14
15
IАКТУАЛЬНО /ДОРОГИ ИНЕ - Д УРАКИБИТВА ЗА БЕРЛИН № 2ГОССЕКРЕТАРЬ ГОТОВ ЗАКОПАТЬ В ЗЕМЛЮ 20 МЛРД. ДОЛЛАРОВТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО1 200114БЕРЛИН, МОСКВА, ЕКАТЕРИНБУРГ... ДАЛЕЕ - ВЕЗДЕ Один из героев знаменитого «перестроечного» фильма «Покаяние», помнится, на допросе «чистосердечно» признался, что собирался рыть тоннель от Лондона до Бомбея. Кажется, что может быть глупее? Но нет: в наше время у него нашлись достойные продолжатели. В распоряжении редакции оказалась копия прелюбопытнейшего документа: письмо государственного секретаря Союзного государства Белоруссии и России П. Бородина на имя Президента РФ В. Путина за № ПБ-483, где он предлагает принять участие в формировании «панъевропейской системы международных транспортных коридоров». Похвальная инициатива! Кто же будет сомневаться в важности этого начинания. Вот и уважаемый Пал Палыч пишет: «Особое значение в становлении и развитии Союзного государства Беларуси и России... может иметь развитие автомобильного и железнодорожного комплексов по направлениям двух так называемых «критских» коридоров: № 2 («запад-восток», от Берлина до Екатеринбурга) и № 9 («север-юг», от Балтики к Черному и Каспийскому морям)». Далее госсекретарь излагает краткую историю зарождения и развития на Руси идеи строительства трансконтинентального коридора вплоть до принятия постановления Правительства РФ от 7 сентября 2000 года № 29 «О формировании иразвитии международных транспортных коридоров на территории России». На основании изложенного следует вывод: «Развитие автомобильного и железнодорожного комплексов общеевропейских коридоров Союзного государства с необходимой инфраструктурой (в т.ч. систем связи, телекоммуникаций и электропередачи) может обеспечить дополнительный доход Союзного государства до 15,0 млрд. долл. в год». Замечательная перспектива, не правда ли? Только вот для начала надо немного денег вложить, совсем чуть. По прикидкам г-на Бородина, «стоимость проекта разработки инфраструктуры и строительства автомагистрали, железной дороги, линии электропередач и телекоммуникаций на участке Брест-Минск-Москва (коридор № 2) составляет до 20,0 млрд. долл., и его реализация не может быть обеспечена за счет бюджетных средств». Слава богу, значит, Пал Палыч изыскал средства внебюджетные на сию «стройку века»? Да, он предлагает варику: «Прошу проработать и использовать предложения при реализации имеющихся планов развития инфраструктуры. Доложите Ваше мнение». И что самое любопытное - резолюция датирована следующим днем после подачи письма. Как говорят, срок для прохождения документов в администрации президента - просто фантастический. Глава правительства, надо сказать, тоже резину тянуть не стал, а тут же дал поручения всем заинтересованным министрам. И срок поставил: ант просто расчудесный: «Осдве недели. Тут, надо сказать, новной объем инвестиций заминочка вышла. Месяц планируется обеспечить за прошел, а письменного отвесчет участия иностранных инта министры не дали. Оно и весторов. Возврат инвестиций понятно - никакого техникопредлагается обеспечить поэкономического обоснования ставками электроэнергии от госсекретарь к письму не Министерства РФ по атомной приложил, поэтому не совэнергии при гарантиях Прасем понятно, почему стоить вительства Российской Федедорога должна именно 20 рации». И даже сообщает, что млрд. долл., и приносить он уже давно подписал догоежегодный доход 15 млрд. вор «с представителями конПравда, есть ссылка на ТЭО, церна «Ferrostaal AG» (Гермакоторое разрабатывал в 1998 ния) и компании «Groupe году институт «СоюздорпроDUMEZ GTM», крупнейшиект», но тогда, во-первых, ми компаниями Европы», коречь шла об участке от граниторые помогут найти инвесцы Белоруссии до Екатеринторов. В заключение Пал Пабурга, во-вторых, работа залыч попросил уважаемого вершена не была, а в-третьих, дорожная президента «принципиально Федеральная поддержать проект и поруслужба этот документ не утчить Председателю Правивердила: разработчики не сутельства РФ М.М. Касьянову мели доказать необходипроработать комплекс мер по мость подобной стройки! Деего реализации». ло в том, что сегодня автодорога М-1 от Бреста до Москвы загружена на 70% своих БЫЛИ СБОРЫ НЕДОЛГИ... Это письмо можно было возможностей, а М-7 от бы не рассматривать всерьез, Москвы до Екатеринбурга - и если бы не самая малость: на вовсе на 50%. Конечно, грузы нем стоит резолюция Презииз Западной Европы в Росдента РФ Путина - премьер- сию и обратно идут, но не министру М. Касьянову и мисказать, что мощным потонистру транспорта С. Франком - нынешние магистрали с такими объемами вполне справляются. А то, что дорог в родномгосударствене хватает в принципе - это непреложный факт, но какое отношение к нему имеет новая магистраль? - Я слышал об этом проекте, но, по-моему, цель у него одна, и ее все понимают, считает генеральный директор дирекции автодороги Минск-Москва Владимир Левдиков. - Насколько я знаю, Бородин хочет продолжить «свою» дорогу параллельно существующей, по территориям, в частности, принадлежащим Министерству обороны РФ, и исключительно силами иностранных подрядчиков. Какая тут экономика, какая политика, тут интерес другой... Вы понимаете, речь о сумме в 20 раз большей, чем ежегодно тратится в России на строительство, ремонт и эксплуатацию ВСЕХ автодорог! То, что тут «интерес другой», подтверждают и простейшие расчеты по схеме возврата иностранных инвестиций, которую предлагает П. Бородин. Вспомните - возвращать их он предлагает не из гипотетических прибылей от эксплуатации коридора, а почему-то поставками электроэнергии с наших АЭС. Правда, по подсчетам энергетиков, для этого минимум 10 лет придется перегонять на Запад ВСЮ электроэнергию, вырабатываемую на атомных электростанциях России, да еше протянуть в Европу новую, мощную линию электропередач. В какие затраты вся эта схема обойдется государству? Этого Пал Палыч не пишет; не объясняет и того, как и кому конкретно собирается поставлять электроэнергию, но суть ясна: возвращать кредиты придется из федерального бюджета. Под гарантии которого, собственно, они и должны прибыть в Россию.ТОННЕЛЬ В КОНЦЕ КОРИДОРА Никто, собственно, не сомневается в том, что для России участие в программе строительства трансконтинентальных коридоров жизненная необходимость. Но почему надо «пробивать» этот коридор в стороне от сложившихся путей? Ведь, по мнению специалистов, чтобы превратить действующую уже дорогу в магистраль европейского класса, требуется сумма в десять раз меньшая, чем запрошенная... По сведениям редакции, сегодня проект «завис» в недрах Минфина и Минэкономразвития. С одной стороны, их сотрудники могли бы честно (как они делают в приватных беседах) сказать: да, проект никому не нужный, безумно дорогой и пахнет от него дурно. Но... во-первых, у генерального секретаря Союзного государства, видимо, немалые связи «наверху» (раз так легко и быстро дал ход его письму сам Президент!). А во-вторых, кто знает: если вопреки всем законам экономики и просто здравому смыслу проект все-таки утвердят - почему не «приобщиться»? Так что Пал Палыч не унывает. Ну, не сумел пробить «какие-то там» 2 млрд. долл. на новый парламентский центр - сразу же предложил идею коридора (в разных вариантах - от Берлина до Екатеринбурга или вообще от Лиссабона до Сингапура), но уже за 20 млрд. Не выйдет? Тогда можно вспомнить, что России позарез необходим мост через Берингов пролив. Или - от Курил до Японии. В крайнем случае - тоннель от Лондона до Бомбея. Тоже вариант. Главное - найти достойный повод и деньги под гарантии федерального бюджета... I'Mжкш. мот.Я(к Ш Щ} т^мЬ^Шмйж.Сделано Ь ГермяшиLIQUI MOLYРншляние! Открылся сщжтрёянтм мшзин 'ЩМ/Ш'у МЩЩ Свидетельский пр-т, $м D №.:(095j 1234-100. гЗ лшзине пщм&лт h wrmsi прщ/ущ "LIQWI /VIOL1!'МАСЛА ПРИСАДКИ АВТОКОСМЕТИКАЛИКВИ МОЛИ РОССИЯ. тел.: (095) 728-3857, факс: (095)129-41-98 www.liquimoly.ru