36
37
38
ИСПЫТАНИЯj. ТюнингМодификация ВАЗ-2110, рожденная вне завода.Сергей ВОСКРЕСЕНСКИЙ. Вадим КРЮЧКОВКак правило, российские фирмы используют при тюнинге технологию и материалы, характерные для индивидуального изготовления. Но сегодня речь пойдет о машине ВАЗ21103 ТМС 120, задуманной как мелкосерийная модификация "люкс". Цифра 120 в индексе - мощность форсированного двигателя ВАЗ-2112. а ТМС - аббревиатура фирм - авторов проекта - "Техноком" и "Торгмашкоторспорт" из Тольятти. Заинтересовались? Что ж, перейдем к подробностям. Неплохие идеи дизайнеров при тюнинге часто убивает исполнение. Ведь навесные элементы кузова обычно делают из стеклопластика на основе полиэфирных или эпоксидных смол и АБС-пластика. Эти тонкостенные детали крепят саморезами; зачастую они не выдерживают климатических испытаний: при жаре "текут", а на морозе становятся хрупкими и ломаются. Немудрено - в промышленности АБС используют ныне только для опытных образцов. Еще хуже ситуация с интерьером - всерьез им никто не занимается, разве что отделывают заводские детали кожей. Фирма "Техноком", которая спроектировала и изготовила детали "обвеса" и интерьера (!) ВАЗ-21103 ТМС 120, сделала ставку на современные материалы - пенополиуретаны и полиуретаны. Причем не покупные, а собст36 12/2000 ЗР1швенного производства. Технология включает несколько ноу-хау, защищенных патентами. Что это дало? С серийной "десятки" пришлось снять всего три детали: решетку радиатора да накладки задних стоек крыши. Все навесные элементы не тонкостенные, а полнотелые и при этом довольно легкие; крепятся к автомобилю на двусторонней клеящей ленте ЗМ, сверлить кузов и ввертывать саморезы не нужно. Самое интересное, что новые детали не только изменили внешний вид, но и помогли устранить ряд врожденных недостатков автомобиля. "Обвязка" переднего бампера выполнена с учетом аэродинамики таким образом, чтобы повысить прижимное усилие на передних колесах и увеличить поток воздуха через подкапотное пространство, улучшив тем самым охлаждение двигателя. Накладки на стойках передних дверей выполняют роль грязеотбойников - не позволяют воде при работающих "дворниках" попадать в открытые окна, а еще уменьшают сквозняки в салоне. Те детали, что на крыше, тоже своеобразный козырек от влаги. Для улучшения сцепления задних колес на багажнике установлено антикрыло. Спросим читателейШтатные крепежные отверстия накладок задних стоек теперь задействованы для улучшения вытяжной вентиляции. Через них внутренний объем автомобиля сообщается с атмосферой, как на "классике" или "Ниве". На обивке салона установлены дефлекторы, а на новых накладках задних стоек есть прорези, расположенные в зоне разрежения, что способствует интенсивной вентиляции салона. Основательно доработан интерьер мелкосерийной "десятки". В нем - новые обивки дверей, стоек, накладка панели приборов и многое другое. Уникальная технология, о которой уже шла речь, позволяет тщательно подобрать цвет салона под цвет автомобиля. Причем материал обивок и искусственную кожу для сидений получают из одной и той же массы - то есть весь интерьер выдержан в едином стиле. Откуда столь серьезный подход к разработке декоративных элементов, знание нюансов конструкции '•десятки", производственных тонкостей? Все просто - в числе создателей автомобиля бывший работник завода Андрей Рузанов. в прошлом - ведущий дизайнер "десятого" семейства. Кому как не ему, профессионалу, воплощать в мелкой серии то, что невозможно сделать на главном конвейере. Сравните эскиз с фотографией реального автомобиля - много общего, не правда ли? Нашу оценку автомобиля начнем с внешности. Безусловно, участие профессионала в ее разработке чувствуется с первого взгля-Готовы ли вы платить за улучшение динамических характеристик и внешнего вида ^J&Em&r вашего отечественного автомобиля? Если да. то сколько?До $500 $500-1000 Больше $1000да. Аморфно-безликий "десятый" кузов, наконец, приобрел отточенность и четкость линий, пропорций и яркую индивидуальность. Увы, интерьер не столь бесспорен. Есть нарекания к сиденьям, карманам обивок передних дверей, накладке панели приборов и переключателям, хаотично разбросанным вокруг комбинации. Пожалуй, от этого автомобиля хотелось бы не только оригинальности, но и большей продуманности решений. А вот органы управления и удобны и не лишены индивидуальности. Удлиненный, но при этом более "строгий" (ходы стали короче) рычаг коробки передач, педали с удобными алюминиевыми накладками, выразительная комбинация приборов с белыми шкалами. Только стрелки тахометра и спидометра, пожалуй, коротковаты. Как же автомобиль ездит? Сама идеология "люкса" не подразумевает "экстремального" двигателя, который заставит сердце забиться слишком уж часто. Тем не менее. здесь мотор - достаточно живой и неплохо / сочетается с индивидуапь-ЗР12/2000 ИСПЫТАНИЯТюнинг но подобранной трансмиссией. Как это часто бывает при форсированном двигателе, требуется аккуратно включать сцепление на низких оборотах, но едва стрелка тахометра преодолеет 2000 об/мин, автомобиль становится шустрым и бойким. После 3000 об/мин агрегат оживает по-настоящему, но к 5000-5500 об/мин темп "раскрутки" заметно ослабевает и становится обыденным на фоне предшествовавшей встряски. Отметим, умеренная агрессивность двигателя словно наполняет особой энергетикой механизм управления коробкой передач. В обычных условиях повышенные требования нового механизма к точности переключения слегка напрягают, но стоит перейти к жесткой манере езды - тогда передачи словно "влетают" сами от одного лишь прикосновения к рычагу. Автомобиль чутко реагирует на педаль тормоза, позволяя точно управлять замедлением. Неплохо отвечают общей идеологии машины задние дисковые тормоза. Однако экстренное торможение выявило и недоделки. Задние колеса, разгружаясь, блокируются куда раньше передних, отсюда и весьма скромный предельный результат (см. таблицу замеров). Вообще шасси пока "сыровато": с однойДаже на фото заметно, что дорожный просвет стал меньше. В подвеске - газонаполненные амортизаторы "Торгмаш" и оригинальные укороченные пружины.стороны, мощные шины и индивидуальная настройка подвесок делают "десятку" очень надежной и устойчивой. Она хороша на скоростных прямых ив пологих поворотах, там, где стандартный автомобиль уже начинает взбрыкивать. С другой - машина получилась тяжелой и "вязкой" при интенсивном рулении. Более цельная и менее кренистая по сравнению со стандартом, эта "десятка" поначалу довольно бойко реагирует на откло-нения руля, но вдруг становится задумчивой по мере увеличения угла поворота колес. Особенно это чувствуется при маневре "переставка", где скоротечность процессов заставляет ой как потрудиться, прежде чем ленивая машина обогнет предполагаемое препятствие. Результат, правда, неплох (100 км/ч против 87 км/ч у серийного автомобиля). но пожелание перенастроить подвеску мы все же не снимаем. Не лучший образ поведения ив предельном повороте - откровенное скольжение наружу при полном пренебрежении к вашим корректирующим действиям. Есть немало работы над шумами и вибрациями: стоит от души "крутануть" двигатель - зуд и всевозможные звуки пробегают по телу машины, заглушая басовитую "отсечку" выпускной системы. Что ж, критика полезна, но все же не стоит забывать, что для автомобиля использован минимум импортных комплектующих, да еще жесткая ценовая политика накладывает массу ограничений. Машина с обновленными внешностью, интерьером, доработанным шасси и двигателем должна обойтись клиенту не дороже $10 000. Заявка на модификацию к тому же предполагает выпуск 50-150 экземпляров в месяц, а это уже мелкосерийные технологии. Подведем итог. Пожалуй за идею ВАЗ21103 ТМ120 получает "отлично". Без сомнения, мелкосерийное производство серьезных тюнинговых авто - нечто новое для России. А в машине еще есть над чем поработать, подтянуть до нужного уровня. Она должна поступить в продажу в конце нынешнего - начале следующего года, и к этому времени создатели "десятки" обещали устранить отмеченные недостатки. А на подходе - мелкосерийные версии ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112, с которыми мы обязательно познакомимся.РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ ЗА РУЛЕМ" Погодные условия: давление 747 мм рт. ст.. температура + 14 С. влажность 81% (Нагрузка частичная - 2 чел. +25 кг) Разгон, с 0-40 км/ч 2,7 0-60 км/ч 4.6 7.3 0-80 км/ч 10,8 0-100 км/ч 0-120 км/ч 15.8 0-140 км/ч 22.6 17Д (125,4 км/ч) (ИООм 32,5 (157,2 км/ч) 0-1000м Максимальная скорость, км/ч 1835 3.5 Погрешность спидометра. % Эластичность, с: 60-100 км/ч (IV передача! 10.6 18,4 80-120 KMJS (V передача) 50-120 км/Ч (V передача) 31,8 Выбег, м: 1308 120-50 км/ч 537 50-0 км/ч 150-0 км/ч 2336 Торможение со 100 км/ч: 46.8 тормозной путь, м 8,24 замедление, м/с2 Скорость выполнений маневра "переставка", кмл 100Выразительные бамперы, накладки на крыше и порогах и, конечно же, мощный задний спойлер в корне изменили облик машины. Мотор от "Торгмаша". Объем - 1600 см 3 , новые распределительные валы и программа управления впрыском. Мощность -120 л. с. Хорошо видна и растяжка между чашками амортизаторов, увеличивающая жесткость кузова.3812/2000 ЗР