106
107
МЫ И АВТОМОБИЛЬ /ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯАВТО НАЦИОНАЛЬНОЙБЕЗОПАСНОСТИГАРАЖУ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ - 80 ЛЕТТЕКСТ / СЕРГЕИ КАНУННИКОВ ФОТО / ВЛАДИМИР КНЯЗЕВ, АРХИВ гоно трассе мчится кортеж автомобилей. Над машинами тяжелое зимнее небо, под колесами снежная жижа и клочки укатанного льда. Внезапно сбоку выскакивает заляпанный грязью джип. Шестиметровый пятитонный лимузин резко меняет направление, уходя в управляемом заносе в безопасную зону. Автомобили охраны мгновенно ощетиниваются стволами...П...Это учения. Водители гаража особого назначения (ГОН) регулярно отрабатывают действия в экстремальных ситуациях, ведь в их руках безопасность первых лип России. В 1906 году в Петербурге был организован гараж Его Императорского Величества. С февраля 1917-го шоферы возили членов Временного правительства; в октябре сорок шесть автомобилей перешли в ведение Совнаркома. В 1918-м гараж переехал в Москву. В Кремле разместили автомобили, обслуживающие главу правительства - В. И. Ленина. Они-то и составили Особый гараж, приказ о создании которого был подписан 31 декабря 1920-го. В первый рейс в январе следующего года Степан Гиль, шофер Ленина, выехал, будучи уже начальником ГОНа. Обеспечить безопасность пассажиров тихоходных, неповоротливых, часто открытых машин было нелегко. Для обслуживания и ремонта водителям полагался помощник. Он, в частности, должен был... крутить заводную ручку. Автомобиль, обслуживающий «объект государственной охраны», по терминологии ГОНа - «основной». Мобильная крепость с целым узлом связи на борту должна служить надежно и безотказно. Любая фирма стремится стать поставщиком правительственных гаражей строить авто для первых лиц государств престижно и почетно. Дореволюционные «роллс-ройсы», «рено» и «руссо-балты» дряхлели. В ЮНе появились новые модели, в основном американские - «бюики», «паккарды», «линкольны». В 1936-м гараж пополнили первые бронированные (как говорят профессионалы, «тяжелые») лшшины - двенадцатицилиндровые «паккарды». После войны главный гараж страны комплектовали отечественной техникой. В 1946-м появились ЗИС-110, чуть позднее - тяжелые (кстати, более 7 тонн!) «115-е». Потом в ЮНе служили «чайки» и ЗИЛы - от «111го» до «41052». В 60-е и 70-елимузины завода имени Лихачева были вершиной отечественного автомобилестроения: ошеломляющая динамика, автоматическая коробка передач, кондиционер... Даже по мировым меркам ЗИЛ был достойным представительским автомобилем. Однако традиционный для машин такого класса консерватизм перерос в техническую отсталость. Да и беда всего отечественного автопрома - низкое качество комплектующих - не обошла ЗИЛ стороной. Так, в середине 80-х в Париже, на территории Елисейского дворца гоновцы вынуждены были в считанные минуты менять на лимузине М. С. Горбачева карбюратор. Прокладку иглы растворил... бензин. Каждый автомобиль, претендующий на прописку в Кремле, проходит придирчивый отбор и жесткие испытания. К мнению работников особого гаража прислушиваются По архиву ГОНа можно изучать историю страны и представительских автомобилей. Лето 1950-го, Кавказ. Председатель Верховного Совета СССР Н. М. Шверник со своей охраной в «Паккарде». Конец 40-х: «основной» и машина охраны ЗИС-110 и ЗИС-101.-••»* > •1:.Щ^ШШР'модификация с неофициальным именем лась в Крыму особенно пасмурной. На оче«Скорпион» - легкий лимузин с подножкаредном левом повороте Рузвельт облокоми и поручнями, приспособленный для тился на ручку, и тяжелая дверь распахнунужд охраны. лась. Выводя массивный лимузин из повороСовременный автомобиль охраны та, водитель ухватил президента за плечо должен сочетать в себе противоречивые и буквально впшщил в салон, а телохранисвойства - динамику «основного», вметель дотянулся до предательской двери... стительность, высокую посадку экипаЗа 80 лет работы ГОНа ЧП можно пежа (охрана должна видеть на два хода ресчитать по пальцам. Ведь главное для вперед), способность преодолевать преводителя - не умение выходить из крипятствия, например, солидной высоты тической ситуации, а способность предбордюр, наконец, отличную управляевидеть и предотвратить ее. Попасть за мость. Нынешние «Мерседес-Бенц Ге- руль гоновской машины непросто. Налендеваген» и американские джипы - чальные условия: солидный стаж безне более чем приемлемый компромисс. аварийной работы и отменное здороНад идеальным автомобилем охраны вье. Кандидаты учатся на специальных думают не только в ГОНе, но ив КБ некурсах: психологическая подготовка, откоторых зарубежных фирм. тачивание водительского мастерства, владение оружием. Только после этого Ф. Рузвельта посадили на переднее сидеВсе машины здесь ремонтируют и обновичку открывают заветные двери, но служивают по авиационным технологинье: из-за парализованных ног президенту за руль «основной» машины он сядет не ям. Детали и узлы меняют независимо США было удобнее рядом с водителем. Задраньше чем через год. от пробега, с периодичностью, установний диван заняли дочь и зять президента, ленной на основе многолетнего опыта, охранники разместились на откидных си- Из воспоминаний гоновцев можно скрупулезно собираемой статистики, деньях-страпонтенах. Водитель Ходаков бы собрать толстенный том. Мнобыло рекомендаций производителей. На каплавно тронул «Паккард», и перед капотом интересного и удивительного они го ждую машину составлено досье, куда потянулся серпантин, местами прикрызнают. Но всего никогда не расскажут. заносят сведения о любой замененной тый клоками тулшна. Зима 1945-го выдаСлужба такая, особая. 1»Р| или подтянутой гайке. Кстати, ремонтная база ГОНа авторизована как СТО «Мерседес-Бенц». Автомобили дополнительной охраны ввели в 1934-м, после убийства С. М. Кирова. В ЮНе служили ГАЗ-А и «эмки», «победы» и «волги». Были здесь и малоизвестные модификации «двадцатьчетверки» - с мотором «Форд», отечественным 120сильным роторным агрегатом, ГАЗ-24-24 с «чайковским» V8. Эту модель шоферы до сих пор всполшнают с грустной усмешкой. Чтобы обеспечить волку, замаскированному под овцу, мало-мальски приемлемую управляемость, в багажник клали балласт - мешок с песком. А стандартные тормоза в сочетании с 200-силъным лютором вгоняли в пот даже самых выдержанных. В обицем, достойным сопровождением ЗИЛу оказался... ЗИЛ. Так родилась специалисты ведущих мировых фирм. Сегодня основные автомобили ГОНа «мерседесы». Однако даже признанный гранд автомобилестроения - фирма «Даймлер-Крайслер» делает для ГОНа специальные машины. Среди них тяжелый «Пульман», построенный на основе модели W140. Возможно, и первый длинный «Mepceflec-W220», одетый в броню (эта версия современного S-класса пока в работе), тоже пропишется в Кремле. Парк ЗИЛов увеличивается, прирастая одной-двумя машинами в год. Однако отечественные лимузины стоят 300 тысяч (!) долларов - значительно дороже «мерседесов». Поэтому полностью укомплектовать ГОН российскими автомобилями невозможно.