56
57
58
ТЕХНИКА/НОВИНКИРУБРИКУ ВЕДУТ / АЛЕКСЕИ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, МАКСИМ САЧКОВ«БОШ» СТЕЛЕТ СОЛОМКУОПРОКИДЫВАНИЕ НЕ БУДЕТ СМЕРТЕЛЬНЫМК счастью, ситуация меняется. "Бош" представил конфоллер подушек безопасности со всфоенными гироскопическим сенсором крена автомобиля и двумя датчиками линейных ускорений. Не думайте, однако, что внуфи спрятан волчок гироскопа с электроприводом. Нет, все скрыто в кристалле кремниевой микросхемы. Постоянно обрабатывая сигналы, блок управления мгновенно распознает и оценивает опасность опрокидывания автомобиля и, не дожидаясь начала толчков и ударов, включает подушки, защищающие головы водителя и пассажиров, а также преднатяжители ремней безопасности. Новый сенсор нечувствителен к колебаниям температуры, механическим воздействиям и легко размещается внуфи элекфонного блока. Свободно приобрести новое устройство изготовители автомобилей смогут уже в наступившем году. I'MВ пластиковой коробочке - и «гироскоп», и два акселерометра.Проведенный недавно немецким журналом «Аутобильд» тест полноприводных автомобилей подтвердил: перевернуться при «лосином тесте» (имитация объезда препятствия) можно на любом джипе. Да что там, даже БМВ-330 xi поднял колеса в воздух! А среди всех аварий перевороты составляют целых 20%!Когда возможности средств активной безопасности исчерпаны, на последнем рубеже человека защищают ремни, подушки, подголовники... Вот только датчики, запускающие пиропатроны газогенераторов и преднатяжителей, не обучены распознавать ничего, кроме банальных столкновений.В ДОРОГЕ КАК ДОМАВМЕСТО ГНЕЗДА ПРИКУРИВАТЕЛЯ - ЕВРОРОЗЕТКАПреобразователи постоянного напряжения известны давно. Еще в стареньких ламповых приемниках на «победах» жужжали электромеханические прерыватели, превращавшие постоянный ток в переменный, поддающийся фансформации. Потом, когда появились транзисторы, процесс стал бесшумным. Впрочем, нужда в нем отпала: приемники тоже отказались от высоковольтных радиоламп. А вот с появлением разного рода приятных мелочей, работающих только от переменного тока 220 В, вновь возникла потребностьВсего одна розетка,но какая!в преобразователях, причем более мощных. Получить напряжение нужной величины, но «прямоугольной формы» нефудно, вот только подходит оно не для всех потребителей, привыкших к синусоидальной кривой из домашней розетки. Из-за нарушенного соотношения между эффективным и амплитудным значениями такого напряжения они вступают в противоречие: если добьешься правильной работы, скажем, утюга, то телевизор будет работать «в пол-экрана». А если подогнать амплитуду под требование телевизора, то перегорит утюг... Кроме того, прямоугольное напряжение - источник радиопомех. Все это хорошо известно элекфикам, но сделать мощный преобразователь с чисто синусоидальной формой волны достаточно компактным и доступным для рядового потребителя до сих пор не удавалось. Поэтому выпущенный фирмой «ВЭКО» (WAECO) полуторакиловаттный (!) преобразова-Дистанционный выключатель «домашней» электросети.тель 12/24 В - 220 В, 50 Гц с «синусом» на выходе - это давно ожидаемая новинка. А его КПД - 90% - вообще выше всяких похвал! Такой ящичек обеспечит подходящей энергией целый дом на колесах - хватило бы аккумулятора да генератора. Впрочем, это уже другая проблема. Установить прибор можно хоть в самом дальнем углу машины: беспроводный пульт позволит управлять им дистанционно. Впрочем, выключать его особо и не нужно: в режиме холостого хода преобразователь потребляет всего... 1 ватт. 1»1 u nxIT «^устанавливается под капот или бампер, работас, - 0/5 л/ч) и включается с программируемого *{пулм>брелог - на снимке справа], га Ли встретите зиму во всеоружии! *}kJ£\UUM3 mli A IJUSJ ijij ^ j iiijaJ ^ S si ' Tл л. Генеральный представитель в России:tfaJЧЬеето-М", Москва, 1-й Силикатный пр. 1 тел./факс (095) 747-78-41,259-03-77,256-40-16, сервис: 787-24-97Архангельск Белгород Екатеринбург Мина (8182)24-33-69 (0722)27-27-72 (3432)22-04-06 (10375172)20-18-94 Мурманск Н.Новгород Новосибирск Новый Уренгой (8152)37-69-43 (8312)53-83-93 (3832)20-67-02 (34549)33-929 Самара С.-Петербург Сургут Тюмень (8462)56-95-65 (812)538-79-40 (3462)33-95-02 (3542)25-47-88>astoподробнее о фирме "Вебасто", её продукции и официальных дилерах:www.webasto.ru«ПРАВИЛО РЫЧАГА» ВЫСЕКАЕТ ИСКРУМОНОПОЛИИ КАТУШКИ ЗАЖИГАЕ ИЯ 1РИ] 1ЕЛКОНЕЦногие фирмы уже давно «имели зуб» на этот высоковольтный | фансформатор: в век элекфоники хотелось бы гибко управлять искровым разрядом, но ведь не будешь изменять количество витков в такт движению педали газа! Система, предложенная московской фирмой «Сувенир» и испытанная НИИ автоэлекфоники, пришлась как нельзя кстати. Внешне пьезоэлектрический трансформатор выглядит совсем просто (и стоить, обещают разработчики, будет не более полутора долларов!), только вот изготовить такой «кристалл» до сих пор не удавалось. Работает он по принципу рычага: на короткий конец подается ток низкого напряжения и большей силы, а с длинного снимают необходимые для пробоя искрового промежутка 8-25 кВ. Чтобы такой процесс стал возможен, в теле пьезоэлемента надо возбудить колебания, поэтому управляющее напряжение представляет собой не одиночный импульс, а систему высокочастотныхМОбычный контроллер, управляющий впрыском и зажиганием, новой системе не подходит. И не только потому, что не может вырабатывать напряжение ультразвуковой частоты 250-300 В. Тут нужна и совершенно другая профамма. В обычной системе зажигания ток впер вичную обмотку катушки подается до момента искрообразования (чтобы в Экспериментальный контроллер для «Волги» и сердечнике накопилась энергия магнитсвечной наконечник с пьезоэлектрическим трансного поля), а сама искра образуется почформатором внутри и снаружи (для наглядности). ти сразу за разрывом цепи первичной (40-60 кГц) колебаний. Соответственкатушки. В пъезоэлекфическом зажигано, и на выходе получим не одну иснии разряд возникает лишь через 0,3-0,5 кру, а непрерывный дуговой разряд с мс после подачи на кристалл высокочаэнергией до 200 (!) мДж, состоящий стотного напряжения и длится вплоть из 60-100 следующих друг за другом до его выключения. Поэтому специалиискр. Причем поддерживать его можстам из НИИАЭ пришлось немало поно сколь угодно долго, хоть на протятрудиться над профаммами для подожении всего рабочего хода поршня - пытных «Волги», ЗИЛа и «Фольксвагевыдержали бы свечи. Надо ли говона», мотоциклов и мотороллеров. рить, что надежность воспламенения Сейчас наибольший интерес к разратопливного заряда и полнота сгоработкам «Сувенира» проявляют... западния значительно повышаются, а знаные фирмы - неизвестно, машина какой чит, больше будет мощность и меньмарки первой удивит мир жужжащей, а ше вредных выбросов. не щелкающей искрой. I ЗР I ТЕХНИКА /НОВИНКИНАКАЧИВАЕМ... МЫШЦЫ«ЖИВОЙ» ПНЕВМОПРИВОДеловек, идущий по улице, не просчитывает каждый свой шаг по сложным физическим формулам. Его мозг подсознательно воспринимает окружающую информацию, не задумываясь, анализирует и отдает соответствующие команды конечностям. А те послушно идут... Вот бы перенести такой принцип управления с великолепной обратной связью из биологии в механику! Разрабатывая новый тип исполнительных устройств, специалисты ставропольского НПО «Пневмотро- привод укорачивается (мышца сокрараничит давление и не позволит им закрываться дальше. ника» изучили физиологию и нейрощается). Изменяя управляющее давление, Размеры мышц зависят от места рафизиологию мышечного сокращения. При работе любая мышца сокраможно ограничивать ход привода и боты, усилия, величины перемещещается вследствие утолщения (то есть усилие, с которым тот тянет или удерния. Если требуется минимальная симы командуем мышце пополнеть, а живает объект. Разработано нескольла и малюсенький рабочий ход, сгота, сокрашаясь, приводит, допустим, ко консфукций. Самая простая - бадится миниатюрный привод (рост 50 руку в движение. Только, ради бога, не зовая - с двумя фиксированными помм, диаметр 5 мм). Самый сильный и думайте над этим слишком глубоко - ложениями. Механизм посложнее оскрупный представитель вырос до разучитесь ходить! Процесс-то чаще нащен встроенным электрическим 1300 мм в длину и 50 мм в обхвате. всего подсознательный... Вспомните: регулятором давления - оператор за Все, от мала до велика, работают в ежик забыл, как дышать, и умер). Но пультом корректирует работу приволюбом положении - тут никаких огсамое главное - на основе нового да. Причем менять направление и раничений нет. Механическая мышца соединила в принципа управления можно созда- усилие можно быстро ив любой мовать интеллектуальные технические мент. Другая система оснащена обрат- себе достоинства пневматического и системы. Что инженеры и сделали, ной связью. Отслеживая давление и гидравлического приводов. По скороразработав механическую мышцу. Веперемещение, она самостоятельно за- сти срабатывания она не уступает роятно, эти устройства раньше всего даст рабочий ход и усилие. Напри- «гидравлике», однако передаточное появятся на автобусах, где будут отмер, если нерасторопный пассажир число можно реализовать более высоавтобуса застрял между дверными кое. При работе ей несвойственны крывать и закрывать двери. Оболочка выполнена из эластичностворками, встроенный регулятор ог- рывки и удары, которыми сфадает чисто пневматический приго и износостойкого матевод. Кроме того, в простой и риала, армированного недорогой консфукций нет гибкими нерастяжимыми трущихся деталей, поэтому нитями. Они делят мышресурс практически неофацу на несколько секций, ничен. Испытания показали, трансформирующихся в что мышца способна добропроцессе работы (см. рисовестно открыть и закрыть сунок). В «расслаблендверь не менее 2,5 млн. раз! ном» состоянии длина Автомобиль все больше и привода максимальна, дабольше становится похож на вление маленькое - ячейживой организм. Раньше он ки в этот момент цилиндперенимал только принцирические. Чтобы «напы работы, теперь копирует прячь мускул», внутрь чечасти тела; завтра, глядишь, рез штуцер подают возвстретимся с ним в столодух. Секции набухают вой, на собачьей площадке (мышца утолщается), поили еще в каком-нибудь обстепенно принимая форщественном месте. 1»1 му бочки, затем шара, и Один из вариантов применения механической мышцы - привод ТВ . НДЧ