58
59
60
ТЕХНИКАСпецназНЕЗНАКОМЦЫ НА КОЛЕСАХКажется, все небольшие автофирмы уже ушли "под крышу" концернов-гигантов - только так можно выжить на перенасыщенном автомобильном рынке. Тем более интересен путь, выбранный несколькими семейными предприятиями.Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ "Паус", "Аеби", "Бухер"... Скорее всего, эти имена читателям ничего не говорят. А между тем речь идет о монополистах на мировом рынке. Правда, лишь в узкой нише автомобилей сугубо специального назначения. Техника эта сложнейшая, хлопот много, а выпуск невелик. "Самое то" для семейного бизнеса. наиболее актуальное требование: ему подчинено также все электрооборудование,так что переключатели и кнопки весьма отдаленно напоминают привычные автомобильные. А вот разгоняться "доВот они,"Минки" - и это далеко не вся гамма моделей. Панель приборов больше напоминает пульт станка.независимая подвеска передних колес на поперечной рессоре. Больших неровностей "покрытия" в шахтах обычно нет и потому полный привод в автомобилях "Минка" предусмотрен лишь как опция. Автобус-летучку выпускают также в санитарной комплектации; есть и пожарная машина с цистерной на 1800 л. Под землей все это бывает необходимо."ТАЧКИ" ПОДЗЕМЕЛЬЯ Что прежде всего приходит в голову, когда представляешь себе шахтеров, едущих к забою по длинным, часто многокилометровым штрекам? Правильно, рельсы и открытые вагонетки. Что-то вроде мини-метро. Оказывается, это не везде так. Германо-швейцарское предприятие "Паус" снабжает шахтеров... автобусами и джипами специально для работы в подземных выработках. Название этих удивительных автомобилей "Минка" (от английского mine - рудник и саг - автомобиль). Бесхитростный прочный кузов, вмещающий 5, 18 или 26 человек, малые высота (1,8-2,0 м) и радиус поворота (4,55-6,3 м), мощная светотехника - отличительные черты этого транспорта сотни" в штреках негде - 40 км/ч вполне подземелья. И еще - взрывобезопасное достаточно. Как и небольшого дизеля исполнение, исключающее всякие искры, мощностью 31-68 л. с, несмотря на внутем более выбросы пламени, хотя испольшительную массу - от 3,3 т (!) у пятиместзуется двигатель внутреннего сгорания ного джипа до 6,1 ту 26-местного автобу("Дойц-ЭтгУУ"). В шахтах это, пожалуй, са. Из технических деталей любопытна 58 11/гооо зр"УНИМОГИ" ДЛЯ ФЕРМЕРОВ В крохотном швейцарском городке Бургдорфе в 1883 году приютились механические мастерские, изготовлявшие турбины, гужевые повозки, пожарные брандспойты. В благополучной и далекой от войн стране дела быстро пошли в гору, одни изделия сменяли другие, и в 1964 году из фабричных ворот выкатился первый транспортер - так на "Аеби" называют свои автомобили. С тех пор небольшое предприятие ухитрилось открыть филиалы в Австрии, США, получить сертификат ISO 9001 - при том, что на головном заводе трудится всего 340 человек. Девятьсот машин ежегодно - совсем немного, но их знают фермеры, садоводы, игроки в гольф практически по всему миру. Прежде всего благодаря тому, что эти транспортеры вобрали в себя совершенно оригинальные конструкторские и технологические реше-ния, которых не найти и на знаменитом "Унимоге". Например, вместо рамы здесь передний и задний мосты соединяет труба с карданным валом внутри и поворачивающимся вокруг продольной оси соединением. Так что задний мост может повернуться относительно переднего чуть не на 90°. А чтобы погасить крутильные колебания, в этом сочленении стоит гидроамортизатор с прогрессивной характеристикой. Комфорт в кабине не зависит от нагрузки автомобиля: пневмоподвеска установлена между рамой и кабиной. Хитрая система управления поддерживает ее умеренный наклон даже на косогоре. Необычны дисковые тормоза: они работают в... масляной ванне, что не мешает надежно остановить транспортер на любом уклоне и практически не допускает их износа. Высочайшую проходимость обеспечивают полный, разумеется, привод, электрогидравлические блокировки всех трех дифференциалов и реверсивная коробка передач с восемью основными ступенями вперед и назад, которые еще и делятся. Получается по 16 в каждом направлении. Правда, скорости невелики: "максималка" здесь около 40 км/ч, зато минимум 2,4 км/ч. Представляете, какая тяга, несмотря на скромную мощность дизеля "Кубота" (50-82 л. с , в зависимости от модели транспортера). Для разворота "Аеби" достаточно пяти метров, ведь рулевое управление позволяет повернуть (ведущие!) колеса аж на 52°.Угол поворота передних колес "Аеби" говорит сам за себя. Можно подумать, что на рычаге коробки - кнопки управления... вооружением. Это так и есть, только оружие сугубо мирное. Вместо рамы - труба, а на ней шарнир с амортизатором. поворотныйСамо собой, фирма предлагает широкий комплект навесного оборудования с приводом либо от шлицевого вала с отдельным сцеплением, либо от гидросистемы. Зимой на снегоуборочных работах кабина снабжается дверьми с большой площадью остекления. Мощная "печка" поддерживает нужный микроклимат в салоне, предохраняя стекла от запотевания. Летом двери не нужны, что позволяет обойтись без кондиционера и почувствовать единение с природой. зр 11/2000 59 ТЕХНИКАСпецназ"ХАММЕРЫ" САМОЙ МИРНОЙ АРМИИ Швейцарская армия... Не нам судить о том, зачем она этой сугубо нейтральной стране. Но поскольку армия есть, она должна быть вооружена и передвигаться на автомобилях. Причем на... отечественных. Фирма "Бухер" как раз и существует благодаря госзаказу и сама дает работу той же "Аеби", получая от нее ведущие мосты. Гамма шасси автомобилей "Дуро" - таково их небла-"Хамиеры", самоходные ракетные установки, санитарные, пожарные и просто самосвалы - чего только не найдешь среди моделей фирмы "Бухер".-- агозвучное для русского уха название простирается от джипов тактического назначения (очень похожих на знаменитый "Хаммер") до трехосных штабных машин с колесной формулой 6x6. На всех этих шасси могут быть установлены кузова типа "кунг" с различным оборудованием (передвижной командный пункт, лазарет, просто грузовой фургон) или... ракетные установки. Впрочем, военная техника не исчерпывает гамму автомобилей "Дуро". Пожарные, скорая помощь, службы спасения, экспедиции в нехоженые края - вот круг клиентов фирмы "Бухер". Здесь тоже найдем своеобразные технические решения. Начнем с шасси. В отличие от сельскохозяйственных "Аеби", тут применена жесткая лонжеронная рама, к которой прикреплено сложное подпружиненное сооружение из труб, позволяющее колесам отслеживать все неровности рельефа. Фирма называет подвеску "Де Дион", но. сдается, это что-то более сложное. На такую мысль наводят длинные трубчатые продольные рычаги, шарнирно прикрепленные к раме почти в ее середине. Двигатель - конечно, турбодизель мощностью 160 л. с. с крутящим моментомРычаги подвески как бы образуют отдельную от основной раму и позволяют легко преодолевать препятствия.395 Нм . Он передается к мостам через четырехступенчатый "автомат" с гидротрансформатором и двухступенчатую раздаточную коробку. Чтобы не мучить водителя включением трех блокировок, все дифференциалы - самоблокирующиеся, типа "Торсен". Это, однако, еще не все шестеренки. Последнее слово в передаче момента за колесными редукторами: они понижают обороты в четыре раза и на столько же разгружают остальную трансмиссию. Тормоза здесь тоже оригинальные: вроде бы дисковые, но расположены в колесных редукторах и вентилируются... изнутри. Ну, а "секретные" тактико-технические данные таковы: максимальная скорость по шоссе - 110 км/ч, по бездорожью - 50 км/ч; преодолеваемый подъем 80%; глубина брода - 0,8 м; клиренс 360 мм; радиус разворота - около 13 м; полезная нагрузка - 3-3,5 т плюс прицеп массой до 5 т. В поисках фирм, сохранивших независимость, мы "прочесали" Западную Европу, но и на других континентах есть подобные. На них не точат зубы "даймлеры", "фольксвагены", "джи-эм-си" - слишком мелка рыбешка. Пусть живут и удивляют нас своими автомобилями.6011/2000 ЗР