170
171
/ГОТОВИМСЯ К ТЕХОСМОТРУНАМ НЕ СТРАШЕНЭТОТ ПИКЕСЛИ ТОРМОЗА ЗАРАНЕЕ ПРОВЕРИЛИ НА СТЕНДЕПроверка тормозов. Стенд СТС-2 в учебном центре ГАРО.ТЕКСТ / ВИКТОР СЛЕСАРЕВНам бы радоваться, что в России, как почти повсюду, к безопасности автомобиля стали относиться более серьезно. Внедряют инструментальный контроль (в отличие от дедовского, где главным «прибором» был милицейский сапог!). Но вот незадача - чаще всего с ПИКа (пункта инструментального контроля) нас изгоняют за отклонения в работе тормозов. (Это не случайно. Добросовестный владелец все остальное - от света фар до содержания СО в выхлопе - способен отрегулировать и сам!) Поиск причин неполадок часто отнимает уйму сил и времени, но не дает результата, тогда как специальный тормозной стенд (такой же, как на ПИКе) позволяет в считанные минуты детально исследовать любую систему. ...Итак, не поехать ли в сервис, располагающий подобным стендом? Сегодня даже в столице найти такой непросто, хотя всевозможные «автосервисы» - на каждом углу. ['1 Приемы у них стары, как мир: меняют детаЯ ли на новые - ведь клиент, убитый неудачейна ПИКе, денег не пожалеет. Стенд таким мастерам ни к чему: он, чего доброго, сразу подскажет, в каком узле копеечную манжетку заменить! Конечно, перемены зависят и от самих владельцев: спрос рождает предложение. Когда наш брат поймет, что проверять тормоза стоит не единожды в году, перед техосмотром, а почаще, тогда, глядишь, и нужное оборудование на СТО появится. Сегодня едва ли не все жалуются на конфликты с ПИКами. Уж этот-то «контингент» владельца стенда на руках бы носил! Представьте, что проверка тормозов (за несколько минут!) стоит столько же, что и балансировка, - от желающих отбоя бы не было. Но где взять оборудование? Недавно мы посетили известный опытным ремонтникам завод ГАРО в Великом Новгороде. Это основной разработчик и изготовитель средств технического диагностирования автомобилей в России. С тех пор как завод впервые о себе заявил в 1957 году, перечень всего, что он производит, расширипся настолько, что одной журнальной статьей не охватить. Апервые тормозные стенды, представленные широкой публике на выставке в Сокольниках в 1973 году, постоянно совершенствовались, превратившись сегодня в те самые компьютеризованные, которые нагоняют на нас понятную робость при техосмотре: от них дефекты не скроешь! Первый - СТС-2. (Кстати, дипломант конкурса «100 лучших товаров России» 1999 года.) Силовой роликовый стенд (фото 1) для контроля тормозных систем автомобилей от легковых до мини-грузовиков, с нагрузкой на ось до 2ти шириной колеи до 1820 мм. Обработанные компьютером результаты измерений выводятся на экран монитора и принтер. Стенд измеряет усилие на педали тормоза, тормозную силу каждого колеса, приходящуюся на него долю общей массы автомобиля и время срабатывания тормозной системы. Затем вычисляются расчетные параметры (в соответствии с ГОСТ 2547891) -удельная тормозная сила, коэффициент неравномерности тормозных сил. Стенд позволяет исследовать систему и более детально - с воспроизведением разнообразных режимов торможения, контролем пробуксовки. (Если последняя превысит 15%, привод автоматически отключается, оберегая шины от повреждений.) В октябре 2000 года, когда готовился наш материал, стенд СТС-2 можно было купить (с учетом НДС) за 264 000 руб., что сопоставимо с ценой приличного балансировочномонтажного оборудования. Другой стенд, СТС-10 - для грузовиков. Лауреат конкурса «100 лучших товаров России» 2000 г. Допустимая нагрузка на ось - до 10 т, колея - до 2160 мм. Имеет свою специфику - позволяет определить асинхронность срабатывания тормозов автопоезда, «совместимость» его звеньев. Новинка ГАРО - универсальный тормозной стенд для грузовых и легковых автомобилей. Некоторые автохозяйства, вероятно, предпочли бы именно такой. Конструкции постоянно совершенствуются. Идут, например, исследования роликов непривычного вида со специальным шероховатым покрытием, на ощупь вроде асфальтобетонного! Такие ролики (фото 2) обеспечивают наибольший коэффициент сцепления с распространенными типами шин. Кстати, здесь же видны элементы новых рам из крупных гнутых панелей. Результат: стенд легче, меньше затраты металла и труда, выгоднее производство. Чтобы повысить точность и надежность, сегодня в Новгороде осваивают и новые стенды - целиком на ос- нове фирменных, западных комплектующих. Образцы уже показывали на различных отраслевых выставках. Конечно, безопасность машины не сводится к исправности тормозов. ГАРО производит все необходимое и для проверки других систем - от контроля люфтов в управлении и углов установки колес до оценки светопропускания стекол или регулировки света фар. Заказчик может обзавестись всем этим в виде комплекса, заказав стационарную линию технического контроля ЛТК-1Л или ЛТК-1Г (соответственно для легковых и грузовых автомобилей). А тем, кому это удобнее, завод ГАРО поставляет мобильную станцию технического контроля - СТК-1Л в виде контейнера, перевозимого на платформе грузового автомобиля (фото 3). Возможен контроль техже автомобилей, что и на стенде ЛТК-1Л, но высотой не более 2600 мм. Наконец, всякий, кому не безразлично, какая «экология» достанется нашим потомкам, по достоинству оценит различные приборы для измерения содержания окиси углерода (СО), углеводородов (СН) в отработавших газах бензиновых двигателей и определения дымности дизельных. В связи с бурным развитием диагностики двигателей особую ценность приобретают такие приборы, как мотор-тестер МТ-5 (фото 4) для исследований бензиновых и дизельных двигателей, тестер ДСТ-2М - для систем впрыска автомобилей ВАЗ и ГАЗ. Наконец, выпускается комплекс КАД-300-03 (фото 5) - компьютерной диагностики бензиновых двигателей с различными системами питания идизелей. Создан на базе персонального компьютера IBM PC с принтером и цветным монитором. Управление - с клавиатуры и (или) инфракрасного дистанционного пульта. Комплекс формирует базу технических данных и результатов диагностирования автомобилей. Основные функции комплекса - мотортестер или тестер впрыска с контролем всех систем (энергоснабжение, зажигание, пуск, питание), а также механического состояния двигателя - компрессии в каждом цилиндре, баланса мощности и т. д. Особенно актуален такой комплекс для тех, кто занимается диагностикой и ремонтом современных двигателей ВАЗ и ГАЗ с распределенным впрыском. Но постепенно специалисты ГАРО осваивают и популярные иномарки... |ЗР|Юпулярное изделие - мотор-тестер МТ5.Комплекс КАД-300 в сборе. К работе готов!