ЭКОНОМИКАУ соседейБАТАРЕИ ВМЕСТО РАКЕТНе артиллерийские - аккумуляторные.Леонид САПОЖНИКОВ Слово "Иста", звучащее на итальянский манер, возникло в Днепропетровске и расшифровывается так: "Источники тока аккумуляторные". Батареи этой марки широко использует на сборочном конвейере АвтоВАЗ. В начале 90-х такое невозможно было представить - Украина вообще не выпускала кислотных аккумуляторов. Их дефицит был куда острее, чем в России, и даже "самопалы" гаражных умельцев шли втридорога. Идея создать нормальное производство витала в воздухе. Воплотила ее, как ни странно, группа ученых, имевших прямое отношение к сверхсекретному КБ "Южное". Хотя что тут странного? Щедрое оборонное финансирование прекратилось, и надо было как-то выжить, используя свои знания в мирных целях... Начали со сборки батарей из российских электродов. Поставщиками и наставниками стали курские и петербургские аккумуляторщики. Можно было создать с ними СП, но его продукция не имела бы шансов на российском рынке: "родные" аккумуляторы, свободные от таможенных накруток, стоили бы россиянам дешевле. Значит, рассудили в Днепропетровске, остается один путь: предложить потребителям батареи европейского качества по украинской цене. Так возникло ЗАО "Иста-центр", одним из акционеров которого стала известная германская компания "Варта". Ровно пять лет назад на окраине Днепропетровска заработал завод проектной мощностью 1 300 тысяч аккумуляторов в год. Оборудование было немецкое начала 90-х, но с тех пор успели прикупить иу итальянской фирмы "Совема", и у американцев... По дороге на "Иста-центр" я грустил о забытых резиновых сапогах, но оказалось, по заводу можно ходить в светлых туфлях и белой рубашке. Это могут подтвердить экологически озабоченные жители соседнего поселка, для которых завод устроил "день открытых дверей". Пишу все, как есть, но не слишком ли благостная складывается картина? В годы крайнего упадка украинской экономики был построен и успешно стартовал высокотехнологичный завод... В чем секрет? Не в поддержке ли президента Украины, вместе с которым зачинатели проекта ковали в свое время "щит Родины"? Меня заверили, что никаких материальных благ "Иста" от государства не получила - необходимые кредиты предоставили коммерческие банки. Но для банка, понятно, важна репутация клиента, включающая его связи и биографию... "Иста-центр" начал со стандартных "вартовских" батарей, адаптировав их к отечественным автомобилям и дорогам. - Это было первое поколение наших аккумуляторов. - рассказывает главный технолог корпорации "Иста" Юрий Скосарь. - Затем АвтоВАЗ попросил нас улучшить эксплуатационные характеристики: снизить скорость газовыделения и саморазряда. Мы достигли этого, уменьшив содержание сурьмы в токоотводах (проще говоря - в решетках пластин). А очень ценное для литья решеток свойство сурьмы - повышение текучести сплава - сохранили, добавив в сплав селен. Именно такие батареи мы сейчас выпускаем. Но уже в конце этого года пустим в серию их модернизированный вариант. Материал решеток останется тем же - низкосурьмянистый селенистый сплав свинца. А вот конструкция электрода будет новая, наша, ни у кого не заимствованная. В двух словах. за счет другой геометрии увеличивается активная поверхность электродов и уменьшается их толщина. Для примера возьмем "55-й" аккумулятор со стартерным током 255 А. В том же корпусе модернизированные электроды обеспечат емкость 62 Ачи ток 280 А. - Когда такие батареи появятся на российском рынке? - Должны уже в начале 2001 го да. Но это не все: на подходе аккумуляторы третьего поколения, решетки которых не будут литыми, а значит, мы наконец-то смо жем отказаться от сурьмы. Пластины будут состоять из чистого свинца с небольшой (0,12-0,14%) добавкой кальция. Как обойдемся без литья? Свинцовую ленту раскатаем прокатным станом, сделаем в ней просечки, растянем - вот вам и "соты" решеток... Линия этих принципиально новых аккумуляторов мощностью 1 миллион в год будет смонтирована в ближайшие месяцы. - По каким признакам потребитель сможет их отличить? - На этикетке будет указан химический состав электродов - РЬСа. А также что эта батарея необслуживаемая (в отличие от прежних, малообслуживаемых). Наконец, там будет встроен индикатор контроля уровня электролита и степени заряженное™ (на Западе его называют коротко - "гидрометр"). К сожалению, мы лишь недавно поняли, что это большое удобство. Запоздали ис ручками для переноски: потребитель, оказывается, их ценит, а мы пока оснащаем ими только более тяжелые батареи... - Каков срок службы ваших аккумуляторов? - В среднем 4-5 лет. Срок же гарантии - полтора года. Выбор - святое право потребителя, и уже поэтому появление аккумуляторов "Иста" на российском рынке можно только приветствовать. Вслед за АвтоВАЗом ими заинтересовались Ульяновский и Горьковский автозаводы. Но настоящий успех приходит тогда, когда за изделие голосуют рублем розничные покупатели. Присоединятся ли они к мнению автопроизводителей - покажет время.8211/2000 ЗР