1 КОМПАНИИ И РЫНКИ 1 /ЭКСПЕРТИЗАПередовыетехнические решения не должны быть перечеркнуты низким качеством изготовления.НЕ ПАНАЦЕЯВЕНТИЛИРУЕМЫЕ ТОРМОЗА - ХОРОШО, НО.Т КТ /АЛЕКСАНДР БУДКИН ЕСНапомним краткое содержание предыдущих «тормозных» серий. В ЗР, 1998, № 7 мы проверили, как тормозит «восьмерка» с разными колодками - выбирали из шести комплектов, отечественных и импортных. В ЗР, 2000, № 1 рассказали, на что способна «десятка» с тремя вариантами вазовских тормозных механизмов - 2108 (13 дюймов, невенталируемые), 2110 (13, вентилируемые) и 2112 (14, вентилируемые). Там же разобрали тормозные диски 2108 от разных производителей. Осталось проверить сами вентилируемые диски, оценив их достоинства и недостатки. ПРОЙДЕМТЕ В ЛАБОРАТОРИЮ Замечено, что на «десятках» с вентилируемыми тормозами частенько ощущается биение на педали тормоза. Оно может исчезать и появляться вновь, не подчиняясь, как кажется на первый взгляд, привычной логике. Чтобы приоткрыть эту «завесу таинственности», мы решили прибегнуть к дотошной лабораторной проверке. Как и год назад (см. ЗР, 2000, № 1), нас будут интересовать все свойства тормозного диска, определяющие его работоспособность. Конструкция (ее можно оценить, имитируя торможение на специальном стенде), геометрия (в первую очередь именно она влияет на биение педали тормоза), твердость (этот параметр определяет износ и по разбросу значений позволяет оценить однородность структуры материала), наконец, реакция диска на перегрев - в зависимости от конструкции и материала коробление диска при работе в тяжелых условиях может оказаться более или менее заметным. Перегрев смоделируем в условиях, приближенных к «боевым», - предназначенный для этого стенд будет имитировать серию торможений со 100 до 50 км/ч, а соответствующая аппаратура - регистрировать температуру тормозного диска.ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО...Применительно к тормозам - их эффективность. А она напрямую зависит от температуры диска и колодок. С ее ростом увеличиваются тормозной путь автомобиля, усилие на педали тормоза, наконец, скорость износа колодок. Чем меньше тормоза греются, тем лучше. Чтобы оценить с этой точки зрениявентилируемые диски, за отправную точку взяли обычный диск 2108 - под 13-дюймовые колеса, невентилируемый (фото 1). Его конкуренты - вентилируемые 2110 (под 13 дюймов) и 2112 (под 14 дюймов) - последний ставят на машины с 16-клапанными моторами (фото 2и 3). Взглянем на графики. Динамика нагрева каждого из дисков в ходе никла торможений дает наглядное представление о преимушествах вентилируемых тормозов. Худший из тройки, очевидно, 2108. За 25 торможений он нагрелся до 440°С. Для многих тормозных колодок работа в этом режиме окажется смертельной (см. ЗР, 1998, № 7). Того же размера, но с вентиляцией, диск 2110 набрал 300°С. Тоже много? По сравнению с предыдущим сущие пустяки - на 140°С холоднее. А главное, динамика нагрева показала, что если для «восьмых» дисков продолжение в том же духе позволит достичь астрономических температур, то «десятые» вряд ли превысят отметку 350°С. А вот и чемпион - диск 2112. Этот на 21 мм больше в диаметре и тоже с вентиляцией. Его температура оказалась еше на 70°С ниже, достигнув отметки 230°С. График свидетельствует: сколько ни продолжай испытания в выбранном режиме, больше чем еше на 10-20 градусов этот диск нагреть будет трудно. Вот вам и ответ на вопрос, что такое «хорошо». И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО Наконец, мы подобрались к самому интересному - откуда пресловутое биение педали тормоза на вазовских «де-ТАБЛИЦА 1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ТОРМОЗНЫХ ДИСКОВПараметр Отклонение от плоскостности рабочих поверхностей, мм То же после испытаний Непараллельность рабочих поверхностей, мм То же после испытаний Биение рабочих поверхностей. То же после испытаний Твердость, НВ Норма для диска 2108 не более 0,05 Образец 2108-3501070 0,02 0.08 0.02 0,05 0.02 0.02 197-204 Образец 2110-3501070 0,01 0,02 0,01 0,01 0,04 0,02 213-224 Образец 2112-35010700070,08 0,01 0,01 0,03 0,05 193-198не более 0,04ммне более 0,05190-240