76
77
I КОМПАНИИ И РЫНКИ |НАКЛАДОЧКА.:.- Какая прекрасная сегодня луна! - Да, но если бы вы видели ее довойны... ОСКАР УАЙЛЬД ТЕКСТ / МИХАИЛ КОЛОДОЧКИНСПЕРТИЗАСi I | |возрастом мы начинаем говорить, что раньше все было лучше - воздух чише, люди добрее, машины крепче. А не провести ли нам необычную экспертизу и сравнить, скажем, фрикционные накладки сцепления - те, что продаются сегодня, и старенькие, эдак двадцатилетней давности? Давайте попробуем. Современников будут представлять накладки для «Самары» - их у нас набралось шесть типов. Предыдущее поколение приглашено из «частных» коллекций экспертов - в чис-ле экспонатов продукция ярославского ВНИИАТИ образца 1977 года, немецкий ТЕКСТАР 1988 года и т.п. Цель - проверить физико-механические показатели материалов, характеризующие качество современных изделий. И, кроме того, сравнить «день нынешний и день минувший». Измерялось следующее: твердость по Бринеллю, плотность, впитываемость (изменение массы) в воде и моторном масле, коэффициент трения и износ. Плотность - это косвенный показатель жесткости накладки. При прочих равных условиях можно ожидать, что более плотная накладка меньше разбухнет в воде или масле. Точную характеристику этому «разбуханию» дает впитываемость: чем она меньше, тем лучше. А вот твер-дость должна держаться в рамках «от и до»: малая говорит о том, что смола, скорее всего, не полимеризовалась, а большая предвещает скорое растрескивание. С коэффициентом трения все ясно - чем выше, тем лучше. В противном случае появится букет неприятностей: повышенная температура, пробуксовка и др. Тех, кого интересуют подробности, приглашаем заглянуть в наш «Уголок эксперта». Там же приведены ориентировочные пифры, заимствованные из стандартов. Не знаем, как накладки, а вот нормативные документы раньше были пожестче: в частности, теперь из них исчезли требования к параметрам после прокаливания... Производителю это, естественно, на руку - кто знает, что станет приQH (Quinton Hazell Automotive Limited)производство / А нглияОТАпроизводство / И талия«Англичанину» не хватило твердости: при ее измерении он разрушился... Жаль, потому что по износостойкости он бы стал лучшим.Придраться не к чему: на прокаливание изделие практически не отреагировало, особенно в части впитываемое™, а износостойкость даже улучшилась. Итог - заслуженная победа.Хороший коэффициент трения, стабильная износостойкость, но испытания «огнем» не выдержал и погиб при измерении твердости.Licenciaпроизводство / Т урцияКамАЗпроизводство/ Россия«miУ «турка» проблемы с «материальной частью»: до прокаливания сильно разбух от воды, а при измерении твердости просто развалился на куски. А износостойкость нормальная. Изделие сразу просилось на последнее место - ржавое, неопрятное... В общем-то, так и получилось: после прокаливания его перекосило так, что дальнейшие замеры не проводились. Самый высокий коэффициент трения среди новичков и ветеранов. Низкая впитываемость. Все бы хорошо, но прокаливание исказило изделие до неузнаваемости. Да и износостойкость хромает - хуже только немецкий ТЕКСТАР образца 1988 года... УГОЛОК ЭКСПЕРТА (МЕТОДИКА И УСЛОВИЯ ИСПЫТАНИЙ) Накладки отделяют от дисков рассверливанием заклепок. Образцы нарезаются циркулярной пилой и шлифуются по краям нарезки согласно ГОСТ 1786-80. Плотность определяют гидростатическим взвешиванием по ГОСТ 15139-69 при нормальных условиях. Твердость по Бринеллю измеряют дважды - согласно ГОСТ 9012-59 при нормальных условиях, а также после трехчасового прокаливания при температуре 275±5°С. Диаметр стального шарика - 10 мм, нагрузка - 250 кг, время выдержки под нагрузкой - 30 с. За результат испытаний принимают среднее арифметическое трех замеров. Впитываемость выявляют взвешиванием до и после четырехчасовой выдержки образцов в дистиллированной воде или моторном масле. Погрешность взвешивания - 0,01 г, за результат принимают среднее арифметическое нескольких замеров. Коэффициент трения и износ определяют на лабораторной дисковой машине трения. Трение образцов по сухому чугунному кольцу ГОСТ 1412-70. Давление на образцы - 2,7+0,2 кгс/см2, окружная скорость - от 7 до 7,5 м/с, температура при испытаниях-110±10°С. За результат принимают среднее арифметическое нескольких замеров. Износ определяют при постоянном моменте силы трения для пары образцов, равном 1,16±0,1 кгсм. Продолжительность испытаний - 2 часа. Величину износа находят по разности средних арифметических значений толщины образца до и после испытаний. Ориентировочные данные «нормальной» накладки даны в таблице. Данные участников теста приведены по той же форме. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ОБЫЧНОЙ НАКЛАДКИ В СОСТОЯНИИ ПОСТАВКИ Плотность, г/см3 Твердость по Бринеллю. НВ Впитываемость (вода/ моторное масло). % Коэффициент трения Износ по толщине при трении, мм * В скобках - данные после прокаливания 2.05(-) 17-33(31-49) не более 0.8(-) 0.32-0.50Н не более 0.08(-)Победитель после прокаливания... или до? Разницы нет.этом с изделиями и какова реальная температура сцепления на самом деле? Говорят, что не выше 160С. Но поскольку наши испытания не являются сертификационными, мы вольны делать с изделиями все, что хотим. Так сказать, из любопытства. А претензии никому предъявлять не будем. В итоге получилось следующее. Плотность накладок 2000 года в состоянии поставки составила примерно 1,3-1,7 г/см 3 . Два десятка лет тому назад эти цифры были повыше примерно 1,9-2,1 г/см 3 . Твердость также упала: у отечественных накладок она сегодня составляет от 16,6 до 18,5 НВ в состоянии поставки, а у импортных - от 17,9 до 28,4. Раньше было от 14,7 до 25,1 НВ, то есть «средняя» накладка была немного потверже. Пора на печку, точнее - на прокаливание. По идее, «фигура» хорошей накладки после прокаливания долж-на остаться прежней - то же относится к ее параметрам. Однако все получилось совсем не так - обе отечественные накладки вообразили себя «четырехмерными» существами (фото), а «англичанин», «итальянец» СОМЕ и «турок» разрушились при определении твердости. Лишь накладка фирмы ОТА спокойно перенесла испытания для «Иванушки-дурачка» и вылезла из пламени если не краше прежнего, то и не хуже (фото). Таким образом, победитель определился задолго до финиша, а в таблицах появился ряд прочерков... Что касается «пенсионеров», то ярославские, волжские, тамбовские и немецкие накладки прежних лет выпуска перенесли прокаливание спокойно. Что ж, продолжим. Начальная впитываемость воды и масла у ветеранов и новичков оказалась примерно на одном уровне - от 0,6 до 2,7%. Послепрокаливания заметно «разбух» «турок», зато лидер ОТА умудрился вообще не изменить своих параметров! Коэффициент трения также оказался в норме. Что касается износа, то сильнее других «вытерся» камазовец, а также немецкий дедушка ТЕКСТАР - их показатели составили 0,12 и 0,13 мм соответственно. После прокаливания самым износостойким оказался опять ОТА - всего лишь 0,03 мм. Похоже, что древние накладки всетаки были лучше - если из новеньких изделий до финиша в целости и сохранности добрался только победитель, то «старички» вспомнили молодость довольно лихо. Впрочем, говорят, современные автомобили и не должны быть сверхнадежными нужно их просто вовремя менять. Такая вот накладочка получается... Пойду заводить свою старенькую «Волгу»... ИМQнПлотность, г/см3ОТА1,7(1,6) 28,4 (27.5) 0,8/0,8 (2,1/2,1) 0,31(0,39) 0,06 (0,03)СОМЕ1,6(1,4) 22,0 (разрушился) 0,8/0,3 (2,1/3,3) 0,45(0,38) 0,07 (0,07)Licencia1,6(1,6) 19,7 (разрушился) 1,1/0,9 (5,0/2,9) 0,41(0,34) 0,05 (0,06)ВАЗ1Д-) 18,5 (коробление) 2,7/2,1КамАЗ 1.6Н16,6 (коробление) 0,6/0,61.3(1.6) 17,9 (разрушился) 0,6/0,4 (0,4/4,2) 0,39 (0,4) 0,03 (0,04)Твердость по Бринеллю, НВ Впитываемость (вода/моторное масло), % Коэффициент трения Износ по толщине при трении, ммн0,41 (-) 0,05Н0,54(-) 0,12ВН