56
57
58
ТЕХНИКАШаг за шагомПО ЗАКОНАМСделать автобус очень просто: надо сварить каркас, обшить его металлическим листом ив получившуюся "коробку" установить агрегаты...Сергей КАНУННИКОВ. Антон ЧУЙКИН Вечно молодой. "Автобусом до Сходни доезжаем..." - иллюстрацией к Высоцкому живо представляешь пылящий по разбитому асфальту "пазик', битком набитый публикой всех сословий и возрастов. С1987 года роль самого массового ПАЗа играет автобус 3205, сменивший 672-ю модель. Тринадцать лет на конвейере - еще не старость, тем более, что последние годы ознаменовались небольшой модернизацией. Видимое изменение: салон "обставили" современными креслами. Поставщик моторов ЗМЗ окропил свою бензиновую "восьмерку" живой водой, добавив 42 "кубика", 10 "лошадок" и 30 ньютон-метров. Правда, морально устаревшие коробка, мосты, тормоза остались неизменными. Павловское семейство приросло маршрутным такси, машинами с разнообразными планировкой и оформлением салона, не потеряв, естественно, прежнихПАЗ-32053-07: место водителя и пассажирский салон ничем не выдают дизельное сердце и пневматические тормоза модернизированного автобуса. Сиденья могут быть и попроще, и поэлегантнее - смотря что по сердцу заказчику.Коренной - известный ПАЗ-3205, пристяжными выступают два новых автобуса... Н-но, поехали! Более широкая колея ПАЗ-32053-07 добавила ему устойчивости, да и пневмопривод тормозов кажется не столь инерционным, как на базовой модели. "Пазики" всегда отличались резвостью, и дизельный не стал исключением. А вот с коробкой, похоже, не все ладно. Ряд "пятиступки" рассчитывали в свое время под бензиновый мотор ЗИЛ-130 с куда большим рабочим диапазоном оборотов - до 3200 в минуту. Если приходилось трогаться с первой передачи - "раскрутки" мотора хватало, чтобы перевести рычаг в положение II. А дизельный диапазон оказывается короток - между первой и второй, пока водитель ведет рычаг "от края до края", автобус успевает остановиться на подъеме... чтобы, трогаясь уже со второй, подпалить сцепление. Примерно то же мы отмечали на "бычках". Но раз уж для ПАЗа переделана пятая передача, может, и до других дело дойдет?В "Авроре" отдыхаем от заполняющего салон ПАЗ-32053-07 тракторного рыка. Заднее расположение двигателя и лучшая шумоизоляция неплохо справляются с голосистым "минчанином". Привод коробки, хоть и протянулся на добрые восемь мет-5612/2000 ЗР сти. простота и ремонтопригодность обеспечивают традиционному "пазику" неплохой спрос. Этому автобусу суждена долгая жизнь - пока он выгоден и заводу, и покупателям. Однако модификации нужны... В одну и ту же коробку можно и нужно чтобы ив коробке уместиться, и друг с друмодификаций, в числе которых такой унискладывать разные кубики. Во-первых, гом состыковаться, в том числе по цене. кум, как полноприводный автобус 3206. это позволит удовлетворить любые запроУже несколько лет можно заказать Любой автобусный завод играет в кубики, укладывая покупные агрегаты в свою ПАЗ-3205 с японским дизелем "Хино". Посы клиентов и даже привлечь новых. Вокоробку-кузов. Естественно, кубики должкупают такие машины единицами - дорого. вторых. избавит от диктата единственноны сложиться в некую правильную фигуру. Именно низкая цена, быстрота окупаемого поставщика того или иного кубика.эволюцииПАЗ-4230 "Аврора": комфорт особенно заметен на фоне предыдущих моделей. Эргономика рабочего места шофера, пригожесть салона заявляют: это машина нового поколения. ЗР 12/2000 ТЕХНИКАШаг за шагомОбновки с чужого плеча. В обычный ет транспортников - хотя привыкли же к "гаПАЗ-3205 ставили и минский дизель, и японзелям". ский, экспериментировали даже с "мерседеИзменения, тем более такие серьезсовским", но все это было скорее эпизодами, ные, обходятся дорого. В какой-то мере нежели серьезной работой. Ведь, увы, выбоэто плата за снижение эксплуатационных ра не то что специальных автобусных - даже расходов. Впрочем, если модель идет в сеаналогичных грузовых "кубиков", то бишь агрию, можно надеяться на удешевление с регатов, в России практически нет. ростом выпуска. Приспосабливать "по месту" чужую коКрейсерский класс. ПАЗ-4230 "Авроробку или мост можно к одному автобусу, ра" можно назвать автобусом межрайона если речь идет о серии, пусть и малой, - ного сообщения, как когда-то - первые нужен заранее адаптированный агрегат. "пазики". Только теперь дороги между райНа сегодня наибольшие изменения воцентрами должны быть гладкими. Малый брала в себя модель 32053-07, готовая к дорожный просвет, огромные свесы, комсерийному, до 2-3 тысяч в год, производстфортабельный, едва ли не бархатом обиву. Этот автобус поставили на мосты ЗИЛ- тый салон - погрузите-ка все это в проби4331, чем сразу убили нескольких зайцев: тую старым "пазиком" колею и... Нет, маризбавились от монополии ГАЗа, получили шрут "Авроры" должен начинаться у автобольший ресурс, а главное, отказались от вокзала, а не на полевом стане. сложных пневмогидравлических тормозов Строить "Аврору" начали задолго до тов пользу традиционной зиловской пневмаго, как вышел в свет ПАЗ-32053-07. Отчасти тики. Естественно, этому шагу предшестветеран "пазик" обязан обновлением именно вовала довольно большая подготовка - агмашине следующего класса. На фоне прежрегаты доработали под павловскую машиних моделей 4230 при проектировании выну. Кстати, в соответствии с современными глядела революционной (не отсюда ли требованиями в тормозной системе пояимя?). Современная заднемоторная комповится АБС - ее по лицензии "Кнорр" (не пуновка, обшивка кузова оцинкованным стальтать с бульоном!) будут производить в Энным листом, пластиковые "шапка", "лицо" и... гельсе. Если ограничиться изменениями в "оборот" автобуса. Кстати, по технологии изходовой - получится ПАЗ-32053. готовления кузова "Аврора" унифицирована Конечно, автобусу такого класса необходим дизель: современный, недорогой, экологичный, ремонтопригодный... Предъявлять все эти, безусловно справедливые требования хорошо к нескольким моторам. А если он один? В общем, взяли вариант минского Д-245. С ним стыкуется коробка передач, когда-то сделанная для ЗИЛ-130, а ныне переработанная: "прямую" пятую передачу для ПАЗа сделали ускоряющей. С больших городских автобусов переходит и на привычные "пазики" технология вклейки боковых стекол. Вряд ли это обрадус большими городскими автобусами, поэтому производство легко перестроить: увеличить выпуск той или иной модели в зависимости от спроса. Конечно, новую машину проектировали в расчете на современные агрегаты. Но от революции пришлось отказаться в пользу эволюционного пути. Ни ярославского ЯМЗ-534 (бывший ЯМЗ-460), ни подходящего "Штайра" в серии пока нет. Довольствовались все тем же тракторным "минчанином", правда, форсированным, в паре с зиловской коробкой передач. Привод коробки - английскими тросами. На одном из прототипов на подлокотнике водительского кресла стоял джойстик, но внедрение электропневмопривода отложили. Ныне "Аврора" во многом унифицирована ис малыми, и с большими городскими ПАЗами. Унификация, безусловно, приближает серийное производство. Лишь бы в новую "коробку" не попадали морально старые "кубики"... Так что приходится модернизировать и агрегаты. ПАЗ-4230 рассчитан на производство сравнительно небольшими сериями - несколько сотен в следующем году, позже до 2500 вместе с городскими автобусами. Нет у эволюции конца. Кормилец завода ПАЗ-3205 жил, жив и будет жить. Модернизация, конечно, потребуется, но малобюджетная, сохраняющая за ним место в ценовой нише до 10 тысяч долларов. Никуда не деться от требований экологии - в угоду им мотор ЗМЗ, очевидно, снабдят впрыском. ГАЗ предлагает новую пятиступенчатую коробку. Павловцы готовят "косметику", чтобы осовременить внешность. Поиск подходящих дизелей продолжается. Как варианты, рассматриваются болгарский "Перкинс" и польская "Андория". Современный дизель в 150-170 сил устроил бы конструкторов "Авроры". Наверняка рычаг коробки уступит место джойстику. В пневмосистемах, возможно, появятся совершенно новые исполнительные устройства, хСделать один автобус очень просто... £ Даже в сарае, на кустарном оборудовании о можно подготовить революцию. Для се- я рийного производства, помимо подходя- | щих "кубиков", нужны большие средства, j опыт, конструкторские наработки... Серь- g езному производителю и массовому потребителю милее эволюция. Революционные потрясения обходятся слишком дорого.I.(Г,в