183
СВОИМИ СИЛАМИ / О СНАСТКАНЕ СОЙТИ«ЖИГУЛИ» ВАЗ-2101... ВАЗ-2107(ПОДШИПНИК ПОЛУОСИ)ТЕКСТ / ВАЛЕНТИН ГРИГОРЬЕВС МЕСТА- например, если возникший занос закончился «контактом» с краем глубокой выбоины, крышкой люка и т. п. (такое бывает на наших дорогах часто). В этом случае ослабленная посадка запорного кольца может обернуться его сдвигом - и если данный узел не разрушится от первого удара, то появившийся люфт довершит дело при следующих. У каждого завода своя «школа». Запорное кольцо для ГАЗ-24 достаточно нагреть перед напрессовкой до 150-180°С (в масле), а для «Москвича» - до 285-325°С (с контролем по сине-фиолетовому цвету побежалости). Для «Жигулей» кольцо нагревают ориентировочно до 300°С - с таким расчетом, чтобы к моменту напрессовки оно остыло до 220-240°С. Почему для установки запорного кольца требуется, согласно официальной технологии, гидравлический пресс? И чем хуже «полевая» технология, когда нагретое в костре кольцо напрессовывают с помощью подошедшей по месту трубы и молотка? Дело в том, что в первом случае в конце напрессовки кольца делается выдержка (уже занявшее свое место кольцо продолжают поджимать, пока оно, остывая, по-настоящему не защемит полуось). Охлаждаясь, кольцо уменьшается не только в радиальном направлении, но ив осевом - и вы-Внутреннее кольцо подшипника, как правило, посажено на полуось с некоторым натягом. Чтобы гарантированно удержать полуось, этого недостаточно, ее страхует очень важная деталь - запорное кольцо, имеющее гораздо больший натяг. Почему бы само внутреннее кольцо подшипника не установить с таким натягом, чтобы оно полноценно удерживало полуось? Ответ прост. Хрупкое кольцо может лопнуть из-за чрезмерных напряжений. Подшипник автомобилей ВАЗ-2101...2107 устанавливают на полуось с натягом 0,0020,025 мм. Не более. Зато натяг в посадке на полуось запорного кольца куда серьезнее! Казалось бы, можно обойтись гораздо меньшим натягом. Но это не так. Проверять надежность напрессовки кольца положено под усилием сдвига 2 тонны. Между тем даже при самом энергичном, на грани срыва в занос, повороте реальное усилие, «вытягивающее» полуось «Жигулей», никак не больше 350 кгс. К тому же часть его берет на себя внутреннее кольцо подшипника. Но дело в динамических нагрузках: в некоторых случаях колесо (а значит, и полуось с подшипником) подвергается сильным боковым ударамдержка обеспечивает такую сборку узла, при которой между запорным кольцом и внутренним кольцом подшипника не только не останется зазора, но даже сохранится некоторый натяг, гарантирующий взаимную неподвижность деталей узла. Запрессовка с помощью трубы и молотка дает в известной мере случайный результат. Например, при последнем ударе, который нанес мастер, кольцо отскочило на долю миллиметра от подшипника и тут же «закусило» полуось - вот вам и зазор! Другой вариант: горячее кольцо, схватив полуось, продолжает остывать, уменьшаясь ив осевом направлении. Теперь между ним и подшипником появляется пусть небольшой, но зазор, который в дальнейшем может сыграть отрицательную роль. Например, при рабочих нагрузках внутреннее кольцо подшипника (особенно если его натяг минимальный) начнет двигаться, проворачиваться относительно полуоси, а дальше процесс износа узла идет лавинообразно... И не исключено, что придется заменить полуось в сборе с подшипником. Обратим внимание еще на одно обстоятельство: натяг 0,087-0,15 мм (на «Жигулях») рассчитан на тот случай, когда новое кольцо напрессовано на новую полуось. Если же с нее уже снимали старое, то микронеровности на поверхности полуоси несколько «сглажены» и натяг в посадке нового кольца будет меньше. Меньше станет и натяг в посадке подшипника. С учетом всего вышесказанного и собственного немалого опыта на нашей СТО отработали технологию напрессовки ненагретого кольца, исключающую как удары трубой, так и применение гидравлического пресса. Запрессовка подшипника показана на рис. 1, а запорного кольца- на рис. 2. При работе используется скоба 6, представленная в материале о снятии подшипника и старого запорного кольца (ЗР, 1998, № 9). 1»Р|1x45° 2 фаскиРис. 1. Запрессовка подшипника: 1 - полуось; 2 - винт; 3 - подшипник; 4 - втулка; 5 - оправка; 6 - скоба.Рис. 2. Запрессовка запорного кольца: 1 - полуось; 2 - винт; 3 - запорное кольцо; 4 - втулка; 5 - оправка; 6 - скоба.2/2Ш