176
лок у нас хватает), они обычно нормально работают и до положенной через 20 тыс. км замены не вызывают нареканий. Иногда после серии неудачных экспериментов с "левыми" или (на безрыбье и...) отечественными свечами владелец все же достанет штатные, обычно фирмы NGK ("Эн-Джи-Кей") - во многих крупных городах есть ее дилеры. Второй производитель, поставляющий свечи на конвейеры японских автозаводов, - фирма "Денсо" (Denso, а до 1996 года - Nippondenso или просто ND). Она сравнительно недавно торгует в системе "автомаркет" (до этого делала лишь оригинальные комплектующие), так что вслед за владельцами "мицубиси" и "тойот" знаменитое "японское качество" скоро смогут опробовать хозяева "мерседесов", "ауди", да и отечественных машин. Как иу свечей прочих производителей, есть у "Денсо" свои, фирменные особенности, например боковой электрод U-образного сечения, который позволяет сочетать малый, легко пробиваемый зазор с большим, дающим длинную, объемную искру. Или так называемый полуповерхностный разряд, очищающий изолятор от нагара. В таблице приведены самые распространенные на японских автомобилях (как экспортных, так и праворульных, "внутренних" модификациях) свечи - всего 15 разновидностей. Все они с резьбой М14х1,25 длиной 19 мм. Кстати, самая массовая на "японках" свеча W20EPR-U (по каталогу Denso) соответствует нашей А17ДВРМ и может с успехом применяться на автомобилях ВАЗ. Обратная имплантация разумна лишь как временная мера. Опыт показывает: наших хватает ненадолго. "Бош" и "Чемпион" не балуют разнообразием конструктивных особенностей и перекрыли весь японский автопарк пятью разновидностями свечей каждая. Избежать чрезмерного разрастания таблицы, связанного с различной мощностью двигателей в зависимости от года выпуска, количества клапанов, наличия наддува и т. д., позволила первая колонка: модель двигателя и есть тот главный, определяющий выбор свечи фактор. Как правило. она указана прямо на моторе, например на клапанной крышке. И в заключение - о ценах. В рознице обычные японские свечи стоят около $3 за штуку, а те, что с платиновым центральным электродом (долгоработающие), - около $18.Владельцы "японок", особенно праворульных, часто жалуются на недостаток технической информации: книг и инструкций почти нет, многое приходится делать на ощупь, методом тыка. Одна из больных тем - подбор свечей зажигания. Как ни хороши "родные", поставленные на заводе, но и их рано или поздно приходится менять. Подивившись, что они честно отработали лет восемь, хозяин отправляется в 17В 11/2000 ЗРдолгий "шоп-тур" по магазинам, пытаясь найти точно такие же. Но продавцы, разглядывая незнакомую маркировку, лишь разводят руками и предлагают подобрать свечи для данной модели автомобиля из каталогов "Бош" и "Чемпион" - эти фирмы шире других представлены на нашем рынке. Приходится брать, и если инородные свечи действительно сделаны в Германии, Англии или Бельгии (к сожалению, подде