ЭКОНОМИКАЗапад нам поможетЕлена ВАРШАВСКАЯ, Игорь МОРЖАРЕТТО-,шт,*»СОВМЕСТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ИЛИ СПЛОШНЫЕ ПУЗЫДАЕШЬ РОССИЙСКИЙ "МЕРСЕДЕС"! Несколько лет назад Россию буквально захлестнул "автосборочный бум". В 1995 году в Ростове-на-Дону финансово-промышленная группа "Донинвест" на заводе сельскохозяйственного машиностроения начала сборку моделей "Дэу". Спустя год в Калининграде частное предприятие 'Автотор" на двух подъемниках стало собирать корейские автомобили КИА. В 1997 году в Балаково (Саратовская область) губернатор Аяцков перерезал ленточку на открытии сборочного предприятия "Хёндэ" на заводе "Химэксмаш". А чуть раньше в Елабуге, на заводе, строившемся под проект "народный автомобиль", помпезно открыли "производство" бразильских вседорожников американского происхождения "Шевроле-Блейзер". Все эти проекты сборкой можно было считать с большой натяжкой. По международной классификации сей процесс именуется SKD-1 (так называемая "отверточная"), когда автомобиль поступает на предприятие практически в готовом виде (иногда даже с пробегом на одометре!), но без колес и кое-каких навесных деталей фар, бамперов и т. д. Финансовая ситуация в стране как раз способствовала расцвету подобных проектов - валютный коридор искусственно поддерживал рубль на небывалой высоте. Товары из-за рубежа практически сравнялись в цене с отечественными. А что до таможенных пошлин, которые должны защищать отечественного производителя - так на то и щука, чтоб карась не дремал... Во многом для того, чтобы их обойти, и была организована сборка в России зарубежных автомобилей. Под нее подводилась и идеологическая база: придут иностранцы, принесут с собой самые современные технологии - и "подтянут" российский автопром до своего уровня. Опять-таки инвестиции, развитие производства и т. д. 76 12/аооо зр Но вот что интересно: практически все "отверточные" проекты на этом этапе осуществлялись не на базе наших автозаводов, и возглавляли их чаще всего люди неизвестные в этой сфере деятельности. В конце концов руководители крупных отечественных заводов сообразили, как в собственных интересах использовать энергию встречного движения по созданию СП. Весной 1998 года вышли сначала президентский указ, а потом - постановление Правительства РФ № 413 "О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности", дававшие большие льготы совместным предприятиям.~~"не прошло и трех месяцев со дня выхода исторического постановления, как грянул финансовый кризис."БУМ"ЗАКОНЧИЛСЯ. ПОРА ЗА РАБОТУ? Можно долго гадать, что было бы, если... Но - как случилось, так оно и есть. Все российско-заграничные СП, о чем уже не раз писал ЗР, вроде бы существуют, но - в большинстве своем в виде "перспективных проектов": иностранные автомобили, даже самые дешевые, стали для большинства российских потребителей не по карману. И это еще не все. Так, по постановлению № 413, в первый год работы СП автомобиль, собранный в России, должен как Почти сразу было объявлено о создаминимум на 10% состоять из российских нии СП "Нижегород моторе" (АО "ГАЗ" - комплектующих, на второй - из 15% и так итальянский концерн ФИАТ). Чуть позже далее - до 50%. Для "Донинвеста", наприАвтоВАЗ заявил об организации совместмер, выпускавшего еще в этом году в Росного производства с "Дженерал моторе", тове "Орион-М", эти 10% состояли... из за"Ижмаш" начал переговоры со "Шкодой"... трат на сборку (бамперы, сиденья, фары), Зачем все это было нужно российским автехнических жидкостей (антифриз, тортозаводам? Руководители их, видимо, счимозная жидкость) и эмблему фирмы с рустали, что более дорогая заморская проским названием. А что же дальше? дукция, освобожденная от налогов, позвоЧтобы собирать в России качественлит неплохо зарабатывать (любопытно, ный современный автомобиль (не важно, что ни одна из потенциальных кандидатов как он будет называться - "Лада", "Волга" в "российские иномарки" не была прямым или "Фольксваген"), нужно срочно развиконкурентом "волгам" и "жигулям" - все вать и собственное производство компони занимали ценовую нишу от 10 до 15 лектующих. Пока для этого есть только тыс. долл.). Кроме того, вероятно, рассчибольшое желание, но нет главного - закотывали, что некоторые цеха (окрасочный, нодательной базы. Постановление № 413 например), построенные на деньги инопредоставляет большие льготы автосбофирм, можно будет использовать для соброчным предприятиям, а вот производиственного производства. Был, наверно, тели комплектующих остаются как бы ни расчет и на то, что под флагом СП можно при чем. Правда, по нашим сведениям, по будет приобретать беспошлинно оборудоинициативе руководителей автозаводов вание, столь необходимое для модернизаготовится проект некоего документа, коции своих заводов. Впрочем, об этом остаторый дает "зеленую улицу" инвестициям ется только гадать, потому что ни одному в производство автокомпонентов. Но от из грандиозных проектов совместного проекта до его реализации дистанция производства не суждено было сбыться: обычно большая.