156
157
КЛУБ АВТО,Не торопись менять Автоэлектроника а юго-западе Парижа, возле парка имени Андре Ситроена, раскинулся причудливый лабиринт стеклянных башен. Не сразу догадаешься, что среди такой красоты разместилось представительство серьезного оборонного комплекса. Вход в здание охраняет автоматический швейцар: двери откроются только предъявителю электронной карточки. Похоже, секретность здесь - "пунктик". Что поделаешь: наряду с мобильными телефонами, факсами и цифровыми декодерами (а именно они приносят компании большую часть прибыли - за прошлый год около двух миллиардов долларов!), здесь производят приборы навигации и наблюдения для военной техники, системы управления для вертолетов, занимаются автоматической идентификацией по отпечаткам пальцев, оптоэлектроникой, оптоволоконной техникой и т. д.УНИФИЦИРУЕМ Н САМИКак сэкономить при ремонте электрооборудования автомобилей "десятого" семейства.Кирилл ЯСТРЕБОВОднадругое осножды старвание. Все поРедукторы одинаковые, а Комплектующие для автомобиля - на тер моей "дедошло идеально, вот литые детали разнятся. Слева - для ВАЗ-2108, спрасятки" не отопоскольку редукто- третьем месте по объему продаж, но и здесь ва-для ВАЗ-2110. звался на поворот * ры обоих стартеров то"Сажем" не разменивается по мелочам, а сосредоточен на профильном направлении: ключа зажигания. Покоже одинаковы. павшись в немудреной проводке, обОкончив операцию по пересадке электронике (системы бортового контроля и наружил, что неполадка в самом стартере. электродвигателя, вскрыл дефектный. Щенавигации, блоки управления, датчики, обоА если точнее - в его электромоторе. Понаточная группа оказалась стертой до прурудование электромобилей, диагностичечалу решил не мудрить и просто купить ножин. И дело не в естественном износе - авская аппаратура) и точной механике (форвый, в сборе. Однако поход по магазинам и томобиль-то новый. Причина проста - поссунки, ТНВД). Познакомимся с продукцией рынкам запасных частей шокировал ценале пуска двигателя бендикс не вернулся на мирной французской "оборонки". ми. Как же так, стартер производства свое законное место, и стартер вращался Пожалуй, самая наглядная ее часть КЗАТЭ нового образца (с планетарным редо тех пор, пока электромотор не сгорел. диагностические приборы. Портативный дуктором) на "восьмерку" стоит примерно Каюсь, звуки, которые должны были насто"Евродиаг"- новейшая разработка компании тысячу рублей, а на "десятку" - около двух с рожить, я прозевал. Но поговорив с сосеполовиной? Может быть, в нем ноу-хау кадями по стоянке, выяснил, что не одинок кое или продукты космических технологий? преждевременная кончина "десятых" старРешил разобраться и обнаружил потеров - распространенный дефект. дозрительную схожесть стартеров. ЭлектМожет быть, отсюда и высокие цены ромоторы абсолютно одинаковы, втягивана новые? Расставить точки над "i" помогющие реле тоже. Разница лишь в передло знакомство со свежим прайс-листом ней части, там, где располагается обгонодной из оптовых фирм, торгующих запасная муфта. Прибор "десятого" семейства ными частями. Оказывается, стоимость (заводское обозначение 5702.3708) имеет "восьмого" и "десятого" стартеров разликорпус с опорой для вала с бендиксом. чается всего на двести рублей. "Восьмерочный" же (5712.3708) попроще О том, что розничные торговцы певал редуктора опирается на втулку, зареизбытком совести не страдают, изпрессованную в картере сцепления силовестно давно. Видимо, считают: раз мавого агрегата. Кроме того, фланцы старшина "нового поколения", значит, и цены "Евродиаг" для диагностики впрыска - последтеров отличаются числом крепежных отна детали должны быть соответствуюняя разработка "Сажема". На жидкокристаллическом дисплее можно сымитировать и обычверстий - соответственно два и три. щими (читай - более высокими). Мораль ную шкалу, со стрелкой. Подумал и решил сэконо- М оторы -восьмого" и такова: если по какой-либо причине вам придется ме- объединил в себе функции тестера для мить - из неисправного "десятого" стартеров десятого оужчаются лишь нанять двигатель или впрысковых двигателей (считывание и сти"десятого" и нового клейками. втягивающее реле рание кодов неисправностей, управление "восьмого" собрал на "десятке", не тоактюаторами) и стандартного мультиметра вполне работоспоропитесь перепла(измерение тока, напряжения, сопротивлесобный прибор. .J чивать, а попрония), причем на плоском экране высокого Особых усилий HI буйте воспользоразрешения можно сымитировать привычпотребовалось ваться опытом по- ную шкалу со стрелкой. Кроме того, тестер открутил клемм; 'врпевших и проработает и как осциллограф: ему по плечу два болта крепла евших. проверка системы зажигания, генератора. ния электромото| Нужен точный манометр - тоже не проблеи переставил его15612/2000 ЗР. ма, "Евродиаг" и с этим справится (конечно, для большинства дополнительных измерений требуются специальные наборы). Разработчики заложили в прибор и возможность переобучения - программу диагностики (так называемую прошивку) можно обновлять с компакт-диска или через Интернет (новая версия выходит каждые полгода).цессор Pentium-266), с набором для измерения физических величин и газоанализатором "Оптима". Все уложено в аккуратные пластиковые чемоданчики. "Проксия" - полностью оригинальная разработка. Мозг комплекса - переносной диагностический блок в ударопрочном корпусе с монохромным или - на заказ - цветным дисплеем. Для загруз-о поставках тестеров "Евродиаг" и газоанализаторов "Ультима". Панель приборов - лицо автомобиля. И "Сажем" старается в грязь лицом не ударить: его панели идут на конвейер ведущих автозаводов мира. Проходят те времена, когда под "торпедо" можно было почти свободно просунуть руку, чтобы открутить трос спидометра или на ощупь заменить нужную лампочку. В современном автомобиле свободного места там почти нет, и конструкторы предъявляют все более жесткие требования к габаритам приборов: они должны стать компактнее, тоньше. Да и разъемы нужны другие, под шины данных (32-битные процессоры в автомобиле - уже вполне рядовое явление). Долой лампочки - да здравствуют компактные и надежные светодиоды, пусть стрелками управляют шаговые электродвигатели, вместо электромеханических реле - электронные, единый цветной дисплей для радио, кондиционера, телефона и системы навигации! Сегодня все это выпускают на "Сажеме". Более того, с автомобилем теперь можно просто поболтать. Встроенный синтезатор голоса расскажет о пробках на маршруте, о погоде, подскажет нужный поворот. Благодаря программе распознавания речи компьютер понимает команды водителя, а выход в Интернет по каналам GSM/GPRS и вовсе превращает автомобиль в подобие Интернет-кафе. Только кто будет следить за дорогой?Помимо "лица" французы занимаются и "потрохами": это форсунки, в том числе нового типа - значительно более компактные, чем используемые до сих пор: это Анатолий СУХОВ свечи зажигания, рассчитанные более чем Газоанализаторы серии "Ультима 600" ки программного обеспечения или обмена на 120 тыс. км пробега, притом - совсем - тоже "многостаночники". Самая "крутая" данными достаточно просто вставить блок в миниатюрные с диаметром резьбовой часмодель не только определяет концентраконсоль (провода не нужны), где находятся ти 10 мм; это датчики системы впрыска, цию каждого из пяти газов (окись углерода, устройства для чтения компакт-дисков, дисклапаны, электронные блоки управления углекислый газ. окислы азота, углеводорокет и смарт-карт. Кстати, "Клип" уже много - всего не перечислишь. ды и кислород), но и диагностирует состоялет продается в России - им оснащают фирИ конечно, "Сажем" не мог пройти миние системы зажигания, лямбда-зонда, каменные станции "Рено". Подписан контракт мо идеи возрождения электромобиля. В тализатора, а также считывает коды неиссотрудничестве с группой "Пежо-Ситроен" правностей двигателя, переводя их на инженеры "Сажема" разработали блок уп"нормальный" язык. Комплект для работы с равления и контроля для легкового электдизельными двигателями включает дыморомобиля (он также рекуперирует электмер. А инфракрасный пульт управления пороэнергию при торможении, контролирует зволит механику переключать режимы дизаряд батарей и выдает 12 В для станагностики, не выходя из автомобиля (или, дартного электрооборудования). Не забывозможно, не вставая с любимого кресла). ли и про "заправочные" станции, причем "Ультима", как и "Евродиаг", старается идти сделали их максимально универсальными: в ногу со временем - программное обеспенапряжение - от 45 до 430 вольт, мощчение регулярно обновляется. ность - 35 кВт. Такая "розетка" подойдет и легковым автомобилям, и легким грузовиНаряду с универсальным оборудованикам, и автобусам. Кстати, первые маршруем, французы выпускают и специальные диты "электробусов" появились в Париже агностические комплексы для своих автомоуже в этом году. билей: "Клип" для "Рено" и "Проксию" для "Ситроена". "Клип" - на базе ноутбука (проЗР 12/2000 Я 57ПРИБОР ПО-ФРАНЦУЗСКИ