71
72
73
74
колдовствоПРИ СВЕЧАХ1-Я СЕРИЯТЕКСТ / МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН...Могу воткнуть свечу, кому хочу. Однако же ... молчу!ЛЕОНИД ФИЛАТОВ/ЭКСПЕРТИЗАВсередине позапрошлого века, когда еще не было автомобилей, человек запатентовал свечу - не стеариновую и не сальную, а свечу зажигания. Старинные свечи зажигания отдают солидностью и изысканностью - как посуда из княжеского дома... Говорят, что их возили в специальных сундучках - негоже ценной вещице валяться где попало. Прошло без малого полтора столетия. Выяснилось, что современные свечи зажигания поразительно похожи на свою прабабушку - порода оказалась сильнее пастбища...Менялась форма электродов и изоляторов, применяли новые материалы, но в целом идея успешно пропутешествовала во времени - большая редкость в мире изобретений. А ведь условия работы свечи - как в ведомстве Вельзевула: перепад температур между камерой сгорания и подкапотным пространством достигает 2800°С, давление в камере около сотни атмосфер, напряжение - десятки киловольт. Добавьте к этому «производственные вредности» типа химического воздействия продуктов сгорания. В общем, по Высоцкому: «Ничего там хорошего нет!». Любопытно, что, несмотря на «адские» условия эксплуатации, свеча зажигания обычно не вызывает у нас священного трепета. Зайдите в магазин запчастей и оцените «свечное» разнообразие - не правда ли, впечатляет? Похоже, что свечи сегодня производят все кому не лень. Взять, к примеру, хотя бы свечи к «Самаре»... Приобретенные нами 17 комплектов продавались именно для «самар». Чего только не услышишь от «знатоков» про оптимальный выбор! Неожиданно для себя узнаешь, что многоэлектродная свеча обеспечит тебе сноп искр вместо одиночного разряда - обороты холостого хода можно будет снизить чуть ли не вдвое. А накрученный поверх изолятора высоковольтный конденсатор в совокупности с приваренным вокруг электродов цилиндрическим кольцом сократит расход топлива раза в полтора-два и приучит переходить со второй передачи сразу на пятую... Скептики, правда, презрительно ухмыляются: они-то давно знают, что все свечи одинаковы, просто менять их нужно вовремя. Попробуем во всем этом разобраться. Найти правильные ответы на возникшие вопросы нам помогут ОСТ 37.03.081-98 «Свечи зажигания искровые», ГОСТ 17.2.2.03-87 с требованиями к содержанию вредных веществ в отработавших газах, ГОСТ 20306, посвященный топливной экономичности, а также всевозможное испытательное оборудование и, как всегда, эксперты из солидной организации. Сначала пристально рассмотрим свои покупки - внешний вид, размеры и все такое. Затем измерим искровой зазор между электродами в состоянии поставки и сравним его с данными, указанными на упаковке. После этого воспользуемся барокамерой - проверим герметичность свечей при давлении газа 20,0 кгс/см2 (утечка через соедине3 ния деталей свечи не должна превышать 5 см /мин). Здесь же оценим бесперебойность искрообразования при давлении газа от 8,5 до 10 кгс/см 2 (в зависимости от величины зазора). Потом измерим сопротивление встроенного резистора, определим механическую прочность свечи, оценим топливную экономичность и уровень вредных веществ в выхлопных газах - в общем, на первый раз работы хватит. Остальное - потом. КОМПАНИИ И РЫНКИАнкетные данные свечей приведены рядом с их фото. Там же дано краткое содержание «первой серии» испытаний применительно к каждому комплекту. Начало получилось удачным явный брак обошел нас стороной. Немножко подкачали только свечи № 6 из Энгельса - форму их боковых электродов трудно назвать правильной... С присоединительными и габаритными размерами также все в порядке, если закрыть глаза на экстравагантные конденсаторные «нахлобучки» у № 17 - в стандартах про них, естественно, ничего нет. Кстати, эти же свечи нельзя очистить от нагара - мешает приваренное кольцо. Влияние искрового зазора на поведение свечи - статья особая. Только три инструкции из семнадцати (№ 7, 10, 12) рекомендуют установить его согласно пожеланиям завода-изготовителя автомобиля: дескать, ему виднее... Думается, что это правильно. Соблазн увеличить в погоне за киловольтами искровой промежуток велик, но при этом в напряженном режиме заработает не только свеча, но и все ее коллеги: катушка зажигания, крышка распределителя, бегунок и др. Кроме того, увеличение величины пробивного напряжения чревато возникновением нежелательных импульсов в низковольтной цепи, из-за чего может «задурить» вся бортовая электроника. И еще немного о зазоре. Его стабильность в одноименных свечах - косвенный показатель качества производства. Поэтому особо отметим свечи «Беру Ультра» № 4 - их зазоры в точности соответствуют заявленному. Напротив, комплект № 14 «ПЕРЕСВЕТ-Л» продемонстрировал полное несовпадение «характеров» в диапазоне от 0,6 до 0,9 мм. Или «двухискровой» свече это не нужно? А что такое вообще эта «двухискровая» свеча с распиленным пополам боковым электродом (фото 1)? Покупатели на рынках много лет как заколдованные наблюдают за разрядами, прыгающими в обоих искровых промежутках. Эффект налицо - надо брать... И никак горемыки не возьмут в толк, что именно за этот зрительный эффект предшественники братьев Люмьер брали деньги еще с наших прадедушек! Фотографии не могут двигаться, но если быстро их менять, то как раз и получится "кино". То же самое и здесь - искровой разряд в каждый момент времени только один, а нашему глазу кажется, что их несколько... А как же фирменные многоэлектродные свечи (№ 3,10,15)? Они нужны не для того, чтобы дурить публику, а А17ДВР изготовитель/ Завод автотракторных запальных свечей, Энгельс, Россияцена за 4 шт. / 45 руб .А17ДВРМизготовитель / ЗаводLR15TCизготовитель/ цена за 4 шт./ BRISK, Ч ехия 120 руб .автотракторных запальных свечей, Энгельс, Россияцена за 4 шт. / 50 руб .Опять повезло наполовину - вновь смесь русского с ненашенским. Каждая свеча содержит Наконец-то нашли русскоязычный текст по применяемости изделий - постарались московские дилеры, расфасовывающие свечи в свои упаковки. А вот сами свечи не понравились: боковые электроды имеют неправильную форму, да и расположены весьма вольготно. Зазор все-таки померили - от 0,5 до 0,54 мм. Встроен резистор. Применяемость свечей не указана - жаль. Зато производители рекомендуют выставить зазор согласно техническим требованиям изготовителей автомобилей - это правильно. Кстати, в наших экземплярах он оказался равен от 0,65 до 0,72 мм. Встроен резистор. по три боковых электрода - зазор рекомендуется выставить «под конкретный автомобиль». Результаты замеров - от 0,73 до 0,76 мм. В цепь центрального электрода встроен резистор.L15YCизготовитель / B RISK , Ч ехия цена за 4 шт./ 100 руб .для повышения надежности работы системы зажигания. Как только условия пробоя в одном из искровых промежутков (фото 2) ухудшатся, он тут же передает эстафету соседу - и т. п. А поскольку именно боковой электрод изнашивается сильнее (центральный, хитрец, спрятался в корпус и неплохо охлаждается), то многоэлектродная свеча прослужит дольше. Отметим, что создатели свечей NGK (№ 5) решили эту проблему иначе - V-образная форма центрального электрода поочередно работает своими двумя «половинками» и тем самым обеспечивает равномерный износ своего бокового напарника. Резистор, установленный в цепи центрального электрода некоторых свечей, предназначен для снижения уровня радиопомех. Особого влияния на характеристики системы зажигания он не оказывает. Механическая прочность всех свечей оказалась на высоте. Испытания на герметичность и на бесперебойностьRN9YCизготовитель / C HAMPION , цена за 4 шт. / 230 руб . ЕСПрименяемость на русском не указана. Заявленный зазор 0,7 мм оказался равным от 0,65 до 0,7 мм. В цепь центрального электрода встроен резистор. Применяемость указана, но опять-таки для полиглотов - надо учить языки... Зазор оказался равным 0,65-0,68 мм. В цепь центрального электрода встроен резистор. цена за 4 шт. /L15Yизготовитель / ООО «Бриск», Озерск, Россия 80 руб .RN9YCCизготовитель / C HAMPION , цена за 4 шт. / 345 руб . ЕС№ 9Применяемость указана, но не по-русски. Зазоры практически одинаковы - из четырех свечей лишь одна отклонилась от 0,8 на 0,01 мм. В цепь центрального электрода встроен резистор.Применяемость указана не по-нашему, зато рекомендация выставить зазор согласно пожеланиям изготовителей автомобилей дана по-русски. Замеры показали, что реальные зазоры составили от 0,65 до 0,7 мм. А резистора нет. КОМПАНИИ И РЫНКИА17ДВ-10 «Чемпион России»изготовитель / «Автоконинвест» Россия цена за 4 шт. /150 руб. искрообразования также не вызвали трудностей. Измерения уровня вредных выбросов в отработавших газах и расхода топлива при установившемся движении показали, что результаты находятся на одном уровне в пределах ошибки измерений. Простите, так что же получается разницы между комплектами с десятикратным разбросом цены нет? Да, все новые исправные свечи действительно ведут себя практически одинаково. Однако вспомним еще раз В. Высоцкого: «Я на десять тыщ рванул, как на пятьсот - и спекся...». А хорошая свеча должна быть именно стайером, поскольку различия в изделиях разных фирмв основном проявляются в процессе эксплуатации. Поэтому первая серия испытаний закончена - теперь каждый комплект свечей должен набегать по полигону примерно тысячу километров. А затем мы повторим испытания: оценим интенсивность износа электродов, проверим изменение зазоров, проследим за разрушением изолятора, посмотрим на коррозию металлических деталей - подобный букет замеров и должен будет расставить все по своим местам. «Съемки» второй, заключительной серии уже начались... I ЗР|А17ДВРМизготовитель / Уфимский завод электротехнических изделий, Россияцена за 4 шт. / 40 руб .№16Самый дешевый комплект из 17-ти. Применяемость изделия не указана - вместо этого оговорено наличие медно-никелевого центрального электрода и никелевого покрытия корпуса. Указан искровой промежуток - 0,7 мм, на деле оказалось от 0,7 до 0,72 мм. В цепь центрального электрода встроен резистор.«Чемпионов», конечно же, знают в лицо, но вот ссылка на применяемость отечественного изделия не помешала бы... Вместо обещанного зазора 0,6-0,9 оказалось 0,5-0,51 мм. Резистора нет. Свеча, по мнению изготовителей, имеет двойную изоляцию - дополнительное керамическое кольцо на изоляторе должно исключать коронный разряд. Обещаны легкий пуск и экономия 5% топлива, а также уменьшенный нагар и отталкивание воды.«Система зажигания ПУЛЬСАР»изготовитель / Фирма «Пульсар силэн», изготовитель - завод «Рассвет», Россия цена за 4 шт. / Договорная №17А17ЛВ-10 «Свечи двухискровые ПЕРЕСВЕТ-Л»«IШРЕСВЕТ-Л», Россия цена за 4 шт. /110 руб. изготовитель /9063СА4 FD3изготовитель / AUTOLITE, Франция цена за 4 шт. / 320 руб.Опытная партия необычных свечей претендует на многое - резко сократить расход топлива и уровень вредных веществ, извергаемых выК текстовому сопровождению претензий нет - указана применяемость, приведены иностранные аналоги. Искровой промежуток не указан, однако рекомендовано через 15-20 тыс. км либо уменьшить его «до нормального», либо... заменить свечи. Резистор отсутствует. Указано, что при нарушении зазоров нарушается оптимальная настройка свечи на данный тип двигателя! Заметим, что реальный зазор находится в пределах от 0,6 до 0,9 мм! Обещаны экономия топлива, полное сгорание смеси, улучшение динамики. Применяемость - не по-нашенски. Заявленный межэлектродный зазор 0,8 мм оказался в трех электродных свечах равным от 0,78 до 0,83 мм, причем в каждой свече искровые промежутки были неодинаковыми. Резистор отсутствует. хлопной трубой, а также улучшить динамику, поднять приемистость и т. п. Ну-ну... Каждая свеча «Пульсара» состоит из свечи NGK BP6ES и конденсатора К15-34. Японская свеча доработана: ее электродное пространство закрыто приваренным кольцом, что создает своего рода мини-камеру в цилиндре. Конденсаторы К15-34 давно поступают в продажу под наименованием «Усилитель искры» (ЗР, 2000. № 7). Они, по замыслу создателей, накручиваются на изолятор свечи и срактически подключаются параллельно искровому зазору. Величина самого зазора в «пульсарах» не оговаривается, да и проконтролировать ее нельзя - не подлезешь... Резистор отсутствует.