167
ШШ рп>1+12В +12В от замка зажигания I+12BОЪЪЗ^УШЪ~I:L~2УЗ_+1?+12В+12В от замка зажиганияI+12B V-9 +12Т"I 4=-к коммутаторук фарамк коммутаторук фарамU=4,5B Рис. 2. Приблизительные напряжения на отдельных участках цепи системы зажигания при плохом контакте "массы": а - при выключенных фарах; б - при включенных фарах; 1 - реле зажигания; 2 - реле фар; 3 - выключатель фар; 4 - паразитное сопротивление (контакт). Напряжение срабатывания реле зажигания - около 8 В, сопротивление обмоток реле - около 85 Ом.Иногда при плохом контакте с "массой" напряжение на потребителях не понижается, а, наоборот, повышается. Если лампочки стали перегорать подозрительно часто, а батарею "мучит жажда" даже в холодную погоду, наверняка напряжение заряда выше максимально допустимого (14,5-14,6 В). Частая причина - плохой контакт корпуса регулятора напряжения с "массой". В этом случае измеряемое им напряжение ниже напряжения в бортовой сети (рис. 1). Таким образом. если регулятор и поддерживает напряжение в заданных пределах на своем входе (между выводом "15" и корпусом), то на клеммах батареи оно будет тем выше, чем хуже контакт. Но подчас "массовик-затейник" преподносит такие сюрпризы, что даже видавшие виды разводят руками. Как-то "на галстуке" притащили "Самару" с заглохшим двигателем. "Вскрытие" показало: расплавился жгут проводов возле колодки коммутатора. Замена жгута и коммутатора (его контакты намертво сплавились с колодкой) не помогла - мотор не пускался. При проверке на искру картина открылась ошеломляющая; стоило включить зажигание (не заводя мотор), как в зазоре между центральным проводом и "массой" возникала самая настоящая сварочная дуга - малиновожелтый, в полпальца толщиной, хвост плазмы. Неудивительно, что коммутатор приказал долго жить - на такой режим он явно не рассчитан. Что ж, видимо, пробит и датчик Холла. После его замены искра появилась, но лишь на центральном проводе (разумеется, чтобы самим ненароком не повредить систему, зазор между проводом и "массой" оставляли не более 10 мм). Наконец, после установки нового бегунка мотор ожил. Ночто же было причиной этого пышного букета неисправностей? Разгадка забрезжила, стоило нам проверить работу фар. Они не включились, зато под панелью приборов раздалось словно жужжание зуммера. Выключили фары - жужжание прекратилось. По звуку быстро нашли источник - реле зажигания. И сразу поняли - "минусы" обмоток реле зажигания и фар заведены на общий болт, под комбинацией приборов. Добравшись до него, убедились: под клеммами заводские эмаль и грунт (машина не прошла и 5000 км). Умеют же красить, где не надо! Безжалостно оголив металл, мы вздохнули с облегчением: и фары заработали, и "зуммер" затих. А события, видимо, развивались так (рис. 2): пока фары были выключены, через покрашенный болтик шел сравнительно небольшой ток и его хватало. чтобы реле зажигания работало нормально. Как только запитали реле фар, нагрузка на злополучный болтик возросла; ток через обмотку реле зажигания уменьшился и его уже не хватало, чтобы удерживать контакты в замкнутом состоянии. Они размыкались, напряжение батареи слегка поднималось (бесконтактная система зажигания потребляет значительный ток), отчего контакты замыкались вновь и т. д. Такое размыкание-замыкание питающей цепи коммутатора генерировало импульсы в первичной обмотке катушки зажигания, а так как они не зависели от положения распредвала, то искра проскакивала не в соответствии с порядком работы цилиндров, а "шила" беспорядочно, невпопад. повредив и бегунок, и датчик Холла. Так что, если с электрикой творится что-то необъяснимое - ищите "массу"!Как переделать четырехступенчатую коробку передач "Жигулей" в пятиступенчатую? Для переделки наряду с опытом ремонта коробок понадобятся около двух десятков новых деталей. Основные их различия - в материале "От четырех до пяти", опубликованном в июньском номере журнала за нынешний год. Как показывает практика, результаты такой переделки не оправдывают затраченных времени и сил, не говоря уже о расходах. Изношенные детали часто не уживаются с новыми и выходят из строя раньше срока. Совмещать переделку с капитальным ремонтом коробки слишком накладно - затраты приближаются к цене нового агрегата. Переделывать же новую коробку, значит, добавить к дополнительным расходам на запчасти риск получить ненадежный агрегат. Так что, если "ну очень хочется", лучше купить готовую "пятиступку", а старую продать.На чужих ошибкахТЯНУТЬ или НАЖИМАТЬ?Тянуть за ключ или нажимать на него? Об этом нечасто задумываются автомобилисты, затягивая колесные болты. Многие просто встают на конец ключа - и готово. Но не все водители тяжеловесы, а подпрыгивая на ключе, можно не только сломать "секретку", но и ногу повредить, и покоробить диск - он боится перетяжки. Если же тянуть за ключ рукой, болты можно завернуть не хуже, чем ногой - ведь нормально развитый человек способен приподнять груз, превышающий его собственный вес. А главное - легче контролировать усилие затяжки. Упаси вас Бог нажимать на "баллончик" руками, склонившись над крылом: стоит ключу сорваться с граней, и вы рискуете попасть в Книгу рекордов Гиннесса, прокусив крыло собственного автомобиля! Что, кстати, и случилось с одним из наших читателей на новом "Фольксвагене" появилась заметная вмятина, а на зубе - трещина. Зато наука пошла впрок - теперь колесные болты он тянет только "вверх".ЗР 12/2000 187