кромке, так и на пыльнике -